25.07.2005 ЛИТВА ДУШИТ КАЛИНИНГРАД (RBC daily) 
 
 
 
 
 

Ровно через три недели Литовские железные дороги повышают на 15% тарифные ставки за транзитные перевозки в направлении Калининградской области и обратно по территории Литвы. Особенно сильно это может ударить по Калининградскому морскому торговому порту (КМТП), так как грузовладельцам в связи с увеличением стоимости транзита будет выгоднее переваливать свои грузы через другие порты. По мнению экспертов, в этом году порт едва ли превысит прошлогодние показатели. Отсутствие стабильной тарифной политики Литвы уже привело к потере грузооборота в июне. Ряд портовиков предлагает добиться отмены повышения тарифов за счет перевода части грузов на литовский порт Клайпеда. Однако, по мнению экспертов, КМТП едва ли удастся что-то сделать. Калининграду остается надеяться только на то, что рано или поздно Литве станет выгоднее получать налоги с железной дороги и порта, а не переключать грузы на Клайпеду за счет повышения тарифов.
По итогам прошлого года грузооборот Калининградского порта (49% акций принадлежит OOO «Дорк», 12% – ЗАО «ГАЗ-ОЙЛ») увеличился на 14,9% по сравнению с 2003 г. – до 7,72 млн т. Объем экспортных перевозок возрос на 12%, составив 6,98 млн т. В первом полугодии текущего года КМТП увеличил объем переработки грузов на 13,9% – до 2,45 млн т. Объем экспортных грузов составил 1,95 млн т, увеличившись на 7,9%. В частности, на 60% увеличилась перевалка контейнеров, на 18,9% – черных металлов, на 12,6% – нефти и нефтепродуктов.
Однако не исключено, что во втором полугодии положение порта может резко измениться. Дело в том, что с 15 августа ОАО «Литовские железные дороги» повышает на 15% тарифные ставки за транзитные перевозки в направлении Калининградской области и обратно по территории Литвы. В список подпадающих под повышение товаров вошли нефть и нефтепродукты, скоропортящиеся грузы в рефвагонах и черные металлы. По словам калининградских железнодорожников, эти виды грузов занимают около 60% в общей структуре грузопотока железной дороги. Это уже третье повышение тарифов за последнее время. По оценкам экспертов, в общей сложности за год с учетом предстоящей индексации литовские тарифы на калининградском направлении вырастут на 41%.
Повышение тарифов грозит Калининградскому порту серьезной потерей грузооборота. В сложившихся условиях, несмотря на понижающий тарифный коэффициент, грузовладельцам выгоднее переваливать свои грузы через другие порты. Наиболее вероятным претендентом называется порт Санкт-Петербург. Это неудивительно. По данным самого Калининградского порта, для одного из главных грузовладельцев порта Новолипецкого металлургического комбината транзит по Литве увеличивает стоимость груза на 1,5 долл. за т плюс 0,5 долл. за транзит по российским дорогам.
Первые результаты отсутствия стабильной тарифной политики во взаимоотношениях с Литовскими железными дорогами уже видны. В июне этого года грузооборот Калининградского порта составил 294 тыс. т, что на 88 тыс. т меньше аналогичного периода прошлого года. Мало того, во втором полугодии прогнозируется резкий спад грузопотока нефти и нефтепродуктов, черных металлов, рефрижераторных грузов, которые составляют основу грузооборота порта. Как заявил в начале месяца коммерческий директор порта Валерий Тарасов, в этом году грузооборот порта, скорее всего, останется на уровне прошлого года вместо запланированных 5,3 млн т.
Как заявил в конце прошлой недели и.о. директора ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» Андрей Крайний, проблема повышения Литовской Республикой тарифных ставок на транзит калининградских грузов по территории этой страны может быть решена путем отказа от части получаемых в настоящее время товаров. По его словам, возможно, часть грузов придется отдать на Клайпедское направление, в таком случае литовская сторона, заинтересованная в увеличении грузооборота Клайпедского порта, не повысит тарифы.
Однако, по мнению экспертов, переломить ситуацию в ближайшее время порту едва ли удастся. «Сам порт ничего не может предпринять – у него нет никаких рычагов давления на литовскую сторону», – сказал RBC daily директор проектов информационно-аналитического агентства SeaNews Алексей Безбородов. В то же время у Калининградского порта пока еще остается небольшой шанс. «Рано или поздно перед Литвой встанет вопрос, что выгоднее: за счет повышения тарифов перенаправить грузы из Калининграда в Клайпеду или все-таки сформировать сбалансированную транспортную политику и получать налоги как с железных дорог, так и с порта». По мнению эксперта, скорее всего, Литва выберет последний вариант.
Евгения Гаврилюк, 25.07.2005

Читайте также:

09.10.17 5 тысяч 50! - новый рекорд открытого борта «Крузенштерна»

Новый рекорд открытого борта»

7 октября 2017 года 5050 горожан и гостей региона познакомились с морской визитной карточкой Калининграда и России.


29.09.17 День открытого борта

День открытого борта»

В период стоянки УПС “Крузенштерн» в Калининградском морском рыбном порту 07октября 2017 года планируется проведение Дня открытого борта


26.09.17 Коллектив Калининградского морского рыбного порта скорбит о потере

Ветеран Отечественной войны, ветеран становления Калининградской области, ветеран рыбного порта, основатель Музея рыбного порта Евгений Васильевич Белоусов

24 сентября на 89-м году жизни скончался ветеран Отечественной войны, ветеран становления Калининградской области, ветеран рыбного порта, основатель Музея рыбного порта Евгений Васильевич Белоусов.


22.09.17 В Калининградском рыбном порту проведено комплексное учение по отработке взаимодействия при ЛАРН

В Калининградском рыбном порту проведено комплексное учение по отработке взаимодействия при ЛАРН

На акватории морского порта Калининград 20 сентября 2017 года было проведено комплексное учение на тему: «Отработка взаимодействия сил и средств, привлекаемых для ликвидации разлива нефтепродуктов в акватории топливно-грузового комплекса (ТГК) ФГУП «Калининградский морской рыбный порт».


20.09.17 Готовимся встретить барк «Крузенштерн»

Готовимся встретить барк «Крузенштерн»

До окончания третьего рейса навигации 2017 года остаются считанные дни. Уже в предстоящее воскресенье, 24-го сентября родные и близкие смогут обнять своих моряков.


18.09.17 В Санкт-Петербурге прошёл Международный рыбопромышленный форум

Международный рыбопромышленный форум

Ключевое событие рыбохозяйственной отрасли - Международный рыбопромышленный форум и Выставка рыбной индустрии, морепродуктов прошли с 14.09.2017 по 16.09.2017 года в Санкт-Петербурге.


16.08.17 18 августа барк «Крузенштерн» традиционно ошвартуется в Калининградском рыбном порту.

18 августа барк «Крузенштерн» традиционно ошвартуется в Калининградском рыбном порту.

Торжественное построение возвестит об официальном окончании второго учебного рейса на барке «Крузенштерн».


11.08.17 Международные учения по ликвидации разлива нефти в результате аварии на стационарной морской платформе «BALEX DELTA – 2017» прошли в среду на Балтике у берегов Калининградской области.

Международные учения по ликвидации разлива нефти

В учениях приняли участие силы и средства Дании, Польши, России, Финляндии, Швеции. За ходом «спасательной операции» наблюдали представители этих стран, а также Литвы, Латвии, Польши и Великобритании.


13.07.17 Калининградский морской рыбный порт отметил День рыбака и 70-летие со Дня образования

Юбилей Калининградского морского рыбного порта

В этом году празднование Дня рыбака практически совпало с 70-летием Калининградского морского рыбного порта.


28.06.17 В Калининградском рыбном порту побывала делегация Исландии

В Калининградском рыбном порту побывала делегация Исландии

В Калининградском рыбном порту побывала делегация Исландии


Новости по темам

Rambler's Top100