15.04.2005 АНДРЕЙ КРАЙНИЙ: MARS ВЛОЖИЛ 190 МЛН $ И ПЛАТИТ НАЛОГИ

RBCDAILY.RU: КАЛИНИНГРАДЦАМ ДАДУТ КАРТ-БЛАНШ

Правительство РФ одобрило проект закона, написанного специально для привлечения инвесторов в Калининградскую область
Вчера правительство РФ одобрило законопроект «Об особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области». Новый закон должен прийти на смену прежнему, принятому в 1996 г. и определяющему Калининградскую область как свободную экономическую зону (СЭЗ), и обещает быть более дружелюбным по отношению к инвесторам. В частности, на своем вчерашнем заседании правительство одобрило инициативы Германа Грефа, который предложил освободить инвесторов от уплаты налога на прибыль и налога на имущество на шесть лет с начала инвестиционного цикла, с 7-го по 12-й год работы дать им право уплачивать половину ставки налога на прибыль. Кроме того, согласно предложениям МЭРТ, инвесторы, приходящие в Калининградскую область, для получения льгот должны будут вложить в экономику региона сумму более 150 млн руб. в течение 3 лет. Срок действия режима особой экономической зоны составит 25 лет. А сам закон может быть принят уже в ближайшие месяцы: за 3 дня МЭРТ внесет технические уточнения в данный законопроект, после чего документ будет представлен в первом чтении на рассмотрение Госдумы. По мнению экспертов, об эффективности нового закона скажет то, начнут ли после его принятия создаваться в области экспортоориентированные предприятия или нет.

Калининградская область стала свободной экономической зоной 9 лет назад. Однако, как отмечают в правительстве РФ, закон «О свободной экономической зоне в Калининградской области» не справился со своей задачей по стимулированию экономического развития области, и его результатом стало только наращивание импорта. Регион так и не смог привлечь большого количества инвесторов и продолжает оставаться дотационным. Сторонники нового закона говорят, что в данном контексте его принятие станет настоящим прорывом. «Проблема закона, действующего с 1996 г., в том, что он предоставлял в основном только таможенные льготы и только в отношении товаров, которые либо потреблялись в Калининградской области, либо были подвергнуты достаточной переработке на ее территории. В результате организациям, работающим на территории Калининградского региона, было выгоднее купить сырье или товар за границей, нежели приобретать его у местных производителей. В результате местные налогоплательщики – крупные промышленные заводы и предприятия пищевой промышленности – пришли в упадок, а вместе с ними пришла в упадок и Калининградская область. Если в Россию импортируются товары, то все деньги проходят транзитом, никаких средств на свое развитие от этой деятельности область не получает и на сегодняшний день является дотационным регионом. Как следствие, балтийский анклав России потерял свою инвестиционную привлекательность для крупных иностранных компаний. Те льготы, которые существуют на сегодняшний момент, не позволяют иностранным инвесторам выстроить эффективный бизнес в такой географически привлекательной части России, которой является Калининградская область, – комментирует RBC daily ситуацию Александр Лемчик, начальник отдела структурного и налогового консалтинга PRADO Group. – Новый закон об ОЭЗ в Калининградской области направлен прежде всего на «реанимацию» региона в плане инвестиционной привлекательности и стимулирование инвестиций, как внутрироссийских, так и иностранных. Регион должен превратиться из «транзитной зоны» в зону фундаментальных производств, капвложений и банковских инвестиций».

Противники одобренного правительством документа более осторожны в оценках. «Я не думаю, что само по себе принятие нового закона кардинально изменит ситуацию с привлечением инвестиций в Калининградскую область. Есть реальная опасность того, что после принятия нового закона пройдет совсем немного времени и станет понятно, что он окажется неэффективным. Причина в том, что у Калининградской области нет стратегии развития на 10, 20, 30 лет вперед. И по большому счету до сих пор никто не может внятно сказать, какой же мы все-таки хотим видеть эту область в будущем, чем она должна стать для России. Закон же – это только инструмент, помогающий в достижении поставленной цели. И в этом смысле совершенно необязательно принимать новый нормативный акт, достаточно было скорректировать прежний, действующий с 1996 г., учтя новые экономические реалии, возникшие с принятием новых Налогового и Таможенного кодексов», – сказал RBC daily Андрей Крайний, директор Калининградского морского рыбного порта, политик.

По мнению г-на Крайнего, наиболее приемлемая стратегия развития Калининградской области – это работа по двум основным направлениям. «Во-первых, нужно сделать так, чтобы предыдущие достижения области (а именно успешно работающие «Автотор», современные рыбоперерабатывающие предприятия и т. д.) не были уничтожены и успешно развивались. Во-вторых, надо сделать ставку на создание экспортоориентированных производств (на сегодня их в регионе всего несколько процентов). Это очень выгодно и экономически, и с точки зрения имиджа – у стран ЕС изменится отношение к Калининградской области, ее начнут воспринимать как равного экономического партнера. Как пример можно наладить выпуск катализаторов для европейских автопроизводителей. Сегодня и Mercedes, и BMW, и Volkswagen, и другие автогиганты импортируют катализаторы из США и Китая. Почему бы им не покупать эту продукцию, конкурентоспособную по качеству и по ценам в Калининградской области?» – отмечает он.

Теоретически ничего сложного в организации производства тех же катализаторов (как и многой другой востребованной за рубежом продукции) в регионе нет, но это только теоретически. «Поставщики керамики и платины в России имеются. Создать завод по производству катализаторов в Калининградской области стоит 200 млн долл. И даже есть китайский инвестор, который готов вложить эти средства. Но для создания СП ему нужно бегать по разным инстанциям четыре месяца и что-то выпрашивать. Уверяю вас, ни один уважающий себя инвестор на это не пойдет и скорее вложит средства в регионы и страны с действительно благоприятным инвестиционным климатом. В этом недружелюбном отношении к инвесторам и заключается парадокс. Например, администрация города Ступино Московской области ухаживала за компанией Mars как за девушкой, для того чтобы организовать ее приход в кратчайшие сроки. Результат – в Ступино уже давно работает завод Mars, инвестировавший в его строительство 190 млн долл. и исправно платящий налоги в местный бюджет. Для того чтобы следовать этому примеру, не надо принимать какие-то новые законы. Нужно принять четкую стратегию развития региона и напряженно работать для ее осуществления», – отмечает Андрей Крайний.

Впрочем, шансы на то, что ситуация с приходом «экспорторориентированных» инвесторов улучшится, все-таки есть. «Я прогнозирую, что с принятием закона в области откроется множество экспортообразующих производств нефтяной, пищевой, легкой и тяжелой промышленности. Откроется множество представительств крупных иностранных и российских банков, страховых и консалтинговых компаний. Это в свою очередь привлечет в регион более мелких производителей, торговые сети и обслуживающие предприятия. Наличие таких предприятий и организаций позволит справиться с дефицитом бюджета Калининградской области и сделает ее экономически привлекательной для иностранных государств-соседей», – говорит Александр Лемчик из PRADO Group.



Читайте также:

20.11.17 Глава Нацрыбресурса Сергей Харьков представил Руководителю Росрыболовства Илье Шестакову проект рыбного кластера в Калининградской области

Сергей Харьков представил Руководителю Росрыболовства план развития порта

17 ноября в рамках рабочей поездки в Калининградскую область заместитель министра сельского хозяйства России — руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков посетил подведомственные ФГУП «Нацрыбресурс» Калининградский морской рыбный порт и удаленный морской терминал «Пионерский».


08.11.17 3 ноября состоялся визит в рыбный порт Главного федерального инспектора
по Калининградской области Елисеева С.В.

Визит Главного федерального инспектора по Калининградской области в рыбный порт

Планы об организации мелкооптовой и розничной торговли на территории рыбного порта озвучил врио директора ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» Игорь Разинкин на совещании под руководством Главного федерального инспектора по Калининградской области.


02.11.17 Коллектив рыбного порта поздравляет Всеволода Яковлевича Куликова с 90-летием!

Коллектив рыбного порта поздравляет Всеволода Яковлевича Куликова  с 90-летием!

2 ноября 2017 года исполняется 90 лет ветерану Великой Отечественной войны Всеволоду Яковлевичу Куликову.


31.10.17 «Нацрыбресурсы» приступают к возрождению «Калининградского морского рыбного порта»

«Нацрыбресурсы» приступают к возрождению «Калининградского морского рыбного порта»

З0 октября 2017 года вышел Указ Президента Российской Федерации, Владимира Владимировича Путина, о реорганизации ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» путём присоединения к нему ФГУП «Калининградский морской рыбный порт».


09.10.17 5 тысяч 50! - новый рекорд открытого борта «Крузенштерна»

Новый рекорд открытого борта»

7 октября 2017 года 5050 горожан и гостей региона познакомились с морской визитной карточкой Калининграда и России.


29.09.17 День открытого борта

День открытого борта»

В период стоянки УПС “Крузенштерн» в Калининградском морском рыбном порту 07октября 2017 года планируется проведение Дня открытого борта


26.09.17 Коллектив Калининградского морского рыбного порта скорбит о потере

Ветеран Отечественной войны, ветеран становления Калининградской области, ветеран рыбного порта, основатель Музея рыбного порта Евгений Васильевич Белоусов

24 сентября на 89-м году жизни скончался ветеран Отечественной войны, ветеран становления Калининградской области, ветеран рыбного порта, основатель Музея рыбного порта Евгений Васильевич Белоусов.


22.09.17 В Калининградском рыбном порту проведено комплексное учение по отработке взаимодействия при ЛАРН

В Калининградском рыбном порту проведено комплексное учение по отработке взаимодействия при ЛАРН

На акватории морского порта Калининград 20 сентября 2017 года было проведено комплексное учение на тему: «Отработка взаимодействия сил и средств, привлекаемых для ликвидации разлива нефтепродуктов в акватории топливно-грузового комплекса (ТГК) ФГУП «Калининградский морской рыбный порт».


20.09.17 Готовимся встретить барк «Крузенштерн»

Готовимся встретить барк «Крузенштерн»

До окончания третьего рейса навигации 2017 года остаются считанные дни. Уже в предстоящее воскресенье, 24-го сентября родные и близкие смогут обнять своих моряков.


18.09.17 В Санкт-Петербурге прошёл Международный рыбопромышленный форум

Международный рыбопромышленный форум

Ключевое событие рыбохозяйственной отрасли - Международный рыбопромышленный форум и Выставка рыбной индустрии, морепродуктов прошли с 14.09.2017 по 16.09.2017 года в Санкт-Петербурге.


Новости по темам

Rambler's Top100