Новости

24.01.2008 GOVERNMENT.RU: О МЕРАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА



В последнее время Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации уделяется значительное внимание вопросам развития отечественного рыбохозяйственного комплекса.

Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год и поручениях по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 31 августа 2007 года дан необходимый импульс для решения вопросов развития рыбохозяйственного комплекса, а также определены стратегические приоритеты развития отрасли.

Данные обстоятельства объясняются преимущественно следующими факторами.

Последние пять лет Россия демонстрирует высокие темпы роста экономики. Основными локомотивами развития экономики стали резкий рост инвестиционной активности, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, а также наличие резервов свободных мощностей в производстве и инфраструктуре.
При этом для обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста очевидна необходимость диверсификации экономики, развития прорывных технологий, создания эффективно функционирующей инфраструктуры.

Природные ресурсы являются одним из важнейших активов государства и представляют собой не только основу для развития экономики и социальной сферы, но и гарантию нормальной жизнедеятельности будущих поколений. Российская Федерация обладает колоссальным потенциалом в виде запасов водных биологических ресурсов, что является естественным конкурентным преимуществом нашей страны в глобальной экономике и государственный интерес должен заключаться в том, чтобы каждая добытая тонна водных биоресурсов приносила максимальный доход. При этом необходимо констатировать, что данный потенциал в настоящее время используется недостаточно эффективно.
Удельный вес рыбохозяйственного комплекса в общем объеме реализации промышленных товаров страны не превышает 1 %, пищевой промышленности - 7,4 %. При этом, рыбохозяйственный комплекс является не только поставщиком продукции сельскому хозяйству, медицинской, космической, химической, кожевенной, меховой, обувной промышленности, торговли и другим отраслям экономики, но и потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной, легкой и химической промышленности, всех видов транспорта, обеспечивая занятость около 3 млн. человек в смежных отраслях экономики.

До 80-х годов рыболовство было одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики страны. Однако, с начала 90-х годов прошлого века, в результате воздействия целого ряда политических, общеэкономических и внутриотраслевых причин, в рыбохозяйственном комплексе сложилась кризисная ситуация.
С 1991 года по 2002 год общий объем добычи водных биологических ресурсов снизился с 6,93 млн. тонн до 3,29 млн. тонн или на 52,5 %. Объем добычи в исключительных экономических зонах иностранных государств сократился на 58,5 %, в открытых районах Мирового океана - на 67 %.

С 1991 года по 2002 год уловы водных биологических ресурсов во внутренних водоемах страны уменьшились почти в 2 раза.
Потребление рыбной продукции в расчете на душу населения сократилось в 1,6 раза и составило 10 килограммов в год, численность работающих в рыбном хозяйстве сократилась на 33 %.
В данных условиях требовалось принятие срочных мер по решению накопившихся в отрасли проблем.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 г. была одобрена Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года (далее Концепция), которая определила основные направления формирования единой государственной политики в области развития рыбной отрасли на долгосрочный период.

В соответствии с Концепцией основной целью развития рыбного хозяйства в Российской Федерации определено достижение устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов, развития аквакультуры, обеспечивающего удовлетворение внутреннего спроса на рыбную продукцию, продовольственную независимость страны, социально-экономическое развитие регионов, экономика которых зависит от прибрежного рыбного промысла.

В ходе реализации первого (2003-2005 годы) этапа Концепции осуществлены следующие мероприятия.

Начиная с 2004 года в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" введена плата за пользование водными биологическими ресурсами путем установления фиксированных ставок сборов за пользование каждым объектом водных биологических ресурсов, пришедшая на смену системе продажи части промышленных квот на вылов водных биоресурсов на аукционной основе в период 2001-2003 гг.

На базе постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов" в течение 2003-2004 годов создана прозрачная система распределения водных биологических ресурсов на долгосрочной основе. Принят Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Указанный закон закрепил нормы, касающиеся квотирования водных биоресурсов, установил основные права и обязанности пользователей этих ресурсов, определил полномочия органов государственной власти.

Принятие данных нормативных правовых актов создали определенные предпосылки для более эффективного планирования рыбохозяйственными организациями своей производственной деятельности. Кроме того, в результате реализации административной реформы в 2004 году государственные функции управления рыбным хозяйством, а также все элементы его инфраструктуры оказались "разбросаны" между федеральными органами исполнительной власти (Минсельхоз России, Россельхознадзор, Росрыболовство, Росморречфлот), что не позволяло принимать эффективные управленческие решения.
Разработанные в тот период проекты нормативных правовых актов по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса постоянно дорабатывались и проходили множественные согласования. В результате принятие многих нормативных правовых актов неоправданно затянулось.

В результате по итогам реализации первого этапа Концепции развитие рыбохозяйственного комплекса в период 2003-2005 годы характеризовалось следующими показателями. Добыча водных биологических ресурсов снизилась с 3,31 млн. тонн до 3,21 млн. тонн или на 3,1 %, уровень производства товарной пищевой рыбной продукции остался практически без изменений - 2,91 млн. тонн в 2003 году и 2,93 млн. тонн - в 2005 году, импорт рыбной продукции за данный период увеличился на 0,26 млн. тонн или на 36%, что привело к снижению доли отечественных пищевых рыбных продуктов на внутреннем рынке на 8,7 %.

В итоге необходимо констатировать, что в течение первого этапа реализации Концепции переломить кризисные явления, а также создать условия для динамичного развития рыбохозяйственного комплекса не удалось. С учетом современных реалий экономики, новых направлений и стратегических приоритетов назрела необходимость актуализации целей, задач и обеспечивающих мероприятий Концепции развития рыбного хозяйства до 2020 года.
Кроме того, необходимо разработать и утвердить план действий по реализации Концепции, содержащий перечень мероприятий, ответственных исполнителей, сроки подготовки и принятия нормативных правовых актов, необходимых управленческих решений, а в некоторых случаях и количественные показатели результатов работы.

Следует отметить, что в течение последнего времени Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти проделана значительная работа по созданию необходимой нормативной правовой основы для развития рыбохозяйственного комплекса.
В конце 2007 года Федеральным законом от 6 декабря 2007 г. внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, которыми предусматривается:
- запрет на осуществление добычи водных биоресурсов иностранными лицами, а также российскими гражданами с судов, принадлежащих иностранным лицам;
- необходимость доставки водных биоресурсов, добытых при осуществлении промышленного рыболовства на таможенную территорию Российской Федерации;
- закрепление долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на десятилетний период;
- установление ставок сбора за каждый объект водных биоресурсов в размере 10% ставок сбора при реализации или переработке доставленных на территорию Российской Федерации водных биоресурсов;
- изменение порядка определения общих допустимых уловов и сокращение перечня видов, для которых устанавливаются общие допустимые уловы, введение оперативного регулирования промысла анадромных видов рыб.

Федеральным законом от 30 октября 2007 г. внесены изменения в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", предусматривающие возможность осуществления на территориях морских портов, речных портов переработки водных биоресурсов с льготным режимом налогообложения.

В 2007 году в приоритетный национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса" включены меры государственной поддержки развития промышленного рыбоводства путем возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыбоводства, а также на срок до 5 лет на приобретение племенного материала рыб, техники и оборудования для промышленного рыбоводства.

Кроме того, разработаны и приняты законодательные акты, направленные на усиление ответственности за не регламентируемый промысел водных биоресурсов и пресечение экономических предпосылок браконьерства.

Федеральным законом от 3 ноября 2006 г "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" значительно увеличены санкции за нарушение правил рыболовства. Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены нормы, в соответствии с которыми безвозмездно изъятые или конфискованные особо ценные водные биоресурсы и продукты их переработки подлежат уничтожению.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 3 1 августа 2007 года в настоящее время федеральными органами исполнительной власти прорабатываются следующие вопросы:
- создания отраслевого головного центра системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов, обеспечивающего формирование соответствующей межведомственной информационной базы;
- разработки системы регулирования вылова водных биологических ресурсов, обеспечивающей сбалансированность объемов общих допустимых уловов и имеющихся промысловых мощностей;
- разработки комплекса мер, направленных на повышение эффективности работы отраслевых научно-исследовательских институтов;
- принятия мер по упорядочению торговли продукцией из ценных видов водных биологических ресурсов;
- разработки нормативных правовых актов, предусматривающих сокращение сроков прохождения рыбопромысловыми судами пограничного, таможенного, санитарного, ветеринарного и других видов контроля в портах Российской Федерации;
- разработки системы государственной поддержки строительства рыбопромыслового флота на российских судостроительных верфях;
- подготовки предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих ужесточение уголовной и административной ответственности за незаконный промысел водных биологических ресурсов;
- разработки проекта федерального закона об аквакультуре;
-разработки федеральной целевой программы, направленной на развитие рыбохозяйственного комплекса, предусматривающей комплекс мер, обеспечивающих стимулирование поставок водных биоресурсов и продукции из них на территорию России, а также наращивание производственных мощностей для переработки водных биоресурсов на территории Российской Федерации.

В результате наметилась устойчивая тенденция стабилизации положения дел в отрасли. Развитие рыбохозяйственного комплекса в период 2006-2007 годы по сравнению с 2005 годом характеризовалось следующими показателями: добыча водных биологических ресурсов увеличилась на 6,8 %, рост производства товарной пищевой рыбной продукции составил 2 %, снижение импорта рыбной продукции составило 11,3 % при одновременном увеличении доли отечественных пищевых рыбных товаров на внутреннем рынке на 4,6 %, рентабельность товарной продукции составила - 3-3,8 %.

При этом необходимо отметить несоответствие указанных позитивных изменений наблюдаемым в последние годы темпам роста экономики страны в целом, что свидетельствует о том, что предпринимаемые до настоящего времени меры оказались недостаточными для обеспечения устойчивого роста и повышения конкурентоспособности отрасли.

Сдерживающими факторами развития рыбохозяйственного комплекса в настоящее время являются:
- технологическая отсталость и высокий износ основных фондов;
- низкая инвестиционная привлекательность рыбохозяйственного комплекса;
- снижение научного потенциала;
- неразвитость рынков рыбных товаров и низкая конкурентоспособность рыбных товаров.

Рассмотренные факторы и причины, в разной степени зависят друг от друга и образуют системную проблему рыбохозяйственного комплекса России. Очевидно, что для ее преодоления нужны согласованные усилия государства - необходим целый комплекс мер по развитию рыбохозяйственного комплекса, целью которых станет удовлетворение растущего спроса российского населения на рыбные товары при опережающем росте предложения отечественной продукции с высокой долей добавленной стоимости.
Проблемы технологической отсталости, высокого износа основных фондов, низкой инвестиционной привлекательности и пути решения.

Российская рыбохозяйственная отрасль на протяжении всего периода после распада СССР являлась бездотационной, при этом обеспечивая значительные финансовые поступления в бюджетную систему Российской Федерации.

Кроме того, проводимая государством налоговая, кредитная, тарифная политика в отношении рыбохозяйственного комплекса не способствовала наращиванию инвестиционногопотенциала, обеспечению конкурентоспособности отрасли.

Отсутствие у организаций рыбохозяйственного комплекса достаточного количества собственных средств, доступных кредитных ресурсов, а также необходимой государственной поддержки не позволило большинству предприятий осуществить масштабную модернизацию добывающей, перерабатывающей инфраструктуры и переход на новые технологии, обеспечивающие конкурентные преимущества по сравнению с иностранными производителями рыбной продукции.

Российский рыбопромысловый флот на сегодняшний день насчитывает более 3000 судов различного назначения: добывающие, обрабатывающие, транспортные, научно-исследовательские и другие. Флот обеспечивает около 90% общего объема вылова водных биоресурсов. На судах сосредоточено более 75% производственных мощностей отрасли по выпуску пищевой рыбной продукции. В настоящее время основу рыбопромыслового флота составляют малоэффективные, физически изношенные и морально устаревшие суда. Физический износ рыбопромыслового флота составляет 68% и подходит к критическим отметкам.

Анализ тенденций изменения количественного, типового и возрастного состава судов рыбопромыслового флота за 1992-2006 гг. говорит о том, что ситуация усугубляется нерегулируемым, хаотичным пополнение флота в основном за счет приобретения и постановки на промысел бывших в употреблении судов.
Так, за период 2003-2007 годы на флот поступило всего 357 судов, это в основном иностранные суда бывшие в эксплуатации, срок службы у 50% которых превышает 15 и более лет. Новой постройки 26 судов из них 18 судов - это маломерные суда. При этом списано 842 судна.

Отечественный рыбопромысловый флот практически прекратил промысел биоресурсов многих открытых и освоенных ранее районов, где в предыдущие годы добывалось до 5 млн. тонн биоресурсов, и в ближайшей перспективе рискует потерять их навсегда.

Прибрежные страны третьего мира (Намибия, Чили, Перу и др.) под давлением рыболовного лобби в настоящее время законодательно вводят запрет на допуск иностранных судов. Такие страны, как Япония, Китай, ЕС за счет крупных вкладов (финансовых и технических) в инфраструктуру прибрежных государств, таких как Марокко, Мавритания, Мадагаскар, Ангола, Мозамбик, заполняют те ниши, которые когда-то занимал СССР. Таким образом, происходит вытеснение российского флота добывающими флотами этих стран.
В этих условиях необходимо обеспечить концентрацию и координацию имеющихся финансовых и организационных ресурсов государства для организации экспедиционного промысла водных биоресурсов в конвенционных и открытых районах Мирового океана, реализации проектов строительства современных высокотехнологичных судов рыбопромыслового флота путем создания акционерного общества со стопроцентным государственным капиталом "Росрыбфлот" на базе ОАО "Архангельский траловый флот" с включением в состав имущества на первом этапе 27 судов, построенных под гарантии Правительства Российской Федерации.

Создание ОАО "Росрыбфлот" позволит сохранить научно-производственный потенциал рыбохозяйственного комплекса, обеспечить геополитическое присутствие России в Мировом океане, что не представляется возможным реализовать без соответствующей государственной поддержки. Анализ показывает, что, если ближайшее время не начнется процесс масштабного обновления флота, то к 2015 году общий объем уловов сократится до 2,6 млн. тонн по сравнению с существующим уровнем 3,2-3,3 млн. тонн, что может привести к существенному сокращению производства рыбных продуктов в стране, среднедушевого потребления до 11,6 кг и одновременному наращиванию экспансии импортной рыбопродукции.

Одной из основных проблем отечественного рыбоперерабатывающего комплекса является исчерпание потенциальных возможностей материально-технической базы.
Инвестиции в основной капитал в последние годы не превышают 18% от уровня 1990 года. Физический износ основных производственных фондов приближается к 60%, что приводит к снижению уровня конкурентоспособности вырабатываемой продукции и услуг.

Уровень использования мощностей рыбоперерабатывающего производства в целом по стране остается низким. Так, производственные мощности по консервному производству задействованы на 44,8%, кулинарному производству - 42,1 %, коптильному - 23,4%), морозильному - 26%.

Опережающий рост цен, особенно на топливо и другие ресурсы текущего производственного потребления, обуславливает рост издержек предприятий, занятых промыслом и переработкой водных биоресурсов, что особенно актуально для отечественной переработки.

Необходимо отметить, что переломить ситуацию с обновлением производственных мощностей рыбохозяйственного комплекса без соответственной государственной поддержки в ближайшее время не удастся. Основные проблемы, стоящие перед морскими терминалами^ предназначенными для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота в морских портах Российской Федерации, - это необходимость их реконструкции, включая усиление причалов, дноуглубительные работы, строительство защитных гидротехнических, оснащение современным подъемно-транспортным оборудованием, строительство подъездных путей и модернизация производственной инфраструктуры рыбных терминалов в морских портах.

Существует острая необходимость системного подхода к формированию благоприятного режима обслуживания рыбопромысловых судов и продукции из водных биоресурсов в российских морских портах.

Портовое хозяйство в настоящее время объединяет 16 морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота в морских портах Российской Федерации, 7 морских терминалов имеют глубоководные причалы, способные обрабатывать крупнотоннажные суда. Общая протяженность причального фронта морских терминалов в морских портах составляет более 20 км с глубиной у причалов от 3 до 12 м. Общая потенциальная пропускная способность данных терминалов в настоящее время составляет около 8 млн. тонн.
Главное назначение указанных терминалов в морских портах - это базирование судов рыбопромыслового флота, межпутинного отстоя и ремонта судов, их комплексного обслуживания, включающего выгрузку-погрузку рыбопродукции, обеспечение промысловым снаряжением, продуктами, топливом, водой, подготовку судов к промыслу на длительный период времени.

Однако на протяжении ряда лет наблюдается тенденция к снижению числа заходов рыбопромысловых судов в российские морские порты. Наличие значительных административных барьеров, высокие ставки сборов делают непривлекательными для рыбодобывающих компаний отечественные морские порты. Также наблюдается сокращение в морских терминалах обработки рыбопромысловых судов в пользу обработки судов с генеральными грузами.

До 2006 года мероприятия по развитию рыбохозяйственного комплекса финансировались в рамках подпрограммы "Водные биологические ресурсы и аквакультура" Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", действие которой в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года прекращено. В связи с тем, что уровень финансирования подпрограммы не превышал 23%, большая часть программных мероприятий осталась нереализованной.

Кроме того, в настоящее время объекты рыбохозяйственного комплекса исключены из федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья".

В связи с этим, необходимо констатировать, что отсутствие программно-целевого подхода при решении имеющихся в отрасли проблем явилось дополнительным сдерживающим фактором, препятствующим достижению поставленных целей и задач развития рыбохозяйственного комплекса.

В соответствии с основными направлениями Концепции развития рыбного хозяйства до 2020 года и поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 31 августа 2007 года Госкомрыболовством России разработан проект концепции федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах", в котором предусмотрен перечень мер по развитию рыбоперерабатывающего комплекса, портовой инфраструктуры.

В ходе реализации Программы предполагается:
строительство и модернизация 493 рыбопромысловых и рыбоохранных судов;
- реконструкция 14 морских рыбных терминалов в морских портах;
- строительство и реконструкция 90 рыбоводных заводов в 22 субъектах Российской Федерации;
- обновление и модернизация рыбообрабатывающего оборудования на предприятиях рыбопереработки.

Объем финансирования мероприятий Программы составит 61,6 млрд. рублей, из них федеральный бюджет - 32,4 млрд. руб., бюджеты субъектов Российской Федерации - 0,3 млрд. руб., внебюджетные источники - 28,9 млрд. руб. Возможность софинансирования мероприятий Программы подтверждена администрациями соответствующих субъектов Российской Федерации, а также коммерческими организациями.

Проект концепции Программы согласован Минрегионом России, Минобрнауки России, ФСБ России, Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации.
В заключениях Минфина России и Минэкономразвития России отмечено, что так как средства федерального бюджета на финансирование программы не предусмотрены, необходимо ее рассмотрение Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период. Проект концепции направлен Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству на рассмотрение указанной Комиссии.

Однако в настоящее время вопрос о принятии решения о включении Программы в перечень программ, финансируемых за счет средств федерального бюджета с 2009 года, остается открытым, в связи с тем, что состав Комиссии и сроки ее заседания не определены.
Кроме того, в настоящее время проект федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах" Госкомрыболовством России разработан и направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Необходимо отметить, что в Программе отражена основная часть мероприятий, предусмотренных к реализации Сводным докладом о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2008-2010 годы.

В целях повышения инвестиционной привлекательности рыбохозяйственного комплекса представляется необходимым создать предпосылки для реализации в отрасли проектов частно-государственного партнерства, за счет деятельности институтов развития и новых инструментов роста и диверсификации экономики, таких как Инвестиционный фонд Российской Федерации, Российская венчурная компания, особые экономические зоны портового типа, технопарки в сфере высоких технологий.

С целью создания необходимых условий для развития инфраструктуры рыбохозяйстивенного комплекса необходимо реализовать следующие меры:
- выделить средства федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным рыбохозяйственными организациями в российских кредитных организациях на строительство и модернизацию судов рыбопромыслового флота, рыбоперерабатывающих производств;
- выделить средства федерального бюджета на компенсацию затрат рыбохозяйственным организациям на приобретение топлива, предметов материально-технического снабжения и снаряжения;
- освободить от уплаты таможенных пошлин при ввозе на российскую территорию судового, рыбоперерабатывающего оборудования, аналоги которого в России не производятся;
- обеспечить развитие портовой инфраструктуры, обеспечивающей прием, переработку уловов, в том числе создание портовых особых экономических зон с льготным режимом налогообложения с размещением на их территориях рыбоперевалочных, рыбоперерабатывающих мощностей;
- включить в генеральные схемы развития морских портов перегрузочных и рыбоперерабатывающих комплексов;
разработать порядок взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросу оформления российских рыбопромысловых судов и продукции из водных биологических ресурсов при заходе в российские морские порты и выходе их них;
- обеспечить принятие федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса на 2009-2013 годы";
- подготовить предложения по созданию условий для реализации в рыбохозяйственном комплексе проектов частно-государственного партнерства;
- создать условия для строительства и модернизации российского рыбопромыслового флота за счет государственного лизинга на льготных условиях;
- создать для организации ведения экспедиционного промысла водных биоресурсов в конвенционных и открытых районах Мирового океана акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом "Росрыбфлот" на базе ОАО "Архангельский траловый флот" с включением в состав имущества на первом этапе 27 судов, построенных под гарантии Правительства Российской Федерации.

Указанные меры, в том числе субсидирование процентных ставок по кредитам, на протяжении ряда лет применяются в сельском хозяйстве, транспортном комплексе, текстильной промышленности и других.

Оказание государственной поддержки на строительство и модернизацию судов рыбопромыслового флота требуется уже на период 2009-2013 гг. в следующих размерах: на 2009 год - 60 млн. рублей, на 2010 год - 112 млн. рублей, на 2011 год - 164,2 млн. рублей, на 2012 год - 216 млн. рублей, на 2013 год - 250 млн. рублей.

Оказание государственной поддержки на данные цели позволит осуществить строительство и модернизацию за период 2009-20123 гг. 90 судов рыбопромыслового флота и привлечь более 9,6 млрд. рублей инвестиций. Потребность в средствах федерального бюджета на компенсацию затрат рыбохозяйственным организациям на приобретение топлива, предметов материально-технического снабжения и снаряжения составляет: на 2009 год - 568,8 млн. рублей, на 2010 год - 600 млн. рублей, на 2011 год -634 млн. рублей, на 2012 год - 670 млн. рублей, на 2013 год - 710 млн. рублей.

Необходимо отметить, что Госкомрыболовством России и ОАО "Россельхозбанк" заключено соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым, ОАО "Россельхозбанк" готово ежегодно предоставлять кредитные ресурсы на развитие рыбохозяйственного комплекса в объеме до 50 млрд. рублей. Однако основной объем средств будет предоставляться по кредитам, обеспеченным государственной поддержкой.

Проблемы снижения научного потенциала и пути решения.

Государственное управление в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира осуществляется на основе государственного учета, ведения государственного кадастра и прогнозирования состояния водных биологических ресурсов. Одной из функций государственного управления в области рыболовства является установление общего допустимого улова водных биоресурсов по районам вылова и отдельным видам.

Выполнение этих важнейших государственных функций невозможно без проведения ресурсных исследований и мониторинга водных биологических ресурсов, которые осуществляются через сложившуюся систему специализированных научно-исследовательских институтов, работающих в течение последних лет в организационно-правовой форме федеральных государственных унитарных предприятий и обеспечивающих ведение государственного фонда данных о состоянии этих ресурсов.
Исходя из того, что оценка запасов водных биологических ресурсов представляет собой информацию стратегического характера, являющуюся основой для принятия соответствующих экономических и политических решений высшим руководством государства, необходимо сохранение за рыбохозяйственными научно-исследовательскими институтами статуса государственных организаций.

Ресурсные исследования во всем мире являются наиболее затратными видами научно-исследовательских работ, поскольку осуществляются с использованием собственного научно-исследовательского и арендованного рыболовного флота, самолетов-лабораторий, вертолетов.

Текущая организация деятельности рыбохозяйственных институтов не в полной мере соответствует современным требованиям развития рыбохозяйственного комплекса России. Основная причина этого -систематическое недофинансирование отраслевой науки.
Наибольшая часть ресурсных исследований осуществляется за счет научных квот. Основным недостатком исследований на основе самоокупаемости (за счет реализации научных квот) является необходимость соблюдения уровня рентабельности экспедиционных работ. Институты вынуждены сокращать исследования в районах, где величина уловов не обеспечивает покрытия расходов на содержание собственного флота или аренду рыболовных судов. В результате снижается качество получаемой научной информации.
В настоящее время в общем объеме финансирования рыбохозяйственных научных исследований и разработок средства федерального бюджета составляют 30%, средства от реализации водных биоресурсов, выловленных и использованных в научно-исследовательских целях (научных квот) - 60%, средства по прочим договорам институтов со сторонними организациями - 10%.
Выходом из создавшейся ситуации является отказ от выделения научных квот с одновременной компенсацией недостающих для проведения научных исследований средств из федерального бюджета.

Отсутствие зависимости научных исследований от объемов выделяемых квот позволит с большей эффективностью распределять денежные ресурсы, направляя их на выполнение первоочередных задач, не решаемых в настоящее время из-за отсутствия финансирования. Одной из приоритетных задач развития и повышения эффективности работы рыбной отрасли является возобновление ресурсных исследований в открытых районах Мирового океана.

По экспертным оценкам, потенциальный вылов России в открытой части Мирового океана может составить более 3 млн. тонн. За пределами исключительной экономической зоны России имеются перспективные районы, в которых возможно ведение отечественного промысла уже в ближайшее время.
Сдерживающим фактором масштабных исследований в новых районах промысла является вопрос обновления научно-исследовательского флота, который является основным инструментом исследований. В настоящее время на балансе отраслевых научно-исследовательских институтов состоит 48 судов, из которых более 65% старше 20 лет. Даже наиболее новые суда (13%) имеют возраст 7-9 лет и не отвечают современным техническим требованиям проведения полномасштабных ресурсных исследований. До 2012 года большая часть этого флота подлежит списанию в соответствии с требованиями Российского Морского Регистра Судоходства, что приведет к прекращению комплексных исследований и, как следствие, исключению Российской Федерации из большинства международных исследовательских программ в зонах интенсивного промысла.

На первом этапе необходимо предусмотреть строительство минимального количества судов: не менее 3 единиц крупных судов для работы в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в перспективных для промысла районах Мирового океана, 5 среднетоннажных и 8 малотоннажных судов для работы в исключительной экономической и прибрежной зоне Российской Федерации. В связи с этим, необходимо реализовать следующие мероприятия:
- разработать Стратегию развития рыбохозяйственной науки на период до 2020 года;
- разработать и принять нормативный акт о переходе на финансирование за счет средств федерального бюджета рыбохозяйственных научных исследований, начиная с 2009 года;
- обеспечить поэтапное строительство специализированных научно- исследовательских судов, начиная с 2009 года.

Проблемы неразвитости рынков рыбных товаров, их низкой конкурентоспособности и пути решения.

В настоящее время рынок рыбной продукции в России характеризуется недостаточной организованностью, отсутствием увязки производственных и логистических процессов, большим количеством посредников и, как следствие, высокими ценами на продукцию.

Порядка 33% внутреннего потребления рыбных товаров обеспечивается за счет импорта, существенная часть которого является переработанными водными биоресурсами, выловленными российскими промысловыми судами, и поставленными зарубежным компаниям в виде сырья.

Доля экспорта обработанной продукции крайне низка.
Дополнительным сдерживающим фактором развития отечественного рынка рыбных товаров являются высокие железнодорожные тарифы при транспортировке рыбной продукции с территории Дальневосточного федерального округа на остальную территорию Российской Федерации.

Решением ФСТ России с ноября 2007 года снижены в среднем на 12% железнодорожные тарифы на транспортировку отдельных грузов, в том числе продукции из водных биоресурсов, с территории Дальневосточного федерального округа на остальную территорию Российской Федерации. Однако данных мер недостаточно, учитывая что удельный вес тарифа в оптовой цене рыбной продукции составляет около 20%.

Наращиванию темпов развития отечественной рыбопереработки препятствует также наличие ограничений транспортной логистики, связанных с наблюдаемой последнее время нехваткой железнодорожного подвижного состава для перевозки рыбной продукции.

Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству в последнее время проведена значительная работа по развитию биржевой торговли водными биоресурсами. Мировой опыт показал высокую эффективность данного вида деятельности. Многие годы рыбные биржи функционируют в Норвегии, Японии, Кореи. Наличие бирж в этих странах позволило убрать с рыбного рынка многочисленных посредников, что положительно сказалось на ценообразовании.

В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2007 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что реализация водных биоресурсов и продуктов их переработки осуществляется на товарных биржах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен быть разработан до 1 июля 2008 года и отражен в нормативном правовом акте Правительства Российской Федерации.
В связи с этим в 2008 году биржевые торги водными биоресурсами и продукцией в Российской Федерации будут проводиться на постоянной основе.

Предполагается, что биржевые площадки будут организованны в городах: Калининграде, Мурманске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском и Москве. Вместе с тем будет предусмотрена возможность организации биржевых площадок и в других городах субъектов Российской Федерации.

Продавцами станут добывающие компании, покупателями - розничные сети и оптовые компании.

Кроме того, в настоящее время рассматривается вопрос о возможности введения обязательной продажи экспортируемых водных биоресурсов и продуктов их переработки через систему биржевых торгов, что в сочетании с обязательной доставкой уловов водных биоресурсов на территорию Российской Федерации, обеспечит прозрачность финансовых и товарных потоков в рыбохозяйственном комплексе.

В целях развития рынка рыбных товаров и повышения конкурентоспособности рыбных товаров необходимо реализовать следующие меры:
- рассмотреть вопрос об изменении ставок таможенных пошлин в отношении экспорта и импорта продукции из водных биологических ресурсов с целью создания условий для развития отечественной перереработки водных биоресурсов;
- обеспечить дальнейшее снижение железнодорожных тарифов при транспортировке рыбной продукции;
- создать действенный механизм биржевой и аукционной торговли продукцией промысла водных биоресурсов в Российской Федерации.
Целевыми индикаторами реализации намеченных мер по развитию рыбохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе станут:
увеличение добычи водных биологических ресурсов с 3,3 до 5,9 млн.т в год;
- увеличение среднедушевого потребления населением рыбных товаров с 12,6 до 23 кг, что соответствует рекомендуемой Академией медицинских наук России норме потребления рыбных товаров;
- увеличение доли производства товарной пищевой рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью с 51% до 82 %, что обеспечит конкурентоспособность отечественных рыбных товаров на внутреннем и внешнем рынках;
- увеличение доли отечественной рыбной продукции в структуре потребления с 67% до 85%, что обеспечит России состояние продовольственной достаточности;
- увеличение площади обследуемых акваторий на предмет перспективы использования промысловых скоплений водных биоресурсов на 30%.

В целях оптимизации работы федеральных органов исполнительной власти при реализации комплекса мер по развитию рыбохозяйственного комплекса и разработке нормативных правовых актов межведомственного характера, обеспечению оперативности принятия соответствующих управленческих решений необходимо создать Правительственную комиссию по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса.

 

Читайте также:

23.06.17 «Калининградский морской рыбный порт» готовится отметить юбилей

«Калининградский морской рыбный порт» готовится отметить юбилей

«Калининградский морской рыбный порт» готовится отметить юбилей


08.06.17 На территории порта прошли съёмки фильма

На территории порта прошли съёмки  фильма

На территории порта прошли съёмки фильма


01.06.17 4 июня барк «Крузенштерн» снова ошвартуется в родном порту

4 июня барк «Крузенштерн» снова ошвартуется в родном порту

4 июня барк «Крузенштерн» снова ошвартуется в родном порту


10.05.17 Субботник в порту

Субботник в порту

05 мая в Калининградском рыбном порту прошел традиционный субботник.


05.05.17 С праздником Великой Победы!

С

Коллектив ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» поздравляет с праздником Великой Победы!!


25.04.17 «Крузенштерн» начинает навигацию

Парусник «Крузенштерн» начинает навигацию!

Легендарный барк «Крузенштерн» отправится из Калининграда в первый рейс в новом сезоне навигации.


14.04.17 Барк «Крузенштерн»: 50-лет работы под флагом Росрыболовства

Барк «Крузенштерн»: 50-лет работы под флагом Росрыболовства

Барк «Крузенштерн»: 50-лет работы под флагом Росрыболовства


12.04.17 День рождения Разинкина Игоря Борисовича!

С днем рождения, Игорь Борисович!

Коллектив ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» поздравляет!


07.04.17 День селедки!

День селедки!

Музей Мирового океана приглашает всех, кто любит хорошо и с пользой проводить свой досуг, 8 апреля на традиционный праздник «День селёдки»!


05.04.17 C Днём взятия Кенигсберга

C Днём взятия Кенигсберга

C Днём взятия Кенигсберга


Новости по темам

Rambler's Top100