Новости

01.12.2008 RBC Daily: РАЗДЕЛ РЫБНОГО ПИРОГА

Новые возможности для российских рыбаков
«Россия в состоянии полностью обеспечить свою потребность в рыбе и морепродуктах, - заметил в беседе с РБК daily генеральный директор инвестиционной компании «Союзпром» Виктор Малахов, курирующий в генсовете общественной организации «Деловая Россия» рыбную отрасль. - Из 600 видов рыб наши рыбаки в состоянии поставлять в торговую сеть любой». Рыба - капитал, который будет всегда востребован. В отличие от той же нефти при разумном хозяйствовании истощить рыбные запасы невозможно. Понимание этого у российских властей есть. Неслучайно недавно особый статус отрасли был зафиксирован не только де-факто, но и де-юре в соответствующем федеральном законе. Однако до максимально эффективного управления рыбным хозяйством еще далеко. Слишком много отраслевых болезней было запущено в период после развала СССР. Некоторые - технологическая отсталость, браконьерство, коррупция - стали хроническими. Среднестатистический россиянин съедает в год около 13 кг рыбы и морепродуктов. Между тем согласно общемировым медицинским нормам одному человеку необходимо получать в указанный период около 24 кг.

Стоит отметить и то, что вплоть до последнего времени даже на внутреннем российском рынке импортная продукция составляла значительную долю (до 25%), возрастающую год от года. Такое положение вещей было вызвано прежде всего отсутствием финансовой заинтересованности в сотрудничестве с отечественными рыбаками у многих организаций, занимающихся торговлей. Реализовывать дорогую заграничную рыбу им было значительно выгоднее, чем относительно дешевую отечественную. Рыбаки же, попав в «ритейлерские сети», с каждым годом все сильнее в них запутывались. Ловить больше им не позволяли отсутствие спроса со стороны торговых организаций и технические возможности флота. Денег на модернизацию судов, замену их промвооружения на более совершенное и расширение рыбообрабатывающего производства у большинства не было. Выручить необходимые средства, продавая улов по высокой цене, не представлялось возможным, так как наши ритейлеры зачастую предпочитали соотечественников иностранцам. А иностранцы, в свою очередь, с удовольствием по дешевке закупали у отечественных рыбаков сырье, чтобы потом, переработав его на своих предприятиях и снабдив красивой упаковкой, с хорошей прибылью продать обратно в Россию. На все это накладывалась тяжелая ситуация с растущими как на дрожжах ценами на дизельное топливо и несовершенство душащего рыбаков налогового законодательства.

«Каждый судовладелец сам считает рейсовую экономику своего судна, - заявил РБК daily вице-президент холдинга «Морская политика» Олег Васютинский. - С ростом цен на топливо она становится нулевой, а в некоторых случаях - отрицательной. Поэтому средств на закупку нового современного технологического оборудования нет, приходится брать кредиты у иностранных партнеров. Но и иностранцам, в свою очередь, невыгодно поставлять российским судам оборудование для выпуска, скажем, полуфабрикатов. Так, например, рынку Китая и Южной Кореи необходима продукция в основном неразделанная, чтоб загрузить свои собственные рыбоперерабатывающие заводы».

Но недавно все начало меняться. Федеральное агентство по рыболовству во главе с Андреем Крайним выступило с рядом законодательных инициатив, направленных на ослабление налоговой нагрузки на отрасль, и добилось принятия федеральной целевой программы по ее развитию. Подготовлены и направлены в правительство предложения по лицензированию деятельности в сфере транспортировки рыбы. Их поддержали ФСБ, ФТС и Минтранс России, а также администрации нескольких регионов. Уже введены новые правила таможенного оформления уловов. Рыбаки теперь работают под лозунгом «Российская рыба на российский берег». Мировой финансовый кризис, грянувший недавно, значительно повлиял на конъюнктуру внутреннего и внешнего рынков. Импорт продовольствия из-за рубежа, в том числе рыбы, стал падать. И волей-неволей продавцам теперь приходится переориентироваться с западных партнеров на российских. Вниз пошли даже цены на топливо. Хотя и не так быстро, как того хотелось бы рыбакам. В общем и целом благодаря кризису перед рыбаками открываются новые возможности. «Как ни парадоксально, экономический спад открывает дополнительные перспективы для рыбного рынка, - сообщил РБК daily руководитель центра общественных связей Федерального агентства по рыболовству Александр Савельев. - Это подтверждают выводы наших коллег в Европе и США. Спрос на рыбу увеличивается. Российские рыбаки получают возможности завоевать европейские рынки и рынки Азиатско-Тихоокеанского региона». Кроме того, г-н Савельев заметил, что в рыбной отрасли РФ нет никаких сокращений в связи с кризисом. И, по прогнозам Росрыболовства, не предполагается. Тем не менее Россия в настоящее время находится во второй половине первой десятки стран, добывающих и производящих рыбу. Эта позиция, безусловно, не соответствует отечественному потенциалу.

За примерами далеко ходить не надо. По словам Александра Савельева, вылов белой рыбы в мире оценивается в 6 млн т. Из них 2,5 млн - это минтай. Эта рыба относится к семейству тресковых и наиболее востребована в Европе и Азии. Наши рыбаки вылавливают 1 млн т минтая, что составляет примерно треть от общероссийских выловов. В основном минтай идет на экспорт в Китай. Там из него делают филе и поста­вляют в Европу. Получается, что мы поднимаем китайскую перерабатывающую промышленность. При этом 90% европейского рынка белой рыбы контролируют США. Общедопустимый российский улов минтая в следующем году будет увеличен на 30%. А американцы, наоборот, свои квоты снизили. Если бы нам удалось наладить собственное перерабатывающее производство, мы бы смогли реально подвинуть американцев в Старом Свете. «Мировой рынок рыбопродукции требует и от бизнеса, и от государства большой гибкости, способности принимать быстрые и при этом взвешенные решения. Если Россия может получить выгоду от увеличения производства филе первичной заморозки, которое сейчас востребовано рынком, то нужно сделать все, чтобы решить эту задачу. Это важно не только для российского потребителя, но и для стратегического развития отрасли», - уверен г-н Малахов. Усилия по модернизации нашей рыбоперерабатывающей базы предпринимает Ассоциация производителей минтая. Она оборудовала четыре траулера, каждый из которых, по сути, является заводом, производящим филе первичной заморозки. На поверхности еще один колоссальный резерв для того, чтобы РФ смогла обойти многих конкурентов, - неограниченные в теории возможности для искусственного выращивания рыбы и других водных биоресурсов. Именно за счет этого в общемировые рыбные лидеры в последнее время вышел Китай. За счет того же может значительно прибавить и Россия. Благо природные условия нам это сделать позволяют.

Сейчас в полный рост стал вопрос о новом внутрироссийском разделе рыбного пирога. Если в ближайший год федеральным властям благодаря введению с 1 января десятилетних квот на вылов действительно удастся убрать с рынка компании-рантье, которые сами не ловят, а перепродают свою долю другим по спекулятивной цене с использованием «черных схем», и браконьеров, ведущих неконтролируемый никем и, соответственно, незаконный промысел, - дышать российскому рыбпрому станет легче. Следующие шаги: создать условия для бурного развития производства аквакультур, вывести логистику отрасли на качественно иной уровень, подключить к обеспечению рыбаков топливом российских нефтяных мейджоров и провести модернизацию рыболовецкого флота, одновременно усилив контроль за незаконным промыслом. Для этого нужны инвестиции. К слову, распределение квот сроком на десять лет весьма способствует привлечению в отрасль стратегических инвесторов. Им будет проще рассчитать, как и куда именно выгоднее вложиться.


НИКОЛАЙ ИВАШОВ

28.11.2008

Читайте также:

23.06.17 «Калининградский морской рыбный порт» готовится отметить юбилей

«Калининградский морской рыбный порт» готовится отметить юбилей

«Калининградский морской рыбный порт» готовится отметить юбилей


08.06.17 На территории порта прошли съёмки фильма

На территории порта прошли съёмки  фильма

На территории порта прошли съёмки фильма


01.06.17 4 июня барк «Крузенштерн» снова ошвартуется в родном порту

4 июня барк «Крузенштерн» снова ошвартуется в родном порту

4 июня барк «Крузенштерн» снова ошвартуется в родном порту


10.05.17 Субботник в порту

Субботник в порту

05 мая в Калининградском рыбном порту прошел традиционный субботник.


05.05.17 С праздником Великой Победы!

С

Коллектив ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» поздравляет с праздником Великой Победы!!


25.04.17 «Крузенштерн» начинает навигацию

Парусник «Крузенштерн» начинает навигацию!

Легендарный барк «Крузенштерн» отправится из Калининграда в первый рейс в новом сезоне навигации.


14.04.17 Барк «Крузенштерн»: 50-лет работы под флагом Росрыболовства

Барк «Крузенштерн»: 50-лет работы под флагом Росрыболовства

Барк «Крузенштерн»: 50-лет работы под флагом Росрыболовства


12.04.17 День рождения Разинкина Игоря Борисовича!

С днем рождения, Игорь Борисович!

Коллектив ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» поздравляет!


07.04.17 День селедки!

День селедки!

Музей Мирового океана приглашает всех, кто любит хорошо и с пользой проводить свой досуг, 8 апреля на традиционный праздник «День селёдки»!


05.04.17 C Днём взятия Кенигсберга

C Днём взятия Кенигсберга

C Днём взятия Кенигсберга


Новости по темам

Rambler's Top100