Новости

Дети капитана Новикова

В День Победы парусник Росрыболовства «Крузенштерн» закончил свой рейс в Калининграде

9 мая в Калининград из трансатлантической экспедиции, посвященной 65-летию Победы, вернулся барк «Крузенштерн» — самый знаменитый парусник российского флота. На судне проходят практику будущие рыбаки — курсанты Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота и других учебных заведений. В походе «Крузенштерн» провел 300 дней, прошел пять морей и заглянул в 21 порт. Какие тайны скрывает Бермудский треугольник, как отразить нападение пиратов и почему женщины на корабле не помеха? Об этом и многом другом в интервью обозревателю «Известий» рассказал капитан судна Михаил Новиков.

Известия: Михаил, зачем вообще будущим рыбакам уметь управляться с парусами?

Михаил Новиков: Ну, можно, конечно, отправить их в рыбцех, где они будут рыбам головы пилить. Но у нас они научатся работать в команде. Если на промысловом судне один человек не вышел на вахту, его может подменить другой. Здесь, если один делает какую-то ошибку, это заметно сразу. Например, мы стартуем на регате, боцман дает курсантам команду: поднять паруса! И одну какую-то снасть не отдали. Мы стартуем и не можем поставить парус. И кто-то потом поднимется на мачту, делает это в спешке. Потом все говорят: ну что же ты, Вася…

и: Ну, это еще ласково как-то…

Новиков: Разные бывают ситуации. Вот, курсанта какого-то матрос матом обложил и он приходит к боцману — жалуется. Но боцман мудрый, он спрашивает: вот ты придешь на флот — и что, все будут вокруг тебя скакать, потому что у тебя погоны? Ты сам должен себя поставить, выстроить отношения с коллективом. Здесь люди приобретают реальные знания. Ребята попадают из семьи в обойму экипажа, у них нет возможности отпрыгнуть в сторону.

Точно так же, когда человек закончит учебу, он приходит на флот, и ему может попасться хороший капитан, а может — вредный, может попасться опытный боцман, а может — неопытный. И такой судоводитель не сможет сказать: стоп, дайте мне хорошего капитана и классного боцмана, вот тогда я и работать буду хорошо.

и: Что самое сложное для курсантов, которые только ступили на борт судна?

Новиков: Первый раз остаться без родителей. Сейчас курсантов в армию не берут, все у них дома идет по накатанной: мама с утра одела, завтраком покормила. А тут приходишь — в семь часов подъем, через пять минут зарядка. На зарядку опоздал — в ботинках запутался — наряд. Наряд надо отработать — пойти на камбуз, что-то чистить или мыть. Поначалу думаешь: ну, ладно, два-три наряда… Ты их копишь-копишь, а потом судно в какой-то порт заходит, хочется пойти в город, а тебе говорят: стоп, ты сначала наряды отработай. Или, например, перед выходом в город всех проверяют — чтобы были чистые рубашки и наглаженные брюки. Если что-то не так, то курсанту советуют: ты иди погладься, а уж потом в увольнение. И он погладился, прибегает и слышит: ну, вот, тебе час остался, можешь идти. А все уже возвращаются. То есть наступает ответственность за свои поступки.

и: Не каждый способен это выдержать.

Новиков: Бывает, что приходят и говорят: у меня рука заболела, у меня спина заболела, и, вообще, мне надо, чтобы меня списали. Начинают юлить. Отвечаю: хорошо, пиши рапорт о том, чтобы тебя списали. В порт придем ближайший — сойдешь на берег. Но ты понимаешь, что из училища ты отчислен. Дома как ты это объяснишь, что скажешь друзьям? Себе что скажешь?

и: На судне есть девушки-курсанты. Им тоже приходится несладко?

Новиков: Они у нас в первый раз. Их шесть человек, и погоды они не делают. Но выполняют такие же работы, как и все курсанты. Единственное — туалеты не драят и высоко на мачты не поднимаются, только до первой площадки. Мы их ставим периодически на вахту на руль — чтобы они попробовали, что это такое. Я не думаю, что они будут в море ходить, может быть, где-нибудь в радиоцентре будут работать — и всё.

и: С морской болезнью как боретесь? Усиленными работами?

Новиков: Нужно просто сходить в амбулаторию, у доктора взять таблетку — и на следующий день ты в строю. Но эта проблема — на первый-второй раз, потом всё проходит. И не так часто судно качает. Оно большое и тяжелое, его размер позволяет избежать экстремальных состояний.

и: В этом плавании какой был самый сложный участок?

Новиков: Весь переход из Ванкувера до Акапулько была большая зыбь. Судно валяло из стороны в сторону, было некомфортно. Или вот еще: когда вышли в Атлантический океан, был постоянно встречный ветер, до двадцати метров в секунду. Мы не могли поставить паруса и были вынуждены идти под двумя машинами. В результате скорость парусника была недостаточной, мы сбились с графика.

и: В шторм не приходилось попадать?

Новиков: Мастерство заключается не в том, чтобы бороться со штормом, а в том, чтобы его обойти. В прошлом году мы закупили специальное программное обеспечение, ежедневно получаем из Голландии обновляющиеся файлы, там можно посмотреть, как перемещаются циклоны, антициклоны, узнать о приближающемся урагане.

и: А с пиратами встретитесь — что делать будете?

Новиков: В районе Сомали мы пока не плаваем (смеется). А судно — как государство: все ходы регламентированы, все манипуляции с экипажем расписаны. Нападают пираты — каждый знает, где должен стоять, что делать. Один берет пожарный шланг, другой закрывает наружные помещения, третий посылает сообщение в центр. Да и не станут на нас никакие пираты нападать. Слишком много на паруснике людей (около 200 человек.— «Известия»).

и: Как-то скучно у вас все получается — никакой романтики…

Новиков: Да, не как у Жюля Верна. Бывает, легли на один курс и так можем две недели ехать и ехать. Время от времени ложимся в дрейф, организовываем для экипажа купание. В другой раз остановились и устроили концерт художественной самодеятельности, в третий — спортивный праздник. Так мы стараемся отвлечь людей от рутины.

и: Китов-то хоть видите, дельфинов?

Новиков: И котиков, и птиц. Делаем объявление: по левому борту дельфин! Но курсант пока наденет ботинки, пока брюки, пока футболку, потом вспомнит, что надо взять фотоаппарат, вернется за ним, выходит и спрашивает: где? Но это же не аквапарк, тут надо вылетать пулей. Был случай забавный до Ванкувера: легли в дрейф, организовали купание за бортом в парусе, и впередсмотрящий кричит, что черепаха плывет. Мы ее поймали, в шлюпку завалили и привезли в бассейн, где экипаж купался. Курсанты, конечно, начали кричать: давайте ее на суп! Начали на нее залезать, чтобы прокатиться,— мультиков насмотрелись. То один, то вдвоем, то втроем — она начала ластами бить, тонуть. Потом отпустили ее — она, как торпеда, выпрыгнула из бассейна и уплыла.

и: Приходилось ли принимать сигналы бедствия, помогать кому-то?

Новиков: Случалось пару раз. В 2000 году мы обнаружили около Бермудских островов оставленную яхту в океане, совершенно новую. Было видно, что там что-то случилось, причем на судне, как мы поняли, были не только взрослые, но и ребенок. Куда пропал экипаж, непонятно. Привязали яхту к «Крузенштерну», доволокли ее до Америки. Как-то раз трос оборвался, ловили ее — целое приключение было. Потом стали разбираться — оказалось, что люди вышли на этой яхте и попали в «белый шквал» (это когда очень резко меняется погода, появляется ветер, ливень). И они со страха вызвали спасательную службу, которая их и забрала. А когда идет спасение, никто об имуществе не думает. Так и осталась эта яхта дрейфовать.

и: А второй случай?

Новиков: Это было в том же году — во время регаты. Мы стартовали из Галифакса (порт в Канаде.— «Известия») в Амстердам, через несколько дней после старта на польской шхуне «Погория» с нижнего рея девушка упала на палубу и сильно покалечилась. Поляки стали звать на помощь всех подряд, но никто не откликнулся. Тогда они начали умолять помочь «Крузенштерн». У нас судно тяжелое — мы шли в замыкающей группе и были недалеко от этой шхуны. А там врач такой… Ну, может дать таблетку, перевязать руку, если ты поцарапался. А у нас и госпиталь, и даже операции можем делать, рентген есть.

Регата, в которой мы участвовали, была очень престижной. Эти гонки проходят раз в пять, а то и в восемь лет, все капитаны их ждут. И мы были поставлены перед дилеммой: продолжать гонку или идти за девушкой. Решили: «Крузенштерн» выходит из соревнования. Девочку эту забрали, погрузили на судно. Врач помучился с ней сутки и понял, что девочку через океан не перевезти. Приняли решение ее сдавать. Стали связываться с береговой охраной, а они говорят: вы далеко ушли, никакой вертолет не долетит, везите ее обратно в Галифакс. И мы поехали в обратную сторону. Еще сутки прошли, летит военный вертолет — только такой мог прилететь. Мы девочку упаковали в люльку — «Марыся, держись!» и отправили на вертолет. Ну а мы вернулись на прежнее место, готовые продолжить гонку.

и: Потеряв столько времени?

Новиков: А вот слушайте. Видно, Бог есть — пока мы занимались этой полячкой, был несильный ветер, и суда шли вперед с небольшой скоростью. А когда гонка начала заканчиваться, ветер усилился, и мы использовали все возможности парусника. И с учетом специального коэффициента — а он от многих причин зависит — первое место отдали именно нам.

и: Ну а как обстоят дела с финансированием судна? Не потрепал вас кризис?

Новиков: Денег никогда много не бывает, но финансовое обеспечение судна, по-моему, всегда было хорошее. Даже в застойные годы, когда были экономические проблемы у страны в целом, и то нам выделяли средства, на которые мы ремонтировали судно. Например, в 1993 году нам дали деньги на то, чтобы мы заменили главный двигатель и отремонтировали судно в Германии. С этого года, вообще, начались активные вложения в судно.

и: О каких цифрах идет речь?

Новиков: Цифры не буду называть нарочно. Но поймите: у нас судно представительского класса, оно выполняет роль посланника страны. Поэтому всё, на что может упасть глаз посетителя, должно соответствующим образом выглядеть и быть презентабельным. Хотелось бы взять и единоразово все судно обновить — переделать каюты, заменить палубы, купить новое оборудование. Но так много денег сразу у нас не бывает.

и: Тем не менее смотрю — у вас в каждой каюте телевизор…

Новиков: Мы подметили, что на пассажирских судах стоят спутниковые антенны, сходили, проконсультировались, сколько это стоит. И вышли с предложением к руководству, сказали: вот мы плаваем далеко, очень часто рейсы до Канарских островов. И ради того чтобы экипаж не чувствовал себя брошенным, никому не нужным — отправили тебя в рейс и вот, давай, совершай героическое плавание,— нам пошли навстречу.

От «Падуи» до «Крузенштерна»

«Крузенштерн» — один из самых больших в мире четырехмачтовых парусников. Он был построен еще в 1926 году на верфи в Везермюнде в Германии и изначально назывался «Падуя». После разгрома фашистов барк был передан по контрибуции Советскому Союзу, а в 1946 году судно было переименовано в честь выдающегося русского мореплавателя Ивана Крузенштерна. Парусник регулярно участвует в международных парусных регатах. Но наибольшего успеха добился в 1992 году — в гонке, посвященной 500-летию открытия Америки. Тогда «Крузенштерн» победил в переходе от Бостона до Ливерпуля. Как рассказал «Известиям» капитан-наставник парусника Геннадий Коломенский, за время своего существования судно прошло полтора миллиона километров, что соответствует трем расстояниям от Земли до Луны. Сегодня барк принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота и используется в учебных целях.

Источник: Известия.Ру

Читайте также:

20.11.17 Глава Нацрыбресурса Сергей Харьков представил Руководителю Росрыболовства Илье Шестакову проект рыбного кластера в Калининградской области

Сергей Харьков представил Руководителю Росрыболовства план развития порта

17 ноября в рамках рабочей поездки в Калининградскую область заместитель министра сельского хозяйства России — руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков посетил подведомственные ФГУП «Нацрыбресурс» Калининградский морской рыбный порт и удаленный морской терминал «Пионерский».


08.11.17 3 ноября состоялся визит в рыбный порт Главного федерального инспектора
по Калининградской области Елисеева С.В.

Визит Главного федерального инспектора по Калининградской области в рыбный порт

Планы об организации мелкооптовой и розничной торговли на территории рыбного порта озвучил врио директора ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» Игорь Разинкин на совещании под руководством Главного федерального инспектора по Калининградской области.


02.11.17 Коллектив рыбного порта поздравляет Всеволода Яковлевича Куликова с 90-летием!

Коллектив рыбного порта поздравляет Всеволода Яковлевича Куликова  с 90-летием!

2 ноября 2017 года исполняется 90 лет ветерану Великой Отечественной войны Всеволоду Яковлевичу Куликову.


31.10.17 «Нацрыбресурсы» приступают к возрождению «Калининградского морского рыбного порта»

«Нацрыбресурсы» приступают к возрождению «Калининградского морского рыбного порта»

З0 октября 2017 года вышел Указ Президента Российской Федерации, Владимира Владимировича Путина, о реорганизации ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» путём присоединения к нему ФГУП «Калининградский морской рыбный порт».


09.10.17 5 тысяч 50! - новый рекорд открытого борта «Крузенштерна»

Новый рекорд открытого борта»

7 октября 2017 года 5050 горожан и гостей региона познакомились с морской визитной карточкой Калининграда и России.


29.09.17 День открытого борта

День открытого борта»

В период стоянки УПС “Крузенштерн» в Калининградском морском рыбном порту 07октября 2017 года планируется проведение Дня открытого борта


26.09.17 Коллектив Калининградского морского рыбного порта скорбит о потере

Ветеран Отечественной войны, ветеран становления Калининградской области, ветеран рыбного порта, основатель Музея рыбного порта Евгений Васильевич Белоусов

24 сентября на 89-м году жизни скончался ветеран Отечественной войны, ветеран становления Калининградской области, ветеран рыбного порта, основатель Музея рыбного порта Евгений Васильевич Белоусов.


22.09.17 В Калининградском рыбном порту проведено комплексное учение по отработке взаимодействия при ЛАРН

В Калининградском рыбном порту проведено комплексное учение по отработке взаимодействия при ЛАРН

На акватории морского порта Калининград 20 сентября 2017 года было проведено комплексное учение на тему: «Отработка взаимодействия сил и средств, привлекаемых для ликвидации разлива нефтепродуктов в акватории топливно-грузового комплекса (ТГК) ФГУП «Калининградский морской рыбный порт».


20.09.17 Готовимся встретить барк «Крузенштерн»

Готовимся встретить барк «Крузенштерн»

До окончания третьего рейса навигации 2017 года остаются считанные дни. Уже в предстоящее воскресенье, 24-го сентября родные и близкие смогут обнять своих моряков.


18.09.17 В Санкт-Петербурге прошёл Международный рыбопромышленный форум

Международный рыбопромышленный форум

Ключевое событие рыбохозяйственной отрасли - Международный рыбопромышленный форум и Выставка рыбной индустрии, морепродуктов прошли с 14.09.2017 по 16.09.2017 года в Санкт-Петербурге.


Rambler's Top100