Новости

«Морские вести» с Владимиром Волкогоном

Для просмотра видео Вам необходим Flash-плагин версии не ниже 10й.

Скачать плагин с сайта разработчика

Инструкция по установке

Просмотреть в медиатеке

Здравствуйте, дорогие друзья! Как всегда в это время на телеканале «РОССИЯ-1» программа «Морские Вести». В студии Владимир Волкогон.

Итак, главное событие этой недели — 9 Мая, в День Победы в родной порт вернулся «Крузенштерн». Завершилась проходившая в два этапа и длившаяся больше года трансатлантическая регата. Позади десятки стран и тысячи морских миль пути. Почти 250 курсантов из Калининграда, Санкт-Петербурга и Астрахани вернулись домой. Они окрепли, возмужали, стали настоящими моряками. Впрочем, не буду многословным — вы все увидите сами. Итак, о последних днях похода и встрече легендарного парусника в Рыбном порту репортаж Ольги КОВАЛЕВОЙ.

Сюжет Ольги Ковалевой

Родные стали собираться на причале рыбного порта задолго до назначенного времени. Встретить друзей пришли и курсанты. С огромным интересом смотрели встречающие выставку фотографий, сделанных в экспедиции, узнавая там своих сыновей.

Лариса Червякова, мама курсанта: «Дед всю жизнь проходил в море, и он пошел по его стопам. Будем надеяться, что по окончании тоже свяжет жизнь с морем».

Показались мачты парусника. На реях с воздушными шариками в руках построены курсанты. Пока родные в ожидании волновались на причале, на барке тоже готовились к встрече. Традиция строиться на реях перед заходом в порт зародилась еще в военно-морском флоте. На паруснике уже считают ее родной. А вот приветствовать встречающих воздушными шарами в форме сердца эта традиция родилась во второй кругосветке.

Теперь, после почти шестимесячного плавания забраться на реи для курсантов — дело уже привычное. За их плечами более 240 парусных авралов. Страха высоты и уже нет, колени не дрожат, и курсанты просто взлетают по вантам. В отличие от парусных авралов, ребята стоят не на вантах, а на самих реях и держаться за специально натянутый канат. Так что издалека кажется, что они стоят с раскинутыми руками. Зрелище потрясающее. Отсюда, с высоты 55 метров территория порта как на ладони. А на палубе ребята уже вглядываются в собравшихся — ищут родные лица.

На причале барк встречает рота почетного караула. Международная трансатлантическая экспедиция была посвящена трем датам — 65-летию победы в Великой Отечественной войне, 90-летию рыбной отрасли и 60-летию первой сельдяной экспедиции калининградских рыбаков. Среди встречающих — ветераны войны и рыбной промышленности. Они первыми поднимаются на борт судна, где состоялся торжественный митинг.

Владимир Волкогон, ректор Балтийской Государственной академии рыбопромыслового флота: «Торжественное построение, посвященное Дню Победы и окончанию Трансатлантической экспедиции барка „Крузенштерн“, объявляю открытым!»

Михаил Новиков, капитан учебного парусного судна «КРУЗЕНШТЕРН»: «Более чем год продолжалась эта экспедиция, ее два этапа. Мы побывали в 21 иностранном порту, более 90 тысяч иностранных жителей познакомились с нашими выставками, узнали, что такое Россия».

Максим Будурацкий, руководитель Западно-балтийского территориального Управления Росрыболовства: «Позвольте прежде всего поздравить вас с великим праздником — 65-летием Победы и возвращением в родной порт!»

Виталий Шипов, Вице-губернатор Калининградской области: «Этот поход стал для курсантов Балтийской Государственной академии настоящей школой взаимовыручки, верности, в лучших морских традициях России».

Если говорить о традициях, то накануне Дня Победы, 8 мая, экипаж и курсанты «Крузенштерна» почтили память погибших во время войны, так как это делают моряки — опустили цветы в воду. А затем под парусами, тоже по традиции, прошли перед светлогорским берегом. Во время плавания «Крузенштерна» на его борту прошли практику 235 курсантов из Калининграда, Санкт-Петербурга и Астрахани, а также юнги Морской Молодежной лиги из Москвы.

Экипаж барка был одной из самых организованных групп поддержки Олимпийской сборной в Ванкувере. Впервые барк прошел Панамским каналом. Во время второго похода пройдено больше 20 тысяч морских миль. Всего же за два этапа — 34 тысячи морских миль. Причем, пятая часть — только под парусами. Экспедиция «Крузенштерна» еще раз подтвердила статус России как великой морской державы. По лицам ребят видно, как они изменились во время рейса. И хотя до звания «морской волк» им еще далеко, но уходили мальчишки — вернулись взрослые. Вспоминают последний шторм, когда порвался нижний парус на втором гроте. Намокшее от дождя полотнище разорвалось почти пополам.

Константин Филобок, курсант Балтийской Государственной академии рыбопромыслового флота: «Запоминается шторм, плохая погода, когда сильный ветер 30 метров в секунду, паруса, идешь под парусами, скорость очень высокая, и ты стоишь на руле! Или парусный аврал: ты опускаешь паруса. Это незабываемые впечатления — ты весь на пределе, все зависит только от тебя!»

Юрий Кочнев, курсант Санкт-Петербургского рыбопромышленного колледжа: «Я думаю, это настоящая школа для настоящих мужчин, и, я думаю, что ребята, которые прошли здесь практику, скорее всего, станут настоящими капитанами».

Мечтают о море и девушки. Впервые на «Крузенштерне» морскую практику проходили шесть курсанток Балтийской государственной академии. Школа парусов им оказалась по плечу, несмотря на то, что жизнь на судне достаточно суровая.

Ксения Блошко, курсант Балтийской Государственной академии рыбопромыслового флота: «Нельзя ходить на каблуках, очень непривычно. Нужна специальная обувь, чтобы ходить по палубе, чтобы не получить какие-либо травмы, рабочая одежда, одежда больших размеров, бушлаты, все это неудобно, все это шито для парней, а не для девушек, не ко всему привыкаешь со временем».

Последние минуты на палубе и — долгожданная встреча с родными.

Ольга Ковалева, Олег Силаевский, Станислав Бердников, Александр Василевич и Василий Терехов. Морские вести-Калининград.

Ведущий: Ну а это путешествие «Крузенштерна» уже стало историей, и оно уже вписано в «Судовой журнал» «Морских Вестей», который я вам сейчас предлагаю перелистать вместе, и вспомнить, чем памятны эти дни российским морякам.

СУДОВОЙ ЖУРНАЛ

1719

11 мая 1719 года отряд русских кораблей в составе трёх линейных кораблей, трёх фрегатов и пинка под командованием Вангофта вышел в крейсерство к берегам острова Эланд. Вскоре они получили сообщение о выходе отряда торговых судов под конвоем шведских военных кораблей из Пиллау в Стокгольм. Вангофт отправил 24-пушечный пинк «Принц Александр» в Ревель с донесением. Так началось Эзельское сражение, в котором Русский флот одержал свою первую победу в артиллерийском бою без применения абордажа.

1783

13 мая 1783 в Ахтиарскую бухту Черного моря вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием адмирала Федота Клокачева. Эта дата считается днем рождения Российского Черноморского флота. По итогам Русско-турецкой войны 1768–1774 годов к России отошло все побережье Азовского моря и часть береговой линии Чёрного моря между реками Южный Буг и Днестр. Крым был объявлен независимым государством под российским протекторатом и в 1783 году полностью стал частью России. В 1778 году был основан порт Херсон, в котором первый корабль Черноморского флота был спущен на воду в 1783 году. Год спустя там была уже полная эскадра. 13 мая отмечается день Черноморского флота.

1889

10 мая 1889 года был основан Александровский морской порт, ныне порт Полярный в Мурманской области. В годы Великой Отечественной войны — один из ключевых портов на Северном Морском пути.

1957

10 мая 1957 года постановлением президиума академии наук СССР в Калининграде было организовано отделение Морского Гидрофизического института. В декабре 1961 года оно было преобразовано в Калининградское отделение института океанологии Академии наук СССР.

Ведущий: Но вернемся в день сегодняшний. Кроме возвращения в родной порт Крузенштерна, в последние семь дней случились и другие события. И коротко о них — «Дайджест Морских Вестей».

Калининградский морской торговый порт до конца текущего года планирует закупить несколько единиц современной спецтехники. Машины, которые уже работают на предприятии, сегодня в условиях растущего грузопотока загружены до предела. И, тем не менее, на предприятии удается поддерживать их в хорошем техническом состоянии. В эти дни в порту проходит техосмотр. Предъявить инспекторам гостехнадзора всю портовую технику сразу — нереально. У причалов круглосуточно загружаются и разгружаются суда. Поэтому техосмотр на предприятии проходит в несколько этапов. На этой неделе проверили последнюю партию машин. Серьезных нарушений инспекторы не выявили.

На судостроительном заводе Янтарь завершено формирование корпуса и строительство палубных надстроек на БДК «Иван Грен». Сегодня это единственный корабль на стапели «Янтаря» строящийся для российского военно-морского флота. Есть еще научно-исследовательское судно Селигер, но его заказчик — министерство обороны России. «Иван Грен» был заложен 23 декабря 2004 года. В 2008 его должны были передать флоту. Но из-за нестабильного финансирования и проблем на самом заводе строительство было заморожено. Фактически за пять лет были собраны лишь отдельные секции корабля. И только год назад работы на десантнике оживились. Сегодня полным ходом идет подготовка помещений к погрузке оборудования. Если не подведут поставщики, основные механизмы будут установлены уже до конца текущего года. И уже в 2011 году «Иван Грен» будет спущен на воду.

В Калининградском рыбном порту сегодня в самом разгаре очередной учебный сезон. На право управления автопогрузчиком и портальным краном обучаются не только докеры. Учебный центр предприятия дает возможность получить эти востребованные специальности и работникам сторонних организаций. Сегодня центр единственное подобное учебное заведение в регионе. Учатся на водителя автопогрузчика полтора месяца. 126 часов теории и 80 — практики. Только за 2009 год в центре получили рабочие свидетельства около ста человек и более 150 инженерно-технических работников рыбного порта прошли обучение по охране труда.

Ведущий: И в завершении нашего выпуска рубрика «Морской волк». Сегодня герой «Морских Вестей» — человек, по-настоящему уникальный. Профессор академии военно-исторических наук, председатель Союза ветеранов Тихоокеанского флот, художник, поэт, композитор, ветеран войны, и, наконец, настоящий морской офицер, Олег Николаевич Поспелов.

Он родился 25 сентября 1925 года на Урале. Всю свою жизнь он описал в одной поэме. Поэтому и рассказ о нем будет не совсем обычный.

Мне помнится наш старый домик,
Тогда казался он большим. 
Два этажа, зеленый дворик.
То огород жильцов за ним. 
Удобства были — примус, печка,
И радио, электросвет.
В пристройке лестница, крылечко,
и тут же рядом туалет.
Отец был журналист, работник
В газете областной «Страда»,
Потом в газете «Камский водник»
Уже в тридцатые года.

Олег Поспелов, Ветеран ВМФ: «В эти годы, когда там отец работал, работал там и писатель Аркадий Гайдар. И они подружились. Он у нас дома довольно часто бывал, любил пельмени, которые мама моя варила. Я на нем верхом ездил, мне было два года».

А мать — учительница в школе,
В селе, а позже — городской.
Досталась ей лихая доля-
Остаться в сорок лет вдовой.
Беда — в году тридцать девятом
Был арестован наш отец.
Отправлен в лагерь по этапу.
И вот семья осиротела,
Жизнь стала очень тяжела.
Забота о семье и хлебе
На плечи матери легла.
Пришлось закончить семилетку
И в техникум мне поступить.
Война все планы изменила.
И у меня в пятнадцать лет
Судьба пошла, заколесила,
По всей воюющей стране.
На Чусовой в нефтеразведке
У вышек скважины бурил,
А в леспромхозе, в лесосеке
Дрова для города пилил.

Олег Поспелов, Ветеран ВМФ: «31 марта 1943 года меня призвали в Вооруженные силы и направили в Астраханское военно-пехотное училище, на командира пулеметного взвода. Я там проучился три месяца, и вдруг приходит приказ училище расформировать. Нас собрали в вагоны и — на Байкал, в артиллерию береговую Военно-морского флота».

Курс молодого краснофлотца
За пару месяцев прошел.
Как дальше жить? Служить придется —
Я здесь ответ себе нашел.
Но снова в путь, теперь в Приморье —
Далекий на востоке край.
Вот наша очередь настала
Свой долг военный выполнять,
Когда нам родина сказала:
Японцев надо наказать.

Олег Поспелов, Ветеран ВМФ: «Воевал с японцами. На немецкий фронт я так и не попал. Ну, так судьба сложилась. На Тихом океане приходилось с японцами воевать постоянно. Они ведь нас все время держали в напряжении. Когда объявил командир батареи, что объявлена война с японцами, мы орали: „Ура!“. Почему? Да потому что мы ведь задолжниками были — прямо буду говорить. Кто-то там погибал на дальнем западе для нас, с немцами воевал, а мы вот на Тихом океане были».

На практике, на батареях
И на десантных кораблях
И мы уверено сумели
Тогда участвовать в боях.
Десант на Сейсин состоялся,
И бой за порт тяжелый был,
Японский гарнизон сражался
Упорно, до последних сил.
Война закончилась, и новый
На запад перед нами путь.
Учеба в Риге, сбор, походы,
И нет минуты отдохнуть.
А вот и выпуск. На параде
Главкома слушали приказ.
Сердечно генерал поздравил,
Всех по флотам послали нас.
Октябрь, приехал в Севастополь
На теплый Черноморский флот.
Красивый город. Как Акрополь
На склонах греческих высот.
Потом опять восток.
На ТОФе пришлось мне службу продолжать
Но, ненадолго мы прервемся,
Хочу немного рассказать,
как я женою обзавелся.
Все что было, помню точно:
Когда еще служил в Крыму
Мой друг мне предложил заочно
К знакомству девушку одну.
Москвичку, я не отказался
Письмо москвичке написал
И с нетерпеньем дожидался
Ее ответ. Не прогадал.

НАДЕЖДА ПОСПЕЛОВА, СУПРУГА: «Были особенные письма. Он очень хорошо писал. Стихи писал. И видимо этим он меня взял. После двух лет переписки мы уже так сказать…»

Олег Поспелов, Ветеран ВМФ: «Приехал в Москву, ну и расписались. Сходили в ЗАГС. И увез я ее, как путешествие получилось. 11 суток поездом стучали до Владивостока. Из центра Москвы!»

Прошло два года. Снова сборы.
Янтарный край, балтийский берег,
Нас новых жителей встречай!
Признаюсь, что устал я мерить
Страну свою из края в край.
Да не пора ли якорь бросить,
В одной какой-то стороне,
Уже проблескивает проседь
На полысевшей голове.
Так служба шла моя нормально,
И подполковником я стал,
Скажу вполне официально,
Авторитет мой возрастал.
Начальник брал меня с собою
Во все поездки по частям,
Грузил работаю любою,
С которой не справлялся сам.

Олег Поспелов, Ветеран ВМФ: «В 1968 году по состоянию здоровья уволился в запас. Устроился работать в калининградский политех и в нем до 2005 года, 36 лет безвылазно проработал».

Но долго, находясь в запасе,
С военной службой связан был
Военкомат своим приказом
В командный пункт меня включил
По боевым тревогам часто,
По два-три раза каждый год
Я прибегал на свой участок.
На сутки, трое напролет.
И кроме основной работы
Общественных хватало дел.
В КПСС в бюро заботы
И в профсоюзах преуспел.
И в академию военных
И исторических наук
Был принят без дебатов бренных,
Вошел в профессорский я круг.
В энциклопедию включили
Российских лучших всех людей,
Чем навсегда определили
Гордится мне судьбой своей.
Наград имеется немало,
За службу верную, за труд.
Три ордена, еще медали
За три десятка набегут.
Такая жизнь, трудна, большая,
Такая светлая любовь.
Дана была бы жизнь вторая,
Такую я прожил бы вновь.
Я не люблю дороги торной,
Беру нелегкие пути.
И буду жизнь любить которой
Еще придется мне пройти.

Ведущий: Ну что же, время нашей программы, к сожалению, подошло к концу. К следующему выпуску «Морских Вестей» мы обязательно подведем итоги нашего конкурса на лучшую кричалку, посвященную возвращению Крузенштерна. Ну а сегодня я с вами прощаюсь, всего вам доброго и помните — моря хватит на всех!

Источник: ГТРК Калининград

Читайте также:

09.10.17 5 тысяч 50! - новый рекорд открытого борта «Крузенштерна»

Новый рекорд открытого борта»

7 октября 2017 года 5050 горожан и гостей региона познакомились с морской визитной карточкой Калининграда и России.


29.09.17 День открытого борта

День открытого борта»

В период стоянки УПС “Крузенштерн» в Калининградском морском рыбном порту 07октября 2017 года планируется проведение Дня открытого борта


26.09.17 Коллектив Калининградского морского рыбного порта скорбит о потере

Ветеран Отечественной войны, ветеран становления Калининградской области, ветеран рыбного порта, основатель Музея рыбного порта Евгений Васильевич Белоусов

24 сентября на 89-м году жизни скончался ветеран Отечественной войны, ветеран становления Калининградской области, ветеран рыбного порта, основатель Музея рыбного порта Евгений Васильевич Белоусов.


22.09.17 В Калининградском рыбном порту проведено комплексное учение по отработке взаимодействия при ЛАРН

В Калининградском рыбном порту проведено комплексное учение по отработке взаимодействия при ЛАРН

На акватории морского порта Калининград 20 сентября 2017 года было проведено комплексное учение на тему: «Отработка взаимодействия сил и средств, привлекаемых для ликвидации разлива нефтепродуктов в акватории топливно-грузового комплекса (ТГК) ФГУП «Калининградский морской рыбный порт».


20.09.17 Готовимся встретить барк «Крузенштерн»

Готовимся встретить барк «Крузенштерн»

До окончания третьего рейса навигации 2017 года остаются считанные дни. Уже в предстоящее воскресенье, 24-го сентября родные и близкие смогут обнять своих моряков.


18.09.17 В Санкт-Петербурге прошёл Международный рыбопромышленный форум

Международный рыбопромышленный форум

Ключевое событие рыбохозяйственной отрасли - Международный рыбопромышленный форум и Выставка рыбной индустрии, морепродуктов прошли с 14.09.2017 по 16.09.2017 года в Санкт-Петербурге.


16.08.17 18 августа барк «Крузенштерн» традиционно ошвартуется в Калининградском рыбном порту.

18 августа барк «Крузенштерн» традиционно ошвартуется в Калининградском рыбном порту.

Торжественное построение возвестит об официальном окончании второго учебного рейса на барке «Крузенштерн».


11.08.17 Международные учения по ликвидации разлива нефти в результате аварии на стационарной морской платформе «BALEX DELTA – 2017» прошли в среду на Балтике у берегов Калининградской области.

Международные учения по ликвидации разлива нефти

В учениях приняли участие силы и средства Дании, Польши, России, Финляндии, Швеции. За ходом «спасательной операции» наблюдали представители этих стран, а также Литвы, Латвии, Польши и Великобритании.


13.07.17 Калининградский морской рыбный порт отметил День рыбака и 70-летие со Дня образования

Юбилей Калининградского морского рыбного порта

В этом году празднование Дня рыбака практически совпало с 70-летием Калининградского морского рыбного порта.


28.06.17 В Калининградском рыбном порту побывала делегация Исландии

В Калининградском рыбном порту побывала делегация Исландии

В Калининградском рыбном порту побывала делегация Исландии


Rambler's Top100