Новости

«Морские вести» с Владимиром Волкогоном

На телеканале «Россия-1» программа «Морские вести». В студии Владимир Волкогон, здравствуйте!

Сразу о главном. В конце прошлой недели в Мурманске премьер-министр России Владимир Путин провел совещание с руководителями рыбной отрасли. Говорили о наболевшем: о том, что сегодня мешает развитию отрасли. Это и таможенные барьеры, и абсурдные ветеринарные и санитарные требования и прочее, прочее, прочее. И сегодня, в специальном интервью нашей программе руководитель регионального управления росрыболовства Максим Будурацкий прокомментировал итоги мурманского совещания.

Валерий Екель, корреспондент:

— Итак, Максим Александрович, накануне в Мурманске Владимир Путин провел совещание с руководителями предприятий рыбной отрасли, где поднимался широкий круг очень острых вопросов. Насколько актуальны те проблемы, которые поднимались в Мурманске для калининградской области? Ведь мы привыкли, что когда речь идет о таможенном, ветеринарном, санитарном оформлении — обо всем, что так или иначе связано с пересечением границ,— для нашего региона все эти проблемы утраиваются.

Максим Будурацкий. Руководитель управления федерального агенства по рыболовству по Калининградской области:

— Наверное, это совещание и те проблемы, которые были подняты, это в первую очередь затрагивает Калининградскую область. Нет ни одного региона в стране, для которого так остро вся та проблематика, поднятая на совещании, была бы однозначно воспринята. Причина одна: куда не поедешь — у нас везде граница. Поэтому, конечно, для нас, как для региона, который имеет небольшую территорию экономической зоны и прибрежного рыболовства, конечно для нас это актуально. В первую очередь как для рыбаков. Мы дошли до того, что у нас суда прибрежного лова оформляются в рейс, выходя иногда 2 раза в сутки, проходят полное оформление с подачей устава, налоговых документов, всего перечня, что требуется для предприятия на момент регистрации. Мы разговаривали с таможней, с ветеринарами, с санитарами — понимание есть, но дело в том, что каждая структура выполняет свою нормативную документацию в рамках своей отрасли. Конечно, было удивительно видеть, как заместитель руководителя таможенной службы не мог объяснить премьеру, что есть разные подводные камни. Таможенная пошлина либо таможенное оформление — что это вообще за мера определения, чем по стоимости отличается рыба, пойманная в 11,5 милях или в 12,5 милях. А разницы там никакой нет. Так почему же существует эта черта? Учитывая при этом то, что это — экономическая зона Российской Федерации, рыба везется на российских судах на российский берег российскому потребителю. Я думаю, что в ближайшее время, мы увидим определенные протокольные решения, которые позволят сделать выводы.

Валерий Екель, корреспондент:

— А что в Вас вселяет такой оптимизм? Оброненная Путиным фраза: «давайте все это закроем»?

Максим Будурацкий. Руководитель управления федерального агенства по рыболовству по Калининградской области:

— Оптимизм внушает то, что предприятия практически уже остановились и это понятно уже первым руководителям страны. Потому что такого пресса, такого давления нет ни в одной стране мира. У нас на сегодняшний день промысловые суда оформляются как транспорт, перевозящий груз. И рыбопродукция является у нас грузом, который провозит судно, экипаж является пассажирами, запасы продовольствия тоже идет как некий груз, который оформляется полноценно на промысловом судне! В таких условиях работать просто невозможно.

Валерий Екель, корреспондент:

— А какова цена вопроса? Ведь все эти процедуры — это не только потерянное время, но и какие-то деньги. Вот сколько стоит калининградским рыбакам пройти все эти процедуры?

Максим Будурацкий. Руководитель управления федерального агенства по рыболовству по Калининградской области:

— Наверное, правильнее будет сказать так: теряют рыбаки по времени, прежде всего теряют промысловое время, которое могли бы провести на промысле. Скорее даже платят не рыбаки. В конечном счете, платит потребитель, приобретая продукцию. И удивляться не надо, почему цена растет. Растет услуга за оформление, растет и конечная цена. Мы примерно знаем стоимость рыбы у рыбаков, с «борта» и видим конечную стоимость в магазине. Она увеличивается в разы.

Валерий Екель, корреспондент:

— То есть, в конечном счете, всю эту бюрократию оплачиваем мы с вами?

Максим Будурацкий. Руководитель управления федерального агенства по рыболовству по Калининградской области:

— Совершенно верно.

Ведущий: Ну что ж, нам всем остается только надеется на то, что все решения принятые в Мурманске очень скоро обретут форму законов, и российские рыбаки вообще, а калининградские — в частности, вздохнут свободней.

Ну а мы продолжаем и теперь — о «Крузенштерне». 19 апреля была годовщина начала международной трансатлантической экспедиции! И именно в этот день в центральной газете на Бермудских островах вышла статья о плавании нашего парусника и его маневрировании у побережья с бермудским парусником СПИРИТ ОФ БЕРМУДЕ и опубликована большая фотография красавца «Крузенштерна», сделанная при его следовании вдоль бермудских берегов. Но ещё символичнее планируемый приход в родной Калининград именно 9 Мая, ведь вся экспедиция была посвящена, в первую очередь, 65 годовщине Великой Победы.

Ну а в эти дни курсанты проходят последние парусные авралы и готовятся к предстоящей сессии. Впрочем, остается время и для развлечений. Еще в Тихом океане они приняли участие в морской эстафете, о которой мы говорили, но не показывали. Рассказывает Ольга КОВАЛЕВА.

Сюжет Ольги Ковалевой

Перед заходом в Акапулько, как только позволила погода, на «Крузенштерне» объявили парусный аврал. И впервые за этот рейс на судне подняли все 34 паруса: 18 прямых и 16 косых. А на следующий день прошел настоящий чемпионат по водному спорту. Такие соревнования проводились впервые за 84-летнюю историю барка. Начать решили с водного поло. Правда, вместо мяча был прессованный пенопласт, а вместо ворот — две спасательные шлюпки.

На участие в этом турнире записалось сразу шесть команд — по одной от каждого учебного заведения, и две — от экипажа: мотористы и палубная команда. Среди курсантов лучшими ватерполистами оказались курсанты из Астрахани, уверенно переигравшие сначала калининградских сверстников, а затем питерцев.

Боцманы и матросы оказались сильнее своих коллег из машинного отделения. А вот в суперфинале щуплые на вид астраханцы обыграли палубную команду с позорным счетом — 7:3. В эстафете показывали свое умение пользоваться спасательными средствами — спасательным жилетом и гидрокостюмом. Здесь на высоте оказались курсанты калининградского морского рыбопромышленного колледжа. А затем настал черед самого трудного испытания: как можно быстрее пройти на веслах вокруг «Крузенштерна». И здесь вновь не было равных астраханцам.

Специальные призы абсолютным чемпионам — фирменные футболки и бейсболки, и самое приятное — они первыми получили увольнение на берег знаменитого курорта Акапулько.

Ведущий: Я напомню, что к встрече «Крузенштерна» программа «Морские Вести» объявила конкурс. Сочиняйте кричалки, встречалки, речевки о нашем знаменитом паруснике. Авторы самых лучших произведений получат памятные подарки из рук капитана легендарного парусника. Если встречающие изготовят плакаты, то и они будут оценены памятными призами.

Кстати говоря, основные вехи этого путешествия Крузенштерна вписаны и в судовой журнал нашей программы, так что через пару лет, когда мы будем говорить о событиях 2010 года, в сообщение о прибытии «Крузенштерна» в Калининград наверняка будет упомянуто, что специально к встрече парусника калининградцы написали сотни речевок! Впрочем, это все в будущем, а сейчас давайте вспомним, что происходило в эти дни сто, двести или пять лет тому назад.

«Судовой журнал»

1720

24 апреля 1720 года в России издан первый морской устав. «Книга о всём, что касается к доброму управлению в бытность флота на море» — так царь Петр Первый говорил о назначении устава. Император лично руководил его написанием. В основу российского морского устава лег богатейший опыт Северной войны и все лучшее, что к тому времени было в уставах иностранных флотов.

1724

22 апреля 1724 года в Кёнигсберге родился Иммануил Кант, родоначальник немецкой классической философии, иностранный почетный член Петербургской академии наук. Разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности.

1932

21 апреля 1932 года в советской России создаются Морские силы Дальнего Востока. После ввода в 1931 году японских войск в Манчжурию возникла угроза их вторжения на территорию советского Дальнего Востока. В связи с этим было принято решение об усилении Особой Краснознаменной Дальневосточной армии и срочном создании в этом регионе Морских сил. В начале 1932 года в сложных экономических и политических условиях началось формирование частей, соединений и управления Морских сил Дальнего Востока. Для их создания были отмобилизованы и переоборудованы в тральщики, сторожевые корабли и минные заградители торговые и промысловые суда. Несколько боевых кораблей были переведены морем с других флотов, а катера и малые подводные лодки перевезены по железной дороге. Личный состав поступал с Балтийского и Черноморского флотов, а также по призыву. 21 апреля отмечается как День Тихоокеанского флота.

1964

21 апреля 1964 года начался первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении подводной лодки К27 Северного флота. Лодка провела в море 51 сутки и прошла 12 425 миль.

… коротко о событиях последних семи дней.

Дайджест «Морских вестей»

На заводе «Янтарь» завершено строительство корпуса научно-исследовательского судна «Селигер». Несмотря на все сложности, корабелы уложились в заданные сроки, и сегодня начался новый этап в постройке корабля — подготовка помещений под погрузку оборудования. В мае-июне на судно будут установлены двигатели, подруливающее устройство и смонтированы винто-рулевые колонки. К концу года запланирован спуск корабля на воду.

В торговом порту возобновлены грузовые контейнерные перевозки. 500 тонн белорусских калийных удобрений из Калининграда отправились в Америку. Объем по масштабам торгового порта — небольшой. За месяц сейчас здесь перегружают 270 тысяч тонн различных грузов. Но на предприятии возобновление после долгого перерыва именно этого вида работ считают знаковым.

В Балтийск из Аденского залива вернулись сторожевые корабли «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый», а так же танкер «Олекма». В течение нескольких месяцев российские моряки выполняли учебно-боевые задачи в Атлантике и Средиземном море, а «Неустрашимый» обеспечивал мирное судоходство в районах активности морских пиратов — в Аденском заливе и близ Африканского рога. По оценкам командования экипажи со всеми задачами справились успешно.

Ведущий: Ну а с 20 апреля, как всегда, на Калининградском и Куршском заливах начался двухмесячник тишины. Запрещен лов леща и судака. Но салачная путина — в самом разгаре. Для прибрежных рыбаков эта пора всегда была горячей. О том, как она проходит, что такое ставной невод и другие тонкости большой рыбалки в сюжете Ольги Ковалевой.

Сюжет Ольги Ковалевой

Раз в год, весной, Калининградский залив напоминает черноморские лиманы. Куда ни кинь взгляд — водная гладь усеяна неводами. В них-то и попадают салачные косяки. Еще на заливе запросто можно увидеть следы небрежного отношения к предупреждению «Езда по льду опасна». Затонувший грузовичок — хорошее предупреждение любителям прокатиться по тонкому льду. Прилов, судак, налим и другая рыба сегодня рыбаков не интересует. Много в ставные неводы не попадет — они рассчитаны именно на салаку. А ее в этом году много и сразу.

Анатолий Гавренков, директор рыбопромыслового предприятия: «В этом году салака шла очень мощно, сразу рывком. Ее ловят даже там, куда раньше она и не заходила. Даже на ветер не реагирует. Обычно, если дует южный ветер, то салака лучше ловится со стороны Мамоново, если северный или северо-западный, то лучше ловится с Балтийской косы. А в этом году она везде есть».

Ставной невод, которым пользуются рыбаки залива, состоит из одного крыла и нескольких ловушек. Крыло — это длинная сеть, которая тянется от берега к ловушке. Оно перегораживает ход рыбы и направляет ее в ловушку. Ловушка состоит из внешнего двора. Сюда заходит салака, а суживающийся коридор не дает ей уйти обратно в залив. Затем рыба попадает во внутренние дворы. И уже затем переходит в так называемые «котлы» или «садки», в которых остается до «выливки» из невода. Рыбаки так и говорят: «Мы налили столько-то тонн салаки».

Про налима рыбаки шутят — «хозяин котла». Поэтому если попадется в сеть — не берут, забрасывают туда же. Иначе улова не будет. А если серьезно, то новичок не знает очень многих тонкостей салачной путины.

Владимир Курносенков, рыбак: «Надо знать, в каких, примерно, градусах поставить сеть, чтобы салака попалась. Она тоже идет по-хитрому: в основном ориентируется на ветер. Сначала заходит к Польше, а потом идет обратно».

Рыбацкий труд нелегок. Экипаж рыболовецкой бригады — семь человек. Работа — только ручная. Бывали годы, когда из одного невода наливали по 50 тонн рыбы. Только успевай в байдах возить к причалам. В одну байду помещается от четырех до восьми тонн салаки. Один малый рыболовный бот может утащить за собой две. Значит, к берегу надо сделать несколько ходок за промысловый день. Да еще и перекидать лопатами в ящики.

Владимир Курносенков, рыбак: «В 4 утра встаем, а домой приходим в 8–9 вечера. Я уже 36 лет здесь салаку ловлю, а сколько ее до меня ловили!»

Несмотря на трудности с переработкой и сдачей салаки, для рыбаков в нынешнюю путину без нее никак. На заливах долго держался лед, и поэтому крупного «частика» — а это ценные лещ и судак — поймали немного. А с 20 апреля на эти виды рыб начался двухмесячник тишины. Так что выходить в заливы можно только на мелкого «частика», например, на плотву, окуня. Да еще и на салаку, пока она идет. На нее запрета нет. Так что свои две тысяч тонн квот рыбаки надеются добыть.

Источник: Калининградская ГТРК

Читайте также:

16.08.17 18 августа барк «Крузенштерн» традиционно ошвартуется в Калининградском рыбном порту.

18 августа барк «Крузенштерн» традиционно ошвартуется в Калининградском рыбном порту.

Торжественное построение возвестит об официальном окончании второго учебного рейса на барке «Крузенштерн».


11.08.17 Международные учения по ликвидации разлива нефти в результате аварии на стационарной морской платформе «BALEX DELTA – 2017» прошли в среду на Балтике у берегов Калининградской области.

Международные учения по ликвидации разлива нефти

В учениях приняли участие силы и средства Дании, Польши, России, Финляндии, Швеции. За ходом «спасательной операции» наблюдали представители этих стран, а также Литвы, Латвии, Польши и Великобритании.


13.07.17 Калининградский морской рыбный порт отметил День рыбака и 70-летие со Дня образования

Юбилей Калининградского морского рыбного порта

В этом году празднование Дня рыбака практически совпало с 70-летием Калининградского морского рыбного порта.


28.06.17 В Калининградском рыбном порту побывала делегация Исландии

В Калининградском рыбном порту побывала делегация Исландии

В Калининградском рыбном порту побывала делегация Исландии


23.06.17 «Калининградский морской рыбный порт» готовится отметить юбилей

«Калининградский морской рыбный порт» готовится отметить юбилей

«Калининградский морской рыбный порт» готовится отметить юбилей


08.06.17 На территории порта прошли съёмки фильма

На территории порта прошли съёмки  фильма

На территории порта прошли съёмки фильма


01.06.17 4 июня барк «Крузенштерн» снова ошвартуется в родном порту

4 июня барк «Крузенштерн» снова ошвартуется в родном порту

4 июня барк «Крузенштерн» снова ошвартуется в родном порту


10.05.17 Субботник в порту

Субботник в порту

05 мая в Калининградском рыбном порту прошел традиционный субботник.


05.05.17 С праздником Великой Победы!

С

Коллектив ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» поздравляет с праздником Великой Победы!!


25.04.17 «Крузенштерн» начинает навигацию

Парусник «Крузенштерн» начинает навигацию!

Легендарный барк «Крузенштерн» отправится из Калининграда в первый рейс в новом сезоне навигации.


Rambler's Top100