Новости

«МОРСКИЕ Вести» с Владимиром ВОЛКОГОНОМ от 31 августа 2011 года

«Добрый вечер, уважаемые телезрители, в эфире телеканала Россия — «Морские вести». В студии — Владимир ВОЛКОГОН.

Сегодня у нас не совсем обычный выпуск. Он будет полностью посвящен барку «Крузенштерн». За время его нынешнего рейса у нас скопилось огромное количество видеоматериала, мы решили его обобщить и сделать обзорную передачу о самых интересных, ярких и знаковых маршрутах, встречах, и приключениях наших ребят. Тем более что свидетелями многих из них были журналисты ГТРК Калининград. Итак, отчет о нынешней одиссее «Крузенштерна».

СЮЖЕТ ПАВЛА БУДНИКОВА

Морская практика для курсантов начинается, естественно, с парусного аврала. Первое боевое крещение парусами и мачтами они проходят еще вблизи родных берегов. Причем новичкам даже легкий ветерок кажется чудовищной качкой. А разговоры о том, что еще нужно подняться на эту 50-метровую мачту вообще вселяют панический страх. Премьерный выход на палубу в альпинистском снаряжении подобен высадке на Луну. Да еще боцман на непонятном языке посылает на марсель и заставляет брасопить.

АНАСТАСИЯ САФАРЯН, КУРСАНТКА БГА РФ: «Обидно, что не могу выучить никак эту терминологию в плане судна. Ну, как-то не лезет в голову. Эта штучка, вот эта штучка, вот этой штучкой заделываются все штучки».

Больше всего проблем доставляет «штучка» под названием «лебедка». Многие курсанты думают, что ее вращением с мостика управляет капитан. И придумана она для того, чтобы наказывать курсантов.

Чем дальше отчий дом, тем крепче ветер. А чем сильнее качка, тем больше морского опыта. Боятся и не уметь что-то делать уже поздно. К тому же подниматься на реи страшно только первый раз. И если вверх курсант ползет со скоростью улитки, то вниз бежит быстрее паука, заметившего в своей ловушке муху.

АНТОН СОБОЛЕВ, КУРСАНТ БГА РФ: «Одновременно страшно и захватывающе и виды красивые, особенно, когда в порт заходим, можно рассмотреть, что там на берегу».

Примерно через две недели курсанты сами лезут на самый верх по обезьяньему трапу, чтобы сфотографироваться. В общем, рожденные ползать по мачтам, тоже стремятся хоть на пять минут стать птицами высокого полета. Мысли о прекрасном и романтический настрой тонут в очередной раз после пронзительного третьего звонка и команды «парусный аврал».

Небольшой шквал немного потрепал паруса и теперь их нужно укатать. Даже Михаил Новиков покидает мостик, чтобы дать необходимые указания. Правда, многие курсанты считают, что капитан на судне только чтобы в бинокль смотреть. А оказывается, он даже стаксель от кливера отличить может.

К концу рейса любой курсант уже способен даже участвовать в показательных выступлениях. К примеру, этой весной во время празднования столетия старшего брата «Крузенштерна» немецкого парусника «Пассат» калининградцы устроили настоящее шоу для всех гостей этого морского фестиваля. Они стали первыми за последние 50 лет, кто под восторженные аплодисменты зрителей поднялся на мачты судна-легенды.

АРТУР КАРАВАЕВ, КУРСАНТ КМРК: «Ванты такие, более старые, но все равно ощущение такое хорошее, чувство восхитительное, все равно привычно, потому что на „Крузенштерне“ мы совершаем это практически ежедневно, особенно, когда в море находимся».

Но лазить по голым мачтам нашему курсанту также непривычно, как обитателям леса очутиться в знойной пустыне. Ближе к концу практики будущие морские волки уже начинают получать удовольствие даже от ночных авралов.

СТАНИСЛАВ ЮРЧЕНКО, КУРСАНТ БГА РФ: «Все очень отлажено. Вначале в суматохе никто не понимал, что ему делать. Под конец рейса все знают свое место, все быстро делается, ставятся паруса, укладываемся гораздо быстрее, чем в начале рейса. Вот так вот, опыта набираемся помаленьку».

АЛЕКСАНДР ГАЛАТ, КУРСАНТ БГА РФ: «Тяжело держать, убирать их тяжело, а раскрывать легко, не надо лезть наверх».

Действительно укатка парусов дело хлопотное и не менее ответственное, чем их постановка. Ведь порой от сноровки экипажа зависит судьба всего судна. Внезапный шквал может натворить бед и оставить корабль без его главной гордости — парусов. Момент истины для курсантов наступает всего в нескольких милях от родного дома. Ведь последний парусный аврал — самый важный. Тот, кто уложит все снасти первым, может смело называть себя королем рейса, ему все почести.

Подготовительная работа на палубе длится всего несколько минут. Самая сложная часть там, наверху.

Первый грот чуть замешкался и пропустил вперед фок-мачту. Пока лидеры гонятся друг за другом, вперед вырывается второй грот. Но и он недолго «почивает на лаврах». Боцманский глаз мгновенно видит все недочеты.

В общем, без ошибок ни у кого не обходиться. А как известно, переделывать гораздо сложнее, чем делать с чистого листа. И все же спустя два часа настает долгожданный миг.

Первой команду «отбой парусному авралу» услышала команда второго грота. Это значит, что домой именно она возвращается в приподнятом настроении. Впрочем, проигравших на «Крузенштерне» не бывает, ведь более сотни курсантов в каждом рейсе получают один и тот же главный приз — настоящую морскую закалку.

Павел БУДНИКОВ, «МОРСКИЕ Вести-Калининград».

СЮЖЕТ ПАВЛА БУДНИКОВА

«Крузенштерн» подобно заботливой маме отправляет дюжину крошечных яхт в прогулку длиной 45 морских миль. На старте царит легкая неразбериха и толкотня. Каждый капитан пытается занять самое выгодное место. Совсем скоро выясняется, что лидирует не тот, кто первый, а тот, кто с подветренной стороны.

Капитан-одиночка Яцек Желински предпочитает не петлять от ветра, а следовать одним галсом. Тактика рискованная, но кто не рискует, тот не пьет шампанского.

ЯЦЕК ЖЕЛИНСКИ, ПОБЕДИТЕЛЬ РЕГАТЫ: «Тяжко, но повезло. Ветер хороший... привычки надо немножко».

Яцек Желински пришел к финишу четвертым. Однако его коэффициент, или, как принято говорить у моряков гандикап, оказался лучшим. Именно дополнительные показатели позволили опередить конкурентов.

А вот дебютантов Балтийской регаты на нижегородской «Барракуде» перед стартом волновал именно этот аспект гонок. Уже перед стартом гости знали, что должны привозить конкурентам по шесть минут с каждого соревновательного часа. В результате, задача оказалась даже перевыполнена.

ВЛАДИМИР ДЬЯКОВ, КАПИТАН ЯХТЫ «БАРРАКУДА» (НИЖНИЙ НОВГОРОД): «Приложили усилия, чтобы преодолеть, победить... Как всегда, у любого спортсмена, яхтсмена, есть сомнения, тревога определенная за результат на финише. Потому что гонка... Она по-разному может сложиться. На старте — лидер, на финише — последний. Это такая шахматная партия, которую надо правильно выстроить и выиграть. Поэтому на старте трудно сказать, что будет на финише. Могу сказать, что прекрасные условия были гоночные, хорошая организация, хороший ветер, достойные соперники...»

МИХАИЛ НОВИКОВ, КАПИТАН БАРКА «КРУЗЕНШТЕРН»: «Награждать приятно, потому что в глазах этих людей солидного возраста есть и молодые лица, можно видеть этот морской азарт, желание, настрой бороться со стихией. Он стоит дорогого. Чувства эти реальные и неподдельные. Видишь, радуешься этому. И чувствуешь свою сопричастность к этому празднику, который происходит».

Впервые за последние годы калининградские яхтсмены оказались лишь в числе призеров. Соответствующие выводы уже сделаны. Один из лучших шкиперов региона — Сергей Павленко доводит свою яхту до ума, с ней связывают надежды на будущие победы и в областной федерации парусного спорта. Так что на будущий год модель легендарного барка из солнечного камня, возможно, и вернется в порт приписки.

Павел БУДНИКОВ, «МОРСКИЕ Вести-Калининград».

СЮЖЕТ ПАВЛА БУДНИКОВА

Точно так же как и сам барк этим летом вернулся в некогда родные пенаты. 20 лет спустя судно впервые оказалось в Таллине. До 1991 года город был портом приписки знаменитого парусника и украшал собой рейд местной бухты. Его приход — долгожданное событие для многих, особенно для тех, кто когда-то учился в Таллинской мореходке и проходил практику на легендарном паруснике.

Все они, их семьи и все те, кто работал на судне и для кого «Крузенштерн» больше, чем просто имя, постарались прийти в эти дни к причалу. Порадовало, что и молодые таллинцы проявили интерес к судну. Такой очереди к своему трапу у барка не было ни в Бостоне, ни в олимпийском Ванкувере. Гости подобно команде несли четырехчасовую вахту, чтобы подняться на палубу. Более 15 тысяч туристов посетили судно за три дня! А в журнале посетителей парусника появились новые записи, и все они заряжены яркими эмоциями.

На курсантов сильное впечатление произвел не только старый город, силуэт которого считается одним из самых красивых в Европе, но и посещение мемориала таллинского военного кладбища. Это место стало широко известным после того, как сюда был перенесен «Бронзовый солдат» с площади Тынисмяги. Именно здесь курсанты и экипаж судна возложили цветы у памятника воину-освободителю и отдали дань уважения героям, отдавшим жизни за свободу Эстонии в борьбе с фашизмом.

МИХАИЛ НОВИКОВ, КАПИТАН БАРКА «КРУЗЕНШТЕРН»: «Для каждой страны, для каждого государства огромная сила заключается в той истории, которую хранит молодое поколение. Ратные подвиги совершали отцы, деды во имя защиты свободы Родины, счастья и радости всех живущих в нашей стране. Они сложили головы и отдали жизни здесь, в Эстонии, и волею судьбы остались здесь навечно. Прошу почтить минутой молчания память павших героев».

Быть в Таллине, на родине Ивана Федоровича Крузенштерна, и не побывать на его могиле было бы непростительно. Великий мореплаватель покоится под Андреевским флагом в Домском соборе Таллина, и здесь слова капитана — наставника Коломенского о Крузенштерне звучали особенно искренне.

Особую атмосферу визита парусника в Таллин создали власти города — в городской ратуше был устроен прием для экипажа и курсантов парусника. В общем, возвращение получилось триумфальным.

Павел БУДНИКОВ, Ирина ОБРАЗЦОВА, «МОРСКИЕ Вести-Калининград».

СЮЖЕТ ПАВЛА БУДНИКОВА

Не менее радостное событие ждало экипаж судна при заходе в следующий порт. 24 июня на палубе парусника «Крузенштерн» прошло торжественное построение, посвященное 85-летию корабля. Не каждый человек, а тем более судно, отмечает такой юбилей под парусами, в открытом море, с курсантами на борту.

МИХАИЛ НОВИКОВ, КАПИТАН БАРКА «КРУЗЕНШТЕРН»: «Сегодня уникальный день...»

Гости тем временем ждали «юбиляра» на популярном немецком курорте Варнемюнде. Причалы пригорода Ростока не удивить огромными паромами и самыми разными судами. Но заход легендарного барка добавил в общую палитру местного морского фестиваля особую, историческую краску. Место стоянки парусника на набережной стало одним из самых популярных в городе, и поток любопытных туристов не иссякал до позднего

РОЛАНД МЕТЛИНГ, МЭР-ОБЕРБУРГОМИСТР ГОРОДА РОСТОК, ГЕРМАНИЯ: «Можно сказать, „Крузенштерн“ — это наш старый новый друг. „Крузенштерн“ родился 85 лет назад и сегодня существует. Мы хотим работать вместе для будущего. Мы тоже гордимся. И всегда добро пожаловать, „Крузенштерн“, экипажу, калининградским гостям у нас в Ростоке».

Попасть на торжественный прием в честь 85-летия «Крузенштерна» считал делом чести каждый уважающий себя бюргер. Ведь немцы благодарны россиянам за сохранение барка в его первозданном виде и верность парусным традициям. У самой Германии, крупной морской державы, сегодня такого парусника нет. В числе приглашенных были руководители города Ростока, друзья парусника и партнеры. Было много приветственных речей, подарков, и самое главное — теплых, дружеских чувств с обеих сторон.

АЛЕКСАНДЕР ГЁРИНГ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ФИРМЫ «ИНМАРИС» (ГАМБУРГ): «Самое главное — это, конечно, приглашение на „Крузенштерн“. Это самое знаменитое судно из бывших парусников, которое имеет историю в Германии. Эти гости — пригласили не случайных людей, они все имеют какую-то связь с этим судном, это партнеры по работе, мэр Варнемюнде, бургомистр Ростока, которые очень рады, что „Крузенштерн“ приходит, потому, что судно уникальное. И естественно, привлекает массу туристов и зрителей, которые любят это судно, полюбоваться этим судном».

Прием получился радушным. Но самую душевную нотку внесло выступление калининградских курсантов и студентов БГА, специально приехавших в Варнемюнде с концертной поддержкой. Такой сцены, как палуба «Крузенштерна», у них еще не было. Пели о море и плясали под дружные аплодисменты зрителей. Но фурор вызвали номера, которые подготовили Дарья Овчаренко и Александр Богнат. Репетировать им пришлось буквально на ходу, потому что Александр, сейчас проходит практику на судне, и со своей партнершей по акробатическому рок-н-роллу встретился за пару часов до концерта. В его привычном распорядке дня этим летом совсем другие танцы.

Павел БУДНИКОВ, Ирина ОБРАЗЦОВА, «МОРСКИЕ Вести-Калининград».

Владимир ВОЛКОГОН: «К слову, сегодня „Крузенштерн“ пришел в Клайпеду. Именно оттуда стартует очередной этап учебного рейса нашего знаменитого „земляка“. И о нем мы тоже обязательно вам расскажем, но уже в следующих выпусках „Морских Вестей“. А сегодня наша программа подошла к концу. Я с вами прощаюсь, всего вам самого доброго, до новых встреч в эфире. И, конечно, моря хватит на всех!»

Источник: ГТРК Калининград

Читайте также:

08.06.17 На территории порта прошли съёмки фильма

На территории порта прошли съёмки  фильма

На территории порта прошли съёмки фильма


01.06.17 4 июня барк «Крузенштерн» снова ошвартуется в родном порту

4 июня барк «Крузенштерн» снова ошвартуется в родном порту

4 июня барк «Крузенштерн» снова ошвартуется в родном порту


10.05.17 Субботник в порту

Субботник в порту

05 мая в Калининградском рыбном порту прошел традиционный субботник.


05.05.17 С праздником Великой Победы!

С

Коллектив ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» поздравляет с праздником Великой Победы!!


25.04.17 «Крузенштерн» начинает навигацию

Парусник «Крузенштерн» начинает навигацию!

Легендарный барк «Крузенштерн» отправится из Калининграда в первый рейс в новом сезоне навигации.


14.04.17 Барк «Крузенштерн»: 50-лет работы под флагом Росрыболовства

Барк «Крузенштерн»: 50-лет работы под флагом Росрыболовства

Барк «Крузенштерн»: 50-лет работы под флагом Росрыболовства


12.04.17 День рождения Разинкина Игоря Борисовича!

С днем рождения, Игорь Борисович!

Коллектив ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» поздравляет!


07.04.17 День селедки!

День селедки!

Музей Мирового океана приглашает всех, кто любит хорошо и с пользой проводить свой досуг, 8 апреля на традиционный праздник «День селёдки»!


05.04.17 C Днём взятия Кенигсберга

C Днём взятия Кенигсберга

C Днём взятия Кенигсберга


05.04.17 Новые направления в работе порта (габионы)

Новые направления в работе порта

Новые направления в работе порта


Rambler's Top100