Новости

Калининградскому морскому каналу 110 лет!

Калининградский морской канал — уникальное гидротехническое сооружение, важнейшая транспортная артерия в экономической жизни области и России.


Калининградский морской канал начинается от входных молов города Балтийска, проходит вдоль северного побережья Калининградского (Вислинского залива) до устья реки Преголь. Калининградский морской канал это искусственное гидротехническое сооружение, огражденное от остальной части Калининградского залива искусственными насыпными островами (дамбами). Протяженность канала составляет 23 мили (43 км), ширина 50–80 метров и глубина канала — 9–10,5 метров. По каналу могут проходить суда длиной до 200 метров с осадкой до 8,0 метров, а на участке канала длиной 22,6 км, от входных молов до причалов стивидорной компании ЗАО «Содружество — СОЯ» с осадкой до 9,4 м и грузоподъемностью 30000 т. Навигация по каналу осуществляется круглогодично. С января по конец марта канал может покрываться тонким слоем льда.

Из-за узости канала нельзя было организовать одновременного двустороннего движения, что ограничивало частоту захода судов к причалам. С июля 2007 года по каналу частично осуществляется двустороннее движение судов. Средняя разрешенная скорость движения судов по каналу 8 узлов, время прохождения канала составляет около 3 часов[1 ].

Калининградский морской канал входит в портовые воды морского порта Калининград, причалы стивидорных компаний которого расположены от входных молов Балтийска до двухъярусного моста в Калининграде.

На долю портовых терминалов, расположенных на территории города, приходится почти 30% от общего объема перевалки грузов в портах Калининградского региона.

Вдоль причальных линий (более 2 км) расположились практически все крупные предприятия: Балтийский рыбоконсервный комбинат — старейшее в регионе рыбообрабатывающее предприятие; рыболовецкий колхоз «За Родину» — добыча и переработка рыбы; ООО «Светловский судоремонт», ОГУП «Запреммаш», ОАО «Светловское предприятие Эра», ЗАО «Межколхозная производственная база» — судоремонт, портовые услуги, обслуживание и снабжение рыболовецкого флота; три предприятия нефтяной компании ОАО «Лукойл — Калининградморнефть»; АО «Янтарьэнерго» (ГРЭС-2) и другие.

В Балтийске через канал круглогодично функционирует автомобильная паромная переправа, связывающая центр города с поселком Коса на Балтийской (Вислинской) косе. У выхода канала в море на Северном молу установлен конный памятник императрице Елизавете Петровне.

Из истории строительства морского канала

Он был открыт 15 ноября 1901 года и в течение столетия модернизировался в соответствии с достижениями в навигационном оснащении, в средствах управления судоходством, в соответствии с международными стандартами безопасности мореплавания.

Движение через залив было очень опасным из-за мелей и переменчивого уровня воды в зависимости от направления ветра. Если судно оказывалось в этих местах во время шторма, то чаще всего случалось так, что сдвинуться с этих мест без посторонней помощи оно уже не могло. Судно увязало в песке настолько крепко, что могло остаться там навсегда. Корабли и суда с большой осадкой не могли безопасно продвигаться по заливу. Поэтому для перевозки грузов и пассажиров использовались парусные кильботы. В зимнее время залив замерзал, судоходство прекращалось, и товары из Пиллау в Кенигсберг доставлялись санным путем по льду залива. Это очень удорожало стоимость товаров.

Движение в устье реки Преголи также было опасным из-за узости фарватера. Убыток от перегрузки товаров в Пиллау на лихтерные суда, потери времени, порча товаров составляли ежегодно 450 000 марок. Поэтому купцы Кенигсберга решили составить собственный проект строительства морского канала. Был объявлен конкурс. Из 20 проектов первое место получил проект Хуго Натуса, строительного инспектора гавани Пиллау. Его предложение состояло в сооружении искусственных дамб для поддержания уровня глубины канала.


К 1889 году все вопросы об оплате работ были урегулированы. Купечество взяло на себя обязательства в течение 10 лет перечислить 130 000 марок. Остальные расходы покрывало правительство, так как строительство канала должно было способствовать процветанию страны.

Проектная стоимость канала первоначально составляла 7,300 млн. марок, но затем вылилась в 12 300 000 марок и купечеству пришлось повысить свой ежегодный взнос. Началось строительство дамб. Они состояли из двух свайных рядов, заполненных фашинами (пучками прутьев). Около Пиллау и Пайзе со стороны залива были сделаны насыпные острова, засаженные деревьями. В дамбах проделаны 30-метровые проходы напротив деревень. Общая протяженность дамб составила 31,5 км. Навигационные знаки установлены на железобетонных сваях. О Хуго Натусе известно, что он родился 4 мая 1825 года под Берлином в семье почмейстера. Закончил Берлинскую академию строительства и модернизировал Русскую дамбу в Пиллау. Умер Хуго Натус в 1912 году.

Читайте также:

22.04.18 Субботник в порту

Субботник в порту

21 апреля работники Калининградского морского рыбного порта приняли участие в традиционном субботнике.


16.04.18 День селедки — 2018

День селедки — 2018

14 апреля на набережной Петра Великого в Калининграде Музей Мирового океана провёл «День селедки — 2018» — двенадцатый по счету.


12.04.18 Поздравляем с Днём рождения врио директора порта Разинкина Игоря Борисовича

Уважаемый Игорь Борисович! Примите самые искренние поздравления с Днём рождения от коллектива Калининградского морского рыбного порта!


06.04.18 В память о погибших героях

В память о погибших героях

6 апреля работники рыбного порта возложили цветы к Мемориалу воинов, погибших во время штурма Кенигсберга.


07.03.18 Поздравляем милых дам!

Поздравляем милых дам!

От имени мужской половины коллектива Калининградского морского рыбного порта поздравляем с Международным женским Днём 8 марта!


22.02.18 Первые результаты работы социального проекта «Рыбный магазин «Портовый»

Рыбный магазин «Портовый»

22 февраля 2018 года исполняется два месяца с момента открытия рыбного магазина «Портовый». Проект был запущен в кратчайшие сроки с целью повышения доступности рыбы и рыбопродукции в регионе.


22.02.18 Поздравляем защитников отечества!

Поздравляем защитников отечества!

От женской половины коллектива Калининградского морского рыбного порта поздравляем Вас с Днём защитника Отечества!


25.01.18 Коллектив Калининградского морского рыбного порта скорбит о потере

Ушёл из жизни Сергей Александрович Копылов

24 января 2018 года на 56 году жизни скоропостижно скончался начальник Службы режима и контроля ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» Сергей Александрович Копылов.


27.12.17 Новогодний праздник в подшефном детском доме

Новый год в «Теплом доме»

Работники Калининградского морского рыбного порта поздравили воспитанников детского дома «Тёплый дом» в Черняховске.


24.12.17 В Калининградском морском рыбном порту открылся социальный магазин «Портовый»,

Открытие рыбного магазина

В Калининградском морском рыбном порту открылся социальный магазин «Портовый», где морепродукты и рыба, добытая местными рыбаками в Балтийском море и на океаническом промысле, будет продаваться с минимальной наценкой. Плюс ко всему, здесь будут представлены консервы от местных производителей.


Rambler's Top100