Этапы развития промыслового флота России

(в фотографиях)  

К 300 летию российского флота

© 1996, Комитет РФ по рыболовству,
© 2008, ФГУП "Калининградский морской рыбный порт".

СУДА ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА (Иллюстрированные материалы)

1930-е годы, 1946-1950 годы, 1951-1955 годы, 1956-1960 годы, 1961-1965 годы, 1966-1970 годы, 1971-1975 годы, 1976-1980 годы, 1981-1985 годы, 1986-1990 годы. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, УЧЕБНЫЕ И РЫБООХРАННЫЕ СУДА

В 1996 году страна отметила юбилейную дату, 300-летие Российского флота. Вместе с Военно-Морским Флотом этот праздник с гордостью встретили моряки и рыбаки. Россия на протяжении веков была и остается морской державой, располагающей одним из крупнейших промысловых флотов. История развития рыбной промышленности и ее промыслового флота связана с регионами, прилегающими к морям и океанам. Состав сырьевой базы, разные климатические условия, устоявшийся опыт и традиции местного населения и предпринимате­лей обусловили для каждого региона - Волго-Каспийского, Азово-Черноморского, Северного, Даль­невосточного и Западного - свои особенные пути становления и развития.

Накануне Первой мировой войны основу русского морского промыслового флота составляли примитивные суда с исключи­тельно тяжелыми условиями труда и быта. Одним из первых мероприятий правительства после ликвидации последствий Граж­данской войны и послевоенной разрухи было создание нового рыболовного флота. Первоначально была организована закупка судов за рубежом, но уже в начале тридцатых годов началось строительство отечественных образцов.

Это были небольшие траулеры без рефрижерации трюмов, с маломощными паровыми машинами и далекими от совер­шенства промысловыми механизмами. Однако в то время они сыграли большую роль в увеличении добычи рыбы и снабжении рыбой населения страны.

Рыболовный флот продолжал свою службу и в годы Великой Отечественной войны, понеся при этом огромные потери - бо­лее 5000 судов. После окончания войны строительство рыболовного флота пришлось начинать практически зано­во.

Необходимость обеспечения населения страны продуктами питания в послевоенные годы потребовала кардинальным образом расширить сферу промышленного рыболовства, что в короткие сроки можно было осуществить только путем освоения новых районов лова и новых форм организации промысла.

В конце 40-х - начале 50-х годов наряду с автономной стала внедряться экспедиционная форма организации промысла. Пер­выми добывающими судами для экспедиционной работы в открытых районах Мирового Океана стали среднетоннажные рыбо­ловные траулеры (СРТ), серийное строительство которых началось в 1946 году. А уже через 2 года из Мурманска и Калинин­града вышли первые экспедиции в Северную Атлантику в составе СРТ и плавучих рыбообрабатывающих баз, переоборудо­ванных из сухогрузных морских судов. Эти экспедиции открыли новый этап развития отечественного промышленного океани­ческого рыболовства.

В середине 50-х годов, впервые в мировой практике, был создан принципиально новый тип добывающе-перерабатывающего судна - большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ), который стал важной вехой в развитии промыслового судо­строения вследствие высокого уровня его механизации, применения кормовой схемы траления, увеличенных холодильных мощностей, улучшения условий жизнеобеспечения.

В эти же годы в состав флота вошли транспортные рефрижераторы для приема и вывоза продукции с промысла.

В последующие годы экспедиционная форма промысла получила дальнейшее развитие, удаленность районов пре­высила 5000 миль. Флот рыбной промышленности качественно изменился. В его состав вошли супертраулеры, различные типы больших морозильных траулеров повышенной автономности, сейнер-траулеры, специализированные добывающие суда. Обрабатывающий флот пополнился универсальными консервными и мучными плавбазами, производственными рефрижерато­рами. В составе транспортного флота появились крупнотоннажные транспортные рефрижераторы-снабженцы, обеспечивающие добывающие суда всеми видами снабжения.

Рыбное хозяйство стало одной из промышленных отраслей страны, которая из кустарного примитивного промысла царской России превратилась в многопрофильную отрасль, одну из ведущих в народном хозяйстве страны по обеспечению населения продуктами.

Так, за 50 лет - с 1900 по 1950 гг. прирост вылова рыбы и морепродуктов составил около 900 тыс. тонн, за последующие 25 лет - с 1951 по 1975 гг. прирост вылова составил около 8,7 млн т. В дальнейшем прирост вылова продолжался и в конце 80-х годов в стане добывалось около 11,4 млн т рыбы и морепродуктов. Основная заслуга в этом принадлежала промысловому флоту, на долю которого приходилось более 90 % общего объема вылова и выработки товарной продукции, в том числе всей мороженой рыбы, более 50 % консервов и 95 % рыбной муки. Потребление рыбопродукции на душу населения по РСФСР в 1985-89 гг. составило 21,3 кг.

Организация рыбной промышленности как отрасли народного хозяйства страны обязана таким выдающимся государствен­ным деятелям, как Анастас Иванович Микоян и Алексей Николаевич Косыгин. Ускоренное развитие отрасли и рыболовного флота неразрывно связаны с именами Александра Акимовича Ишкова, Игоря Митрофановича Семенова, Владимира Михайловича Каменцева.

У истоков создания промыслового флота стояли такие высококлассные специалисты как Евгений Прокопьевич Гринко, Александр Федорович Юдинцев, Николай Иванович Чулин, Василий Семенович Петров. В деле создания флота участвовали организации и предприятия всех отраслей промышленности, поставлявшие верфям стальные листы и прокат, механизмы и приборы, средства связи и автоматики, оборудование жилых и служебных помещений и т.д.

Основными научными и проектными организациями являлись Гипрорыбфлот, ЦКБ "Восток", ЦКБ "Ленинская кузница" и ЦКБ "Нептун". Суда строились на верфях Ленинграда и Николаева, Хабаровска и Петрозаводска, Волгограда и Ярославля, Ры­бинска и Сосновки, Благовещенска и Николаевска-на-Амуре, Азова и Астрахани.

Морское рыболовство по своей сути глубоко интернационально и его развитие немыслимо без сотрудничества между мор­скими государствами. Рыбной промышленностью были установлены устойчивые деловые связи с судостроительными фирмами многих государств мира. За послевоенные годы на зарубежных верфях было построено много различных судов промыслового флота. Основными нашими партнерами в этом отношении являлись ПНР (Польская народная республика) и ГДР (Германская демократическая республика). Немало судов строилось также на верфях ФРГ, Японии, Финляндии, Франции, Дании, Швеции и других стран.

Ознаменованию 300-летия Российского Флота посвящено организованное Комитетом Российской Федерации по рыбо­ловству кругосветное плавание парусного барка "Крузенштерн", являющегося учебным судном Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота.

Волго-Каспийский бассейн

Возникновение промышленного рыболовства

Промышленное рыболовство в Волго-Каспийском бассейне первоначально возникло на речных просторах Волги, но по мере роста населения и развития промышленности стало распространяться на устье реки и северную часть Каспийского моря. Основными объектами лова были белуга, осетр, севрюга. С развитием железнодорожного транспорта, появлением возможности обеспечения рыбаков поваренной солью и транспортировки соленой рыбы - объектами лова стали также сельдь, вобла и другие частиковые виды рыб.

Развитие несамоходного промыслового флота. Зарождение приемно-транспортного флота и рефрижераторных судов. Моторизация судов

Вo второй половине XIX века морской промысел развивался с использованием деревянных рыбниц, лодок-бударок, кулазов, реюшек. Неэффективность доставки рыбы на таких лодках с морских промыслов на берег ускорила появление новых типов деревянных судов повышенной грузоподъемности (до двух тысяч пудов). Так на Каспии зародился приемно-транспортный флот, с которого и началась моторизация ранее исключительно парусных судов бассейна. Для доставки живой рыбы в пункты обработки использовались прорези, буксируемые пароходами или моторными судами.

В 1883 г. на промыслах Северного Каспия появилась новая несамоходная баржа грузоподъемностью 160 т с механической холодильной установкой, способной замораживать рыбу до -5° С. Первый самоходный транспортный рефрижератор начал обслуживать промыслы Каспия с 1913 г. В начале текущего столетия Волго-Каспийский бассейн стал основным рыбопромысловым районом России. В 20-е годы строительство флота было незначительным, а большая часть действующих судов имела возраст более 15 - 20 лет.

30-е годы.

Организация строительства новых типов несамоходных и самоходных судов. Организация экспедиционного промысла

1930-е годы на бассейне началась организация постройки деревянных промысловых несамоходных судов, а моторное судостроение возобновилось на Астраханской судоверфи в 1936 г. В числе основных типов строившихся в те годы моторных судов следует указать рыбницы мощностью 50 л.с, которые вплоть до 50-х годов были основными типами добывающих судов на бассейне, сетеподъемники с механизированной выборкой орудий лова, кавасаки, в том числе с траловыми лебедками системы Матвеева мощностью 25 - 30 л.с, малые сейнеры-дрифтеры. Использование добывающих судов осуществлялось совместно с рыбоприемным шаландами, обрабатывающими судами-баржами, рефрижераторными несамоходными судами, а впоследствии и со специально переоборудованной из нефтяной шхуны базой-маткой "М.Микоян" длиной 75 м и мощностью 240 л.с.

К 1940 г. в связи с резким ростом добычи рыбы на других бассейнах доля Каспийского бассейна в общем объеме добыча по стране сократилась (в 1930 г. - 47% общего вылова, в 1940 г. - 25% общего вылова).

Флот в годы Великой Отечественной войны

Каспийский бассейн в годы войны оказался в более благоприятных условиях нежели Западный и Северный бассейны. В первый же, наиболее тяжелый год войны не только был увеличен вылов, но и организовано производство специальной продукции для снабжения фронта - рыбных концентратов, консервов. Свыше 50 судов с деревянными корпусами были мобилизованы для траления магнитных мин. Остальной самоходный флот, сведенный в военизированные дивизионы, работал на промысле.

В первые послевоенные годы промысел на бассейне обеспечивали суда довоенной постройки. В это же время были построены первые суда для обслуживания промыслового флота. В 1946 г. началось строительство большой серии рефрижераторных самоходных "рыбниц" (пр. ЗЗО Р) - приемно-транспортных судов, которое продолжалось до середины 60-х годов.

С 1949 г. на бассейн стали поступать малые рыболовные сейнеры МРС-80, осуществлявшие лов кильки конусными сетями на электросвет. Эти суда наряду с моторыбницами составляли основу малотоннажного промыслового флота, а их строительство продолжалось до конца 60-х годов. Помимо отечественных судов в первые послевоенные пятилетки на бассейн поступали рыболовные сейнеры типов БЧС-300, СО-300 постройки ГДР.

С середины 50-х годов началось поступление приемно-транспортных судов типа ПТС-150 различных проектов, продолжавшееся до середины 80-х годов. Они осуществляли прием рыбы-сырца и транспортировку ее в ящиках и навалом.

С начала 60-х годов появились рыболовные сейнеры типов PC-150 проекта 697 и модификаций, строительство которых продолжалось до середины 80-х годов.

30-е - 70-е годы.

Развитие промысла каспийской кильки. Заморозка улова, производство рыбной муки и жира

Необходимость увеличения объемов вылова рыбы на бассейне выдвинуло в ряд первоочередных задач развитие промысла каспийской кильки. С 1963 г. на бассейне начали работать среднетоннажные добывающие морозильные суда типа "Дружба" постройки ГДР, осуществлявшие лов кильки по прогрессивной механизированной схеме рыбонасосом. На основе опыта эксплуатации этих судов были спроектированы и построены новые добывающие морозильные суда типа "Зеленодольск" (1963 - 1968 гг.) отечественной постройки и типа "Каспий" (1968 - 1970 гг.) постройки ГДР. На судах последнего типа применялись две эрлифтные установки для механизированной добычи кильки, механизированные морозильные аппараты, система кондиционирования воздуха жилых помещений.

Первыми судами на бассейне, осуществлявшими переработку улова для получения рыбной муки и жира, были суда типа "Днепр" отечественной постройки (1969 - 1972 гг.), способные перерабатывать до 70 т кильки в сутки.

В 1972 г. началось строительство и поступление на бассейн озерно-речных транспортных рефрижераторов типа "Колонок", осуществлявших транспортировку охлажденной рыбы, и речных несамоходных рефрижераторных рыбоприемных пунктов типа "Бобр" (прием рыбы вблизи мест лова и хранение в рефрижераторном складе).

80-е годы.

Расширение производственных возможностей рыбодобывающе-обрабатывающих судов. Появление специализированных зверобойно-рыболовных, приемно-транспортных рефрижераторных судов

В 80-е годы на бассейн началась поставка крупнотоннажных судов типа "Моряна" (1982 - 1990 гг.), предназначенных для комплексной переработки улова (выпуска пресервов и продукции спецпосола). На судах этого типа впервые внедрена комплексная механизация и автоматизация всего технологического процесса производства продукции.

Впоследствии для замены среднетоннажных морозильных отечественных и зарубежных судов  предыдущих лет постройки на базе судов этого проекта было создано добывающее морозильное судно типа "Волга" (1988 - 1991 гг.)

С 1981 г. началась поставка зверобойно-рыболовных судов типа "Тюлень" отечественной постройки, на которых в межсезонный период промысла тюленя осуществлялся лов каспийской кильки.

В 1984 г. началось строительство и поступление на бассейн приемнотранспортных рефрижераторов типа "Кировец", осуществлявших прием и транспортировку рефрижераторных грузов с широким диапазоном температур в трюмах (от 15° до -18°С), а также доставку в районы промысла грузов снабжения.

Флот в годы Великой Отечественной войны

В годы войны, по существу, весь промысловый флот был включен в состав ВМФ. Суда выполняли боевые задания и продолжали ловить рыбу. В конце июля 1942 г. промысел на бассейне был прекращен и возобновился в 1943 г, после освобождения Ростова-на-Дону. После освобождения в 1945 г. Причерноморья сразу же были приняты меры по восстановлению флота и разрушенных рыбопромысловых предприятий.

Интенсивное пополнение флота малотоннажными промысловыми судами в первые послевоенные годы

Азово-Черноморский бассейн являлся основным районом использования специализированных судов кошелькового лова. Было продолжено начавшееся до войны строительство малотоннажных рыболовных сейнеров с увеличенной мощностью главных двигателей (типов МРС-150; АЧС-80-150; МЧС-150) различных проектов. Наряду с сейнерами отечественной постройки с 1948 г. началась поставка сейнеров типа БЧС-300 постройки ГДР.

В начале 50-х годов началась поставка рыболовных сейнеров типа СЧС отечественной и зарубежной постройки различных модификаций. Помимо кошелькового невода как основного орудия промысла некоторые из модификаций оборудовались тралом, снюрреводом, бычковой драгой и рыбонасосом. Суда этого типа являлись основными типами добывающих судов до середины 70-х годов.

Освоение и развитие китобойного промысла

Освоение китобойного промысла на бассейне началось в 1946 г., когда была сформирована китобойная флотилия в составе китобазы "Слава" и китобойцев зарубежной постройки.

В 1959 г. начала работать вторая китобойная флотилия в составе китобазы "Советская Украина" и китобойных судов типа "Мирный" отечественной постройки. Первоначально китовое мясо перерабатывалось на муку. Поступившие на бассейн в 1959-60 гг. производственные рефрижераторы "Севастополь" и "Симферополь" обеспечили замораживание до 100 т китового мяса в сутки.

Начало освоения океанического промысла

Освоение океанического промысла началось с поставкой на бассейн в 1958 г. крупнотоннажных траулеров кормового траления типа "Маяковский" с выходом их в Атлантику.

Развитие в 60-х годах океанического промысла, интенсивное пополнение флота крупнотоннажными добывающими судами и судами обслуживания промысла

Начало 60-х годов характеризуется развитием на бассейне океанического промысла и связано с интенсивным пополнением промыслового флота крупнотоннажными добывающими судами. В 1962 г. из ГДР началась поставка морозильных траулеров типа "Тропик", которые вели промысел в основном у берегов Африки.

С 1966 г. началось строительство РТМ типа "Атлантик", которые получили широкое распространение на флоте отрасли. В связи с расширением районов океанического промысла на бассейн поступили большие морозильные траулеры повышенной автономности типа "Рембрандт" постройки Голландии.

Первые в отрасли консервные супертраулеры

По мере удаления районов лова от портов базирования и организации экспедиционной формы промысла в составе флота бассейна появились суда обслуживания: в середине 50-х годов производственные рефрижераторы типа "Таврия", которые работали в основном в транспортном варианте, затем в начале 60-х - приемно-транспортные рефрижераторы типа "Ветер" постройки ФРГ и позднее, с середины 60-х годов - TP типа "Сибирь" отечественной постройки.

В 1966 - 67 годах на бассейн поступили первые в составе флота отрасли консервные траулеры типа "Наталия Ковшова" постройки Франции, которые предназначались для использования сырьевых ресурсов, пригодных для производства консервов. Это были первые суда, производящие не полуфабрикат, а готовую к употреблению высококачественную продукцию.

Начало освоения тунцеловного промысла

В 1964 г. в состав промыслового флота поступили тунцеловные базы типа "Ленинский луч" постройки Японии с тунцеловными ботами на борту, транспортируемыми в район промысла и обеспечивающими лов тунца ярусом. Технологический комплекс судов предназначался для изготовления консервов до 60 тысяч банок в сутки, выпуска мороженого тунца 10 т в сутки, рыбной кормовой муки и технического жира 20 - 25 т в сутки.

Пополнение флота в 70-х годах новыми типами добывающих, обрабатывающих и приемотранспортных судов

В начале 70-х годов на бассейн поступили из ГДР БМРТ типа "Прометей". От своих предшественников эти суда отличались повышенными технико-эксплуатационными характеристиками: увеличенной мощностью главных двигателей, тягово-скоростными характеристиками, более совершенным технологическим комплексом. Суда этого типа были одними из самых массовых судов на флоте рыбной промышленности.

Создание плавучего добывающе-перерабатывающего комплекса "Восток"

Обрабатывающий флот на бассейне представлен самой большой консервной плавбазой "Восток", введенной в строй в 1971 г. (грузоподъемность 14200 т, скорость 18,5 узлов, технологический комплекс обеспечивал производство 230 тысяч банок консервов в сутки, 200 т в сутки мороженой продукции и 100 т в сутки рыбной кормовой муки по сырью). Плавбаза работала в автономном режиме и первоначально сырьем ее обеспечивали десантируемые рыболовные пластмассовые катера, затем среднетоннажные траулеры.

Обеспечение работы промыслового флота в удаленных районах океана выявило недостаточность использования для этой цели приемно-транспортных рефрижераторов. Необходимость доставки в районы промысла в больших объемах промвооружения, тары, судового снабжения, топлива предопределило впервые в мировой практике создание специализированного типа судна - транспортного рефрижератора-снабженца. Судами этого типа, пополнившими флот бассейна в указанные годы, были крупнотоннажные транспортные рефрижераторы-снабженцы типов "Амурский залив" постройки Франции (грузовместимость 15500 м3, скорость 17,3 уз), "50 лет СССР" отечественной постройки (грузовместимость 15900 м3, скорость 18,9 уз), среднетоннажные рефрижераторы отечественной постройки для работы на средних плечах удаленности типа "Бухта Русская" (грузовместимость   6650 м3, скорость 15,3 уз).

Кроме того, началась поставка на бассейн отечественных транспортных рефрижераторов типа "Радужный", обеспечивающих вывоз продукции и снабжение промысловых судов на небольших плечах удаления.

Во второй половине 70-х годов пополнение добывающего флота бассейна представлено только малотоннажными судами. Началась поставка отечественных рыболовных сейнеров РС-300 (пр. 388 М).

Для замены устаревших сейнеров СЧС-150 и удовлетворения возросших требований промысла началась поставка (1977 г.) новых сейнеров типа "Керчанин", имеющих значительные преимущества перед СЧС-150 и обеспечивающих высокую эффективность на кошельковом лове.

Освоение сырьевых ресурсов Антарктики

В 80-е годы крупнотоннажный добывающий флот бассейна пополнился не имевшими в мире аналогов консервными крилево-рыбными супертраулерами типа "Антарктида" отечественной постройки, предназначенными для промысла криля в Антарктике (с выработкой до 75 тыс. банок в сутки консервов "Креветка антарктическая натуральная" и крилевой рыбной муки) и в межсезонный период - добычи рыбы в любых районах океана (с выработкой натуральных консервов до 50 тысяч банок в сутки, разделанной или   неразделанной мороженой рыбы до 25 т в сутки и кормовой рыбной муки).

В 80-е годы крупнотоннажный добывающий флот бассейна пополнился морозильно-консервными супертраулерами типа "Моонзунд" постройки ГДР, предназначенными для промысла рыбы в любых, в том числе отдаленных районах Мирового океана (с выработкой консервов до 25 тысяч банок в сутки, разделанной или неразделанной мороженой рыбы до 60 т в сутки, кормовой рыбной муки до 60 т в сутки по сырью и технического рыбьего жира).

Среднетоннажный добывающий флот в первой половине 80-х годов пополнился морозильными сейнерами-траулерами типа "Орленок" постройки ГДР с выработкой замороженной разделанной рыбы и филе, рыбной муки, технического рыбьего жира и полуфабриката медицинского жира из печени рыб.

Необходимость освоения на бассейне нового объекта лова - черноморской кильки потребовала наряду с кошельковым внедрения тралового лова на сейнерах типа "Керчанин", т.е. создания их модификации пр. 13301. Поставка малотоннажных сейнеров-траулеров этого проекта началась с 1983 г., а модификации с увеличенной мощностью главного двигателя (пр. 13303) с 1987 г.

Транспортный флот бассейна в конце первой половины 80-х годов стал пополняться малыми приемно-транспортными судами типа "Кировец", обеспечивающими прием и транспортировку рефрижераторных грузов и доставку в район промысла внутренних морей грузов снабжения.

С 1989 г. промысловый флот стал пополняться судами нового поколения (БМРТ "Новатор", "Надир", "Навигатор"), отличающимися повышенными производительностью переработки сырья и механизацей трудоемких процессов.

Северный бассейн

Прибрежное рыболовство в начале XX века

Начало отечественных исследований рыбных богатств Баренцева моря относится к 1899 г., когда в опытный рейс отправился пароход "Андрей Первозванный". В 1906 г. в Баренцевом море начал промысел русский капитан Копытов, зафрахтовав норвежский пароход, а в 1913 г. фирма предпринимателя Спаде - на траулерах "Север", "Восток", "Запад" и "Юг".

20-е годы

Разоренное Гражданской войной и интервенцией рыбное хозяйство бассейна стало развиваться по пути возрождения прибрежного рыболовства, тралового лова трески в Баренцевом море и организации промысла сельди.  Основными типами судов прибрежного лова были деревянные шняки, елы, карбасы и листер-боты. Возобновление добычи рыбы в Баренцевом море траулерами относится к 1920 г. с использованием судов "Навага" под управлением капитана Ф.М.Михова и "Камбала" - капитана С.Д.Копытова, базировавшихся в порту Архангельск.

С начала 1920-х годов начали также получать распространение моторные боты типа "Касатка" с мощностью двигателя 25 - 50 л.с, которые строились на Мурманской судоверфи.

Механизация промысловых операций на этих судах выполнялась за счет установки дрифтерного шпиля, сейнерной лебедки и ярусоподъемника, что позволяло судам работать как на дрифтерном, так и на кошельковом и ярусном лове.

Развитие тралового промысла. Появление специализированных паровых траулеров. Замена паровых силовых установок дизельными

Для повышения экономической эффективности эксплуатации траулеров с 1924 г. началось их перебазирование из замерзающего порта Архангельск в Мурманск. С 1927 г. флот пополняется новыми специализированными траулерами постройки Германии с паровыми машинами мощностью 640 л.с, жиротопными установками, рыбомучными установками и машинами для разделки рыбы. Новые суда позволили расширить ассортимент выпускаемой продукции. С 1926 г. традиционная продукция траулеров (соленая рыба) стала заменяться охлажденной во льду, с 1927 г. началась выработка клипфикса.

С 1931 г. траловый флот начал пополняться дизельными траулерами постройки Германии типа "Севгосрыбтрест" с главными двигателями фирмы "Дейц".

Освоение промысла в открытом море

В середине 30-х годов на флот стали поступать более крупные паровые многоцелевые деревянные суда с мощностью двигателя 200 л.с, получившие название комбайнов. Суда были предназначены не только для прибрежного лова, но также и для промысла в открытом море при силе ветра до 5 баллов. На судах устанавливались траловые лебедки и дрифтерные шпили. На малых комбайнах, предназначенных для работы в мелководных районах моря и губах, орудиями лова были ярус, трал, кошелек и дрифтерные сети.

Результатом усовершенствования судов типа "Комбайн" явилось создание на Мурманской судоверфи еще одного типа судна - дрифтера-бота с мощностью двигателя 140 л.с, приспособленного для полярного плавания.

30-е годы.

Строительство отечественных траулеров

По указанию С.М.Кирова с 1930 г. Северная судостроительная верфь, а затем и Адмиралтейский судостроительный завод в Ленинграде приступили к постройке отечественных паровых траулеров для Северного бассейна с мощностью двигателя 650 - 800 л.с. производства Невского судостроительного и машиностроительного завода. С этого времени траловый флот стал преимущественно пополняться судами отечественной постройки. С 1936 г. к строительству траулеров была подключена и Мурманская судоверфь. Первым ее судном был траулер "Иван Папанин".

Появление на флоте первой плавучей базы  и нового типа судна - производственного рефрижератора

Дрифтерный лов сельди в открытом море обусловил приемку и переработку большого количества добываемой рыбы. Эта задача была решена переоборудованием в 1937 г. норвежского лесовоза "Хаугланд" в первую плавучую базу "Память Сергея Кирова" с паровой машиной мощностью 1500 л.с, грузовыми трюмами вместимостью 4500 т сельди в бочках, санчастью, продуктовым магазином, библиотекой, киноустановкой. По уровню механизации и производительности труда рыбоперерабатывающие цеха базы значительно превосходили существовавшие в то время береговые заводы того же назначения.

В тот же период зародился другой новый тип судна - производственный рефрижератор, который получил большое распространение в последующие годы. Замораживание рыбы до -18°С на этих судах выполнялось мокрым контактным способом.

Создание и применение на производственном рефрижераторе первого автоматизированного морозильного аппарата непрерывного действия

По проекту А.Е.Ниточкина и И.М.Семенова на Мурманской судоверфи был переоборудован углевоз "Лиз" в производственный рефрижератор с установкой на нем первого механизированного морозильного аппарата непрерывного действия, который получил название "Рефрижератор № 3".

Начало применения экспедиционной формы промысла в удаленных районах моря

Дополнение флота плавучими базами и производственными рефрижераторами положило начало применению на Северном бассейне экспедиционной формы промысла.

Годы Великой Отечественной войны

Северный бассейн с начала войны стал театром военных действий. Значительная часть морских траулеров (47 судов) была вооружена и использовалась в дальнейшем в качестве сторожевых кораблей и тральщиков. Остальные суда этого типа продолжали лов рыбы для нужд фронта и тыла.

Рыбаки бассейна за период войны добыли 120 тыс. т рыбы.

Расширение в первые послевоенные годы районов морского рыболовства с использованием малых и средних рыболовных судов

В послевоенные годы значительная часть промысловых судов на бассейн поступила из-за границы: в 1947-48 гг. - среднетоннажные рыболовные траулеры бортового траления I и II серий постройки Финляндии, выпускавшие соленую продукцию, консервы из печени и рыбную муку.

В 1949 г. из ГДР поступили средние рыболовные траулеры мощностью главных двигателей 300 л.с, осуществлявшие лов рыбы тралом и дрифтерными сетями, с выпуском соленой продукции.

Дальнейшее расширение районов океанического рыболовства с использованием новых типов судов в 1951 - 1960 гг.

В 1950 г. промысловый флот бассейна пополнился крупнотоннажными посольными траулерами постройки Бельгии, выпускающими также консервы из печени.

В состав прибрежного флота поступили из ГДР малые рыболовные сейнеры типов БЧС-300 и СО-300, а также сейнеры отечественной постройки с мощностью главного двигателя 150 л.с.

На Мурманской судоверфи был построен рыболовный траулер с бортовой схемой траления типа "Кораблестроитель", который стал родоначальником широко распространенного впоследствии класса судов, предназначенных (помимо тралового лова) для океанического промысла сельди дрифтерными сетями.

В 50-е годы на бассейн поступили среднетоннажные паровые траулеры III и IV серий постройки Финляндии, постройки Швеции и постройки Польши I-IV серий. Эти суда бортового траления мощностью 800 л.с. были предназначены для выпуска соленой продукции, консервов из печени и рыбной муки.

Кроме того, из Англии поступили дизельные траулеры типа, "Пионер" мощностью 1100 л.с. с выпуском продукции того же ассортимента.

В состав среднетоннажного флота также вошли траулеры постройки ГДР (модификация СРТ-300) мощностью главного двигателя 400 л.с, а также траулеры отечественной постройки мощностью 300 л.с.

С 1957 г. началось поступление рефрижераторных траулеров постройки ГДР типа "Океан" и отечественной постройки типа "Бологое", осуществлявшие лов рыбы тралом и дрифтерными сетями. Впоследствии на некоторых судах, в связи с сокращением запасов сельди, было заменено дрифтерное вооружение на высокопроизводительное кошельковое.

В эти же годы малотоннажный флот пополнился малыми сейнерами постройки ГДР, отечественной постройки проекта 388 мощностью главных двигателей 300 л.с. В состав прибрежного флота поступили маломерные рыболовные траулеры и сейнеры мощностью главных двигателей 80 л.с.

Для приемки с добывающих судов рыбы и ее переработки на бассейн в период 1951 - 57 гг. поступили посольные плавбазы "Памяти Ильича", "Атлантика", "Антарктика", "Памяти Кирова" и другие, переоборудованные из транспортных судов.

Создание БМРТ кормового траления - качественный скачок в развитии океанического промысла

Паровые и среднетоннажные рыболовные траулеры бортового траления массовых серий отечественной и зарубежной постройки являлись основным типом добывающего судна для морского и океанического промысла и  сыграли важную роль в его освоении.

В то же время к началу 50-х годов бортовая схема траления стала непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития океанического промысла, в первую очередь тралового, так как для условий открытого океана бортовой траулер имел низкий надводный борт, а обработка рыбы осуществлялась на открытой палубе.

Эти недостатки можно было устранить лишь при создании траулера с кормовой схемой траления.

Впервые разработка проекта кормового сейнера-траулера началась в Рыбосудопроекте (ныне Гипрорыбфлот) под руководством А.Ф.Юдинцева. Для проверки этой идеи в Мурманске был построен малый рыболовный траулер "Новатор". Опыт эксплуатации этого судна позволил разработать технические требования для траулера такого типа, которые были переданы английским, немецким и российским проектантам. На базе этих требований в Германии были спроектированы и построены БМРТ типа "Пушкин", а в СССР - БМРТ типа "Маяковский".

Благодаря применению кормовой схемы траления БМРТ проектировались как высокобортные мореходные суда, способные вести промысел даже в условиях сильного волнения. Мощная энергетическая установка, морозильное производственное оборудование обеспечивали быструю переработку улова и транспортировку его в замороженном виде, что обеспечило дальнейшее развитие экспедиционной формы организации промысла.

После успешного освоения БМРТ типа "Пушкин" в 1958 г. на бассейн и другие регионы отрасли начали поступать БМРТ типа "Маяковский" отечественной постройки, затем в 1960 г. - БМРТ типа "Лесков" постройки Польши.

Суда этого типа вскоре стали основным техническим средством морского и океанического промысла.

Конец 50-х годов. Развитие экспедиционной формы организации промысла

Развитие экспедиционной формы организации промысла предопределило, наряду добывающими крупно- и среднетоннажными судами, строительство различных специализированных судов обслуживания (плавбазы, производственные и транспортные рефрижераторы).

В 1958 г. на бассейн поступили специализированные посольные плавбазы типа "Северодвинск", осуществляющие приемку улова от добывающих судов, выработку соленой продукции, а также обеспечение промысла всеми видами снабжения.

Совершенствование судов промыслового  флота в 60-х годах

Начиная с середины 60-х годов усилия отечественных судостроителей были направлены на совершенствование промыслового флота, коснувшееся всех типов судов, а также поискового, промыслового и технологического оборудования.

В конце десятилетия на флот поступили БМРТ типа "Пионер Латвии" с более производительным составом технологического оборудования, траулеры типа "Кронштадт" с раздельными лебедками, позволяющими работать попеременно двумя тралами (система "дубль"), увеличенной промысловой палубой и траулеры типа "Лучегорск" с увеличенными мощностями по производству рыбной муки. Эти траулеры - второе поколение отечественных БМРТ.

По мере расширения географии промысла возникла необходимость в создании БМРТ повышенной производительности и автономности.

Во второй половине 60-х годов на бассейн поступили траулеры типа "Грумант" постройки Дании, "Рембрандт" постройки Голландии, "Алтай" отечественной постройки, отвечающие этим требованиям.

Освоение в 1971-1980 гг. промысла в наиболее удаленных районах океана и пополнение флота новыми типами промысловых судов

Важным этапом развития среднетоннажного флота явилось создание в 1962 году первого морозильного среднетоннажного траулера (СРТМ) типа "Маяк". За десятилетие было создано несколько модификаций судов типа "Маяк": СРТМ типа "Ольга" с увеличенной до 10 т в сутки производительностью морозильных аппаратов, типа "Саргасса" - с рефрижерацией (обе модификации с кошельковым неводом).

Создание СРТМ типа "Железный поток" - с кормовым тралением, морозильной установкой производительностью 10 - 12 т в сутки и увеличенной мощностью главных двигателей и СРТМ типа "Василий Яковенко" - с плиточными морозильными аппаратами суммарной производительностью 18 - 21 т в сутки - дальнейшее совершенствование среднетоннажных судов отечественной постройки.

В эти годы в период освоения удаленных районов и новых объектов промысла строятся рыбообрабатывающие суда с комплексами технологического оборудования, способные сочетать в себе функции посольных плавбаз и производственных рефрижераторов, со значительным расширением ассортимента вырабатываемой продукции.

ПБ типов "Пионерск", "Профессор Баранов" постройки Польши поступили на Северный бассейн.

В условиях развития океанического промысла и экспедиционной формы работы флота вывоз продукции с промысловых районов бассейна обеспечивали транспортные рефрижераторы отечественной постройки типа "Сибирь".

Удаление районов промысла от портов базирования обусловило необходимость создания крупнотоннажных приемно-транспортных судов-снабженцев, способных обеспечивать не только вывоз продукции с промысла, но и доставку добывающим судам топлива, воды и других видов снабжения.

Транспортные рефрижераторы типа "Прибой" постройки Швеции явились первыми судами-снабженцами, поступившими на бассейн в начале 60-х годов.

Во второй половине 60-х годов на бассейн поступила новая серия крупнотоннажных транспортных рефрижераторов-снабженцев типа "Карл Либкнехт" постройки ГДР.

Последующее развитие траулеров повышенной автономности привело к созданию отечественных супертраулеров типа "Горизонт", поступавших на бассейн с 1975 г., а также больших морозильных траулеров типа "Иван Бочков" постройки Польши (начало поставки 1978 г.).

В первой половине 70-х годов началась поставка зверобойно-рыболовных судов типа "Зверобой" постройки Польши, обеспечивавших добычу морского зверя, а в межсезонный период - промысел рыбы по кормовой схеме траления и выработкой мороженой продукции, рыбной муки и технического жира.

Со времени создания СРТМ дальнейшее развитие среднетоннажного флота пошло по двум направлениям: морозильному и рефрижераторному.

Важным этапом в развитии рефрижераторных судов стало появление на бассейне в первой половине 70-х годов сейнеров-траулеров типа "Альпинист". На этих судах был внедрен ряд прогрессивных решений: кормовая схема траления, совмещение двух способов лова (тралового с кошельковым), увеличение энерговооруженности, отбор мощности главных двигателей и др.

В это же время началась поставка специально спроектированных для автономной работы в Баренцевом море рефрижераторных траулеров типа "Баренцево море".

Малотоннажный флот бассейна во второй половине 70-х годов пополнился рыболовными сейнерами мощностью 300 л.с. (модификация сейнеров первых серий), которые отличались составом промыслового оборудования и повышенными техникой эксплуатационными характеристиками.

Кроме того, на бассейн в этот же период поставлялись суда типа МРС-225, предназначенные для многоцелевого использования и имеющие высокие промыслово-технические характеристики по сравнению с сейнерами более ранних лет постройки.

Транспортный флот бассейна во второй половине 70-х годов пополнялся крупнотннажными транспортными рефрижераторами-снабженцами типа "50 лет СССР" отечественной постройки.

Появление на флоте в 1981 - 1990 гг. супертраулеров для работы в дальних районах промысла

Введение экономических зон предопределило направление дальнейшего развития траулеров с расширенным консервным производством. Во второй половине 80-х годов на бассейн поступили супертраулеры типа "Моонзунд", которые наряду с мощным консервным производством (до 30 тысяч банок за 16 ч) располагали морозильными аппаратами общей производительностью до 60 т в сутки и рыбомучной установкой производительностью по сырью до 60 т в сутки. Эти суда явились продолжением серии супертраулеров типа "Горизонт", способных к работе в наиболее удаленных районах Мирового Океана.

Кроме того, в связи с прекращением строительства БМРТ типа "Иван Бочков" бассейн после 1990 г. поступили БМРТ типа "Пулковский меридиан", серийное строительство которых началось в 1978 г.  Дальнейшее совершенствование среднетоннажных морозильных судов с учетом изменяющихся условий рыболовства нашло свое воплощение в траулерах-сейнерах типа "Орленок" и в судах чисто тралового варианта типа "Оболонь" постройки ГДР. Поставка этих судов на бассейн началась в 1981 г. На траулерах применена современная промысловая схема "дубль", резко увеличены энерговооруженность, тягово-скоростные
характеристики, оборудован закрытый цех, предусмотрена утилизация отходов.

Прибрежный промысловый флот в этот период пополнялся отечественными тралботами мощностью 150 л.с, маломерными рефрижераторными траулерами типа "Балтика" с кормовой схемой траления, а после 1990 г. - малыми рыболовными рефрижераторными сейнерами-траулерами мощностью 225 л.с.

Транспортный флот бассейна пополнялся транспортными рефрижераторами-снабженцами типа "Комсомолец Приморья" постройки ГДР.

Дальневосточный бассейн

Рыболовство в начале XX века

Дo конца XIX века рыболовство на Дальнем Востоке было развито слабо. Природные ресурсы бассейна интенсивно использовались американскими и особенно японскими рыбопромышленниками. В 1913 г. на Дальний Восток были направлены 500 рыбаков с Каспия для ведения промысла лишь в устьях рек. Дальневосточный добывающий флот в основном состоял из деревянных  лодок мелких парусно-гребных судов, ботов разных типов, которые использовались только на прибрежном лове.

Однако к 1910 г. рыбопромышленники бассейна уже имели паровые транспортные рефрижераторы для доставки замороженной рыбы в Европу и первые паровые траулеры.

Начало развития флота с конца 20-х годов

С создания в 1927 г. акционерного Камчатского общества (председатель А.И.Микоян) началось плановое развитие промыслового флота путем закупки за границей транспортных пароходов и кунгасов.

Строительство самоходных судов

В период с 1928 по 1932 гг. строились самоходные добывающие суда - кавасаки мощностью двигателя 24 л.с. с установкой на этих судах сетеподъемных и ярусоподъемных машин. В 1930 г. на Дальзаводе во Владивостоке было освоено строительство стальных сварных морских катеров серии "Ж" длиной 17,3 м с мощностью двигателя 50 - 100 л.с. для открытых морских рейдов Камчатки и побережья Охотского моря, а также стальных морских барж.

Начало массового промысла дальневосточного краба

С 1928 г. начался массовый промысел дальневосточного краба. Это стало возможным после закупки в США и Японии двух сухогрузных пароходов, которые были переоборудованы под "фактории". На судах осуществлялась разделка крабов и выпускались консервы. Добыча крабов производилась краболовными кавасаки и катерами, которые поднимались на борт пароходов. В дальнейшем краболовная флотилия пополнялась судами "Третий краболов", "Четвертый краболов", "Пятый краболов", "Ламут", "Юкагир", "Гиляк", "Тунгус" и к 1935 г. в ее составе уже было 14 судов.

Флот в годы Великой Отечественной войны

Организация в послевоенный период самостоятельного строительства мелких прибрежных судов на судоремонтных заводах отрасли и в мастерских рыболовецких колхозов

В период Великой Отечественной войны на Дальневосточном бассейне началась интенсификация добычи рыбы и в 1943-44 гг. был превзойден довоенный уровень. Транспортные суда, вооруженные пушками и пулеметами для защиты от нападения самолетов и подводных лодок, сочетали работу по обслуживанию промысла с грузовыми перевозками в порты США и обратно. Промысловые суда принимали непосредственное участие в боевых операциях по освобождению Сахалина и Курильских островов. В послевоенные годы для обеспечения нужд рыболовецких колхозов и поддержки прибрежного рыболовства на судоремонтных заводах бассейна и в мастерских рыбколхозов было организовано строительство целого ряда мелких судов разного назначения: мотоботов, плашкоутов, кунгасов, зверобойных фангсботов, вельботов, прорезей, нефтемусоросборщиков, нефтеналивных несамоходных барж.

Интенсивное пополнение флота малыми и средними рыболовными судами. Организация экспедиционного промысла и первичной обработки сырья непосредственно на судах в море

Потребность страны в пищевых продуктах, богатая сырьевая база дальневосточных морей и возможность ее освоения вызвали необходимость пополнения промыслового флота более производительными специализированными судами прибрежного и морского рыболовства. В 50-е годы на флот стали поступать малые рыболовные сейнеры разных проектов с мощностью главных двигателей 80 л.с. (РС-80), средние рыболовные траулеры с мощностью главных двигателей 300 - 400 л.с. (СРТ 300 - 400), предназначенными для добычи рыбы кошельковыми неводами, снюрреводами, ярусами, закидными и дрифтерными сетями, тралами.

С целью повышения экономической эффективности судов первичную обработку сырья начали производить непосредственно в море. Флот стал пополняться производственными рефрижераторами зарубежной (ПР N 4, ПР "Первомайск") и отечественной постройки (ПР типов "Севастополь" и "Таврия"), а также рыбообрабатывающими плавбазами зарубежной постройки (ПБ типа "Ламут" и "Северодвинск"). Эти суда были оснащены всеми видами снабжения и промвооружения, культурно-бытовым и медицинским оборудованием. Производственные рефрижераторы осуществляли прием свежей рыбы, ее заморозку, упаковку в тару и доставку на берег, а плавбазы производили посол сырья и выработку соленой продукции в бочках.

Для повышения производительности обрабатывающих судов, исключения непроизводительных переходов - вывоз с промысла вырабатываемой продукции выполнялся транспортными рефрижераторами. В начале 50-х годов эти функции осуществляли суда зарубежной постройки типов "Ангара", "Кустанай", "Светлогорск", "Яна" грузоподъемностью от 460 до 2050 т и скоростью от 11 до 14,5 узлов. Во второй половине 50-х годов флот стал пополняться транспортными рефрижераторами отечественной постройки типов "Амур" и "Актюбинск". В связи с освоением отдаленных районов промысла грузоподъемность новых транспортных рефрижераторов постоянно повышалась, достигнув на TP типа "Актюбинск" 3150 т, и скорость - 16,6 узлов соответственно.

Развитие китобойного промысла

Развитие китобойного промысла на бассейне, промышленное освоение которого началось в довоенные годы, относится к началу 60-х годов, когда были сформированы китобойные флотилии в составе отечественной китобазы "Советская Россия" (1961 г.), китобаз "Владивосток" и "Дальний Восток" постройки ФРГ (1962 - 1963 гг.) и китобойных судов типа "Мирный".

Организация, освоение и развитие тунцеловного промысла

В 1956 г. на закупленных в Японии ярусных тунцеловах типа "Нора" стал осваиваться ярусный лов тунца и его заморозка до -18°С в рассольных танках. Дальнейшее развитие специализированного тунцеловного промысла относится к 1964 году. На бассейн поступили отечественные тунцеловные ярусники типа "Нереида" с замораживанием 4 т тунца в сутки. В 1964 - 1965 гг. в состав тунцеловного флота вошли две плавбазы типа "Ленинский луч" постройки Японии с тунцеловными ярусными ботами на борту, транспортируемыми в район промысла. Выросла производительность технологических линий по производству: консервов - 60 тысяч банок в сутки, мороженой продукции - 10 т в сутки, рыбной кормовой муки и технического жира - 20 - 25 т в сутки (по сырью). Кошельковый лов тунца получил свое развитие в конце 70-х годов, когда на бассейн поступили большие тунцеловные сейнеры типа "Родина" постройки Польши.

Пополнение промыслового флота новыми типами судов, обеспечивающими расширение ассортимента вырабатываемой продукции и эффективную эксплуатацию флота в морских и океанических районах промысла

Дальнейшее расширение районов рыболовства, повышение требований к качеству и ассортименту вырабатываемой продукции, появление новых технических средств вызвали необходимость создания новых типов судов. С начала 1960-х годов промысловый флот стал пополняться малыми рыболовными сейнерами 225 л.с, средними рыболовными морозильными траулерами (СРТМ), а затем и рефрижераторными разных модификаций типов СРТМ "Маяк", "Слава Керчи", "Ольга", СРТР "Саргасса" и др. Эти суда предназначались для лова рыбы бортовым тралом, дрифтерными сетями, ярусом, кошельковым неводом, бортовыми ловушками.

На судах стала вырабатываться малосоленая (пресервы), охлажденная и замороженная продукция. Возможность использования различных орудий лова и выработки разнообразной продукции позволила судам этого типа найти широкое распространение не только на Дальневосточном бассейне.

60-е годы характерны появлением на флоте принципиально новых больших морозильных траулеров кормового траления. Они отличались возможностью ведения промысла при повышенном волнении моря, применением системы траления "дубль", увеличением производительности труда и эффективности промысла. Некоторые модификации судов этого типа (БМРТ "Маяковский", БМРТ "Пионер Латвии", БМРТ "Лучегорск") обеспечили высокую эффективность океанического рыболовства с выпуском расширенного ассортимента рыбной продукции - замороженных разделанной рыбы и филе, консервов из печени, икры минтая, рыбной муки и жира.

Поставка на бассейн специализированных консервных плавбаз типа "Андрей Захаров" и "Кораблестроитель Клопотов" отечественной постройки обеспечила увеличение производства консервов из краба и рыбы и расширение ассортимента вырабатываемой продукции.

Увеличение спроса на малосоленую продукцию (пресервы) потребовало создание новых специализированных плавбаз. Поэтому, наряду с пополнением флота производственными рефрижераторами типов "Братск" и "Скрыплев", на бассейн поступили плавбазы типа "Спасск" постройки Японии, осуществлявшие разделку и заморозку улова, выпуск пресервов, муки, технического жира и полуфабриката медицинского жира.

В эти же годы на флот стали поступать транспортные рефрижераторы типа "Сибирь" отечественной постройки, типов "Камчатские горы" и "Остров Русский' зарубежной постройки грузоподъемностью 5700 - 6680 т и скоростью 17,4 - 18,3 узлов, обеспечивавшие промысловые суда всеми видами снабжения и вывоз рыбопродукции как с ближних, так и из удаленных районов рыболовства.

Поступление новых типов добывающих судов, плавбаз и транспортных рефрижераторов

В 70-е годы продолжалось пополнение флота всеми типами новых судов промыслового флота. В начале этого периода на флот стали поступать получившие в дальнейшем широкое распространение траулеры типа "Пулковский меридиан", а также зверобойно-рыболовные суда типа "Зверобой" постройки Польши.

Этот же период характерен появлением в составе обрабатывающего флота специализированных рыбообрабатывающих плавбаз типа "Пятидесятилетие СССР" отечественной постройки, предназначенных для приема рыбы от добывающих судов в удаленных районах промысла, выработки рыбной муки, мороженой продукции, консервов, икры, технического и полуфабриката медицинского жира.

С целью доставки рыбной продукции из наиболее удаленных районов промысла непосредственно в порты европейской части страны без использования железнодорожного транспорта были созданы и вошли в состав флота самые крупные и скоростные транспортные рефрижераторы типа "Охотское море" (грузоподъемность 10850 т, скорость 17,9 уз). Наряду с этим флот пополнялся также крупнотоннажными транспортными рефрижераторами типа "Карл Либкнехт" постройки ГДР и малотоннажными типа "Радужный" отечественной постройки.

Вторая половина 70-х годов также характерна пополнением флота новыми типами судов. Для промысла рыбы в прибрежных водах Камчатки и Приморья поступили малые добывающие суда проектов 1338 К и 1338  П. Среднетоннажные добывающие суда пополнились средними морозильными траулерами типа "Василий Яковенко" с частичной разделкой рыбы и ее последующей заморозкой, а также сейнерами-траулерами типа "Надежный". В состав крупнотоннажного добывающего флота вошли большие морозильные траулеры типа "Прометей" постройки ГДР. Обрабатывающий и транспортный флот пополнился универсальными плавбазами типа "Конституция СССР" и TP типов"Тарханск" и "Татарстан".

Пополнение флота в начале 90-х годов

С начала 90-х годов, наряду с продолжавшимся поступлением судов старых проектов отечественной постройки (БМРТ пр. 1288, СРТМ пр. 502 ЭМ, СРТР пр. 503, МРТР пр. 1328), промысловый флот бассейна пополнился новыми высокопроизводительными судами зарубежной серийной постройки: - большими морозильными траулерами типа "Сотрудничество" постройки Испании; - среднетоннажными морозильными траулерами типов "Стеркодер" постройки Норвегии и "Мыс Корсакова" постройки Германии, выпускающими высококачественную продукцию повышенного спроса; - средними морозильными ярусниками типа "Антиас" постройки Германии; - большими тунцеловными сейнерами типа "Каури" постройки Испании.

Кроме того, на бассейн поступали единичные суда различных проектов зарубежной постройки, прошедшие переоборудование для нужд конкретных судовладельцев.

Западный бассейн

Возникновение промышленного рыболовства

В начале века на Западе России рыболовство осуществлялось на крупных озерах и в прибрежных районах Балтийского моря. Рыболовный флот, в основном, состоял из деревянных парусно-гребных судов, наиболее крупными из которых были лайбы и соймы. Лайбы длиной 15 - 35 м и соймы до 26 м использовались и как транспортные суда. Наряду с соймами для лова рыбы использовались небольшие лодки "гдовки", строившиеся в этом регионе с давних времен кустарным способом. Как рыболовный регион Западный бассейн образовался в конце 40-х годов.

Создание специализированного крупносерийного промыслового флота в первые послевоенные пятилетки (1946-1955 гг.)

Создание массового специализированного промыслового флота на бассейне началось после окончания Великой Отечественной войны. В первые послевоенные годы промысловый флот прибрежного и морского лова пополнялся за счет тралботов и малых траулеров преимущественно деревянной и композитной постройки (рыболовные боты, ТРБ, МРТ, СТБ и др.). В этот же период было организовано строительство отечественных малых траулеров из композитных материалов (проект 365 и модификации).

Основным типом добывающего судна на бассейне для океанического промысла в этот период были среднетоннажные рыболовные траулеры постройки ГДР (СРТ 300 - 400) и позднее СРТ отечественной постройки.

Кроме того, в начале 50-х годов началась поставка из ГДР рыболовных сейнеров типа РС-300. К этому же периоду относится создание на бассейне обрабатывающего флота: посольных плавбаз ("Балтика", "Заполярье", "Ингул" и др.), переоборудованных из транспортных судов, и первых специализированных ПБ типа "Воркута". Введение в строй крупнотоннажных плавбаз, способных осуществлять прием сырья от добывающих судов непосредственно в море, послужило развитию экспедиционной формы организации промысла.

Кроме того, на бассейн поступили первые производственные рефрижераторы (типа "ПР N 4" и "Дружба"), осуществлявшие прием рыбы от СРТ и ее заморозку , а также снабжение добывающих судов.

Развитие экспедиционного промысла. Строительство и поставка специализированных судов промыслового флота (1956 - 1965 гг.)

Освоение новых промысловых районов океана, дальнейшее развитие экспедиционной формы промысла связано с поставкой на бассейн отечественных крупнотоннажных морозильных траулеров типа "Маяковский" с прогрессивной кормовой схемой траления, выработкой мороженой продукции, консервов из печени и кормовой рыбной муки.

В этот же период на бассейн поступили среднетоннажные рефрижераторные траулеры типа "Океан" постройки ГДР и отечественные СРТР типа "Бологое".

В начале 60-х годов поступают крупнотоннажные морозильные траулеры типа "Тропик" постройки ГДР и среднетоннажные морозильные траулеры типа "Маяк".

С 1957 г. на бассейн стали поступать специализированные плавбазы постройки Польши типа "Алтай", "Северодвинск" и позднее - (1965 г.) ПБ типа "Пионерск". Отряд производственных рефрижераторов в конце 50-х - начале 60-х годов пополнился отечественными рефрижераторами типов "Севастополь", "Таврия", "Зеленодольск" и типов "Первомайск", "Братск" зарубежной постройки.

Большую роль в повышении производительности промыслового флота и обеспечении вывоза рыбной продукции с промысла в условиях развития океанического рыболовства и экспедиционной формы работы флота сыграли первые специализированные транспортные рефрижераторы, поставка которых началась во второй половине 50-х годов: зарубежных типов "Кустанай", "Яна" и отечественных типа "Актюбинск". С 1964 г. началась поставка крупнотоннажных транспортных рефрижераторов зарубежной постройки типов "Прибой", "Ветер".

Освоение китобойного промысла в начале 60-х годов

Освоение китобойного промысла началось в 1960 г. с поступлением на бассейн переоборудованной в ГДР китобазы "Юрий Долгорукий", работавшей совместно с китобойными судами типа "Мирный", осуществлявшими добычу и буксировку китов к базе. На китобазе предусматривалось замораживание китового мяса, выработка муки и жира, а также обеспечение китобойцев всеми видами снабжения и обслуживания.

Освоение и развитие тунцеловного промысла

Освоение тунцового промысла началось с середины 60-х годов, когда на бассейн поступили из Японии тунцеловные базы типа "Ленинский луч" с тунцеловными ботами на борту, осуществлявшими в районах промысла лов тунца ярусом. На базе производились замораживание улова, выпуск натуральных и бланшированных консервов, выработка рыбной муки и жира.

Ярусный лов тунца начал развиваться с поставкой на бассейн с 1980 г. малых тунцеловов-ярусников типа "Тунцелов-I"с пелагическим ярусом, осуществлявших хранение и транспортировку улова в охлажденном виде и доставку на береговую арендуемую базу. Широкое освоение кошелькового лова тунца началось на бассейне с поступлением из Польши с 1979 г. больших тунцеловных сейнеров типа "Родина" и среднетоннажных
тунцеловных сейнеров отечественной постройки типа "Тибия", осуществлявших лов тунца кошельковым неводом и его замораживание в рассоле.

В начале 90-х годов началась поставка больших тунцеловных сейнеров типа "Каури" постройки Испании.

Совершенствование промыслового флота (1966 - 1975 гг.)

В течение 1966 - 1975 гг. развитие промыслового флота шло по линии его совершенствования.

Совершенствование БМРТ типа "Маяковский" осуществлялось за счет увеличения энерговооруженности, состава технологического оборудования, введения промысловой схемы "дубль" с раздельными лебедками.

На бассейн поступили БМРТ типа "Пионер Латвии", "Кронштадт" и "Лучегорск". Кроме того, из ПНР стали поступать БМРТ типа "Лесков". Для усовершенствования траулеров типа "Тропик" в 1966 г. началась поставка из ГДР РТМ типа "Атлантик" и с 1972 г. БМРТ типа "Прометей". Важным этапом в развитии среднетоннажных добывающих морозильных судов явилось создание модификаций СРТМ типа "Железный поток" с увеличенной до 1000 л.с. мощностью главных двигателей, морозильной установкой (10 -12 т в сутки) и кормовой схемой траления и СРТМ типа "Василий Яковенко" с плиточными морозильными аппаратами (18 - 21 т в сутки).

Дальнейшее развитие среднетоннажных рефрижераторных судов проходило по пути создания и поставки с 1970 г. сейнеров-траулеров типа "Альпинист" с кормовой схемой траления, увеличенной энерговооруженностью, отбором мощности от главных двигателей.

На замену устаревших тралботов и малых траулеров в конце 60-х - начале 70-х годов началась поставка тралботов с кормовой схемой траления проекта 716 и модификаций, типов "Смена", "Селга" и других типов тралботов с мощностью главных двигателей 150 - 225 л.с.

В этот же период появились малотоннажные рефрижераторные траулеры типа "Карелия" для Балтики и сезонной работы в Северном море с увеличенной автономностью плавания и улучшенными условиями обработки улова на борту.

С 1971 г. началась поставка современных отечественных рефрижераторных траулеров типа "Балтика", которые в отличие от траулеров типа "Карелия" имели кормовую схему траления, ледовый класс, а также высокие производственно-экономические показатели и являлись самыми массовыми судами этого класса на бассейне.

Во второй половине 60-х годов обрабатывающий флот бассейна пополнился универсальными плавбазами двух типов: "Профессор Баранов" постройки Польши и "Рыбацкая Слава" постройки ФРГ повышенной до 120 суток автономности плавания. Кроме того, в Балтийский регион поступили производственные рефрижераторы типа "Каспий" постройки ГДР. Дальнейшее развитие экспедиционной формы промысла выявило необходимость пополнения флота крупнотоннажными транспортными рефрижераторами, которые помимо вывоза продукции обеспечивали доставку добывающим судам топлива, воды и других видов снабжения. С 1970 г. на бассейн начали поступать крупнотоннажные транспортные рефрижераторы-снабженцы зарубежной постройки типа "Амурский залив" и "Карл Либкнехт". С 1972 г. началась поставка малотоннажных отечественных транспортных рефрижераторов типа "Радужный" для обслуживания близлежащих районов промысла и портопунктов.

1975 - 1985 гг. Освоение новых объектов промысла, создание креветко-рыболовных траулеров

Освоение такого ценного объекта лова как креветка потребовало создания специализированных судов. Для обеспечения промысла креветки в тропических районах с 1975 г. началось строительство и поставка на бассейн малых креветколовных морозильных траулеров типа "Омар" отечественной постройки, осуществлявших ее лов с последующей сортировкой, заморозкой и хранением. Недостатком судов этого типа была их неприспособленность в межсезонный период к добыче рыбы, что было учтено при создании креветколовных морозильных траулеров второго поколения: креветко-рыболовных траулеров типа "Леда" (1984 г.) постройки Польши и отечественных траулеров типа "Лаукува" (1985 г.).

Пополнение флота бассейна в 70-е - 80-е годы

С 1979 г. крупнотоннажный флот бассейна пополнили супертраулеры второго поколения типа "Спрут" постройки Польши с расширенным составом технологического оборудования, обеспечивающим производство мороженой продукции, консервов, рыбной муки и технического жира. В начале 80-х годов на бассейн поступили большие морозильные траулеры типа "Пулковский меридиан" отечественной постройки и "Иван Бочков" постройки Польши. В этот же период среднетоннажный флот бассейна пополнился морозильными сейнерами-траулерами типа "Орленок" постройки ГДР. Малотоннажный флот бассейна в конце 70-х годов пополнился малыми рыболовными рефрижераторными траулерами типа "Гируляй" отечественной постройки.

Кроме того, на бассейн поступили отечественные рыболовные сейнеры типа РС-300 многоцелевого назначения для работы в экспедиционных условиях промысла.

Приемно-транспортный флот бассейна во второй половине 70-х - начале 80-х годов пополнился:

- крупнотоннажными транспортными рефрижераторами-снабженцами типа "Алмазный берег", "Комсомолец Приморья" постройки ГДР, а также отечественными серийными рефрижераторами типа "50 лет СССР";

- малотоннажными транспортными рефрижераторами типа "Кировец" для обеспечения работы добывающих судов во внутренних морях. Во второй половине 80-х годов на бассейн началось поступление универсальных супертраулеров типа "Моонзунд" постройки ГДР с расширенным консервным производством. Грузовместимость супертраулеров обеспечивала повышенную автономность и возможность работы в наиболее удаленных районах Мирового Океана. Обрабатывающий флот бассейна в этот период пополнился рыбообрабатывающими судами типа "Петроградский" (на базе РДОС типа "Моряна") для работы в Балтийском регионе.

Научно-исследовательские суда (НИС)

Первые научно-исследовательские экспедиции для изучения объектов рыбного промысла. Возникновение научно-исследовательского флота отрасли в 50-х годах

Начало отечественных промысловых исследований относится к концу XIX века, когда в 1899 г. в промысловые районы Баренцева моря вышел пароход "Андрей Первозванный", оснащенный необходимыми приборами. В результате были открыты для промысла Кильдинская и Канинская банки. Морские исследования проводились в дальнейшем с целью определения районов, пригодных для промысла. Экспедициями на НИС "Персей", принадлежавшем Полярному научно-исследовательскому институту морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО), были обнаружены районы промысла сельди, имевшие промышленное значение. Необходимость проведения и расширения научных промысловых исследований предопределила зарождение в 50-х годах научно-исследовательского флота отрасли рыбного хозяйства. В его состав вошли суда, предназначенные для проведения научных и промысловых исследований: - на базе среднетоннажных рыболовных траулеров НИС "Академик Берг" (1953 г.) и НИС "Топседа" (переоборудовано в 1957 г.); - на базе крупнотоннажного траулера бельгийской постройки НИС "Севастополь" (переоборудовано в 1957 г.).

Пополнение в 60 - 70-е годы научно-исследовательского флота судами, построенными по специальным проектам

Первыми отечественными НИС, построенными в промысловом варианте по специальному проекту были суда типа "Академик Книпович" (на базе БМРТ типа "Маяковский", 1967 г.), предназначенные для проведения комплексных рыбохозяйственных исследований в области поиска рыбы, гидроакустики, океанологии,  гидрологии, гидробиологии, ихтиологии и технологии обработки уловов. Для этих целей на судах помимо базового оборудования имеются 12 лабораторий общей площадью 110 м2 для проведения научных работ, станция легководолазов с рекомпрессионной камерой, подводная обитаемая наблюдательная камера, позволяющая проводить подводные визуальные наблюдения на глубинах до 600 м, а также 4 океанографических лебедки.

В 1971 - 72 гг. в состав флота поступили 7 НИС типа "Эврика", построенных в ГДР на базе РТМ "Атлантик-И", предназначенных для проведения комплексных рыбохозяйственных исследований в открытых районах Мирового Океана (12 лабораторий, помещение подводного телевидения).

Научно-исследовательские суда - носители автономных подводных аппаратов

В 1970 г. в состав флота поступили НИС типа "Одиссей" (модификация НИС типа "Академик Книпович"), которые помимо научно-исследовательского оборудования базового проекта имели на своем борту  глубоководный подводный аппарат типа "Север-2" для рыбохозяйственных исследований. В 1977 г. началась поставка НИС типа "Гидронавт" отечественной постройки, предназначенных для проведения рыболовно-поисковых работ с помощью донного и разноглубинного тралов, подводного аппарата "Тинро-2", легководолазов и дистанционно управляемых приборов.

Пополнение научно-исследовательского флота отрасли новыми типами судов в 80-х - начале 90-х годов

1982 г. были построены 2 НИС типа "Гидробиолог", предназначенные для проведения научно-исследовательских работ в Северной части Каспийского моря.

В 1983 г. началась поставка НИС типа "Осмотрительный" (серия из 8 судов), предназначенных для изучения естественных запасов морепродуктов, объектов марикультуры и наблюдения за их поведением с помощью водолазов-аквалангистов и фотоаппаратуры. На судах оборудованы лаборатории площадью ок. 20 м2 для проведения научных работ.

В 1984 г. научно-исследовательский флот отрасли стал пополняться специализированными рыболовно-поисковыми судами (РПС).

РПС типа "Вильнюс" (серия из 5 судов) предназначались для выполнения рыбопоисковых работ и перспективной разведки в районах Баренцева и Норвежского морей. Для проведения рыбохозяйственных исследований на судах предусмотрены лаборатории и помещения общей площадью (в том числе помещения ЭВМ) около 70 м2. Для проведения рыбопоисковых работ в морях всех регионов отрасли в 1985 г. началась поставка РПС типа "Исследователь Балтики" (серия из 16 судов).

Поставка НИС нового поколения в 1987 г.

В 1987 г. началась поставка из ГДР нового поколения НИС типа "Профессор Марта" (серия из 12 судов), предназначенных для проведения комплексных рыбохозяйственных исследований на современных принципах автоматизации и вычислительной техники в области поиска рыбы, гидроакустики, океанологии, гидрологии, гидробиологии, ихтиологии, технологии обработки. Эти суда оборудованы 10 лабораториями общей площадью ок. 130 м2 и информационно-вычислительным комплексом площадью 30 м2. В 1992 г. для рыбохозяйственных исследований мелководных районов дельты Волги поступили НИС типа "Мидия". Кроме перечисленных типов НИС преимущественно в области рыбопоисковых работ использовались серийные промысловые суда, прошедшие дооборудование для этих целей.

Первые подводные аппараты в отрасли

Началом применения в отрасли подводных аппаратов для исследования сырьевых ресурсов океана можно считать 17 сентября 1953 г., когда в Мотовском заливе с борта научно-поискового судна "Персей И", принадлежавшего ПИНРО, был выполнен пробный спуск на глубину 50 м гидростата ГКС-6, способного спускаться на глубины до 400 м, с экипажем из одного подводного наблюдателя, связь которого с судном осуществлялась по телефону. В 1957 г. в ведение ВНИРО из состава ВМФ была передана подводная лодка, после переоборудования названная "Северянкой". При переоборудовании на лодке были установлены три иллюминатора, подводные светильники и телеустановка, научные и рыбопоисковые приборы, а также предусмотрены места для 5-6 научных работников. На "Северянке", эксплуатировавшейся до 1966 г., выполнялись наблюдения за скоплениями атлантической сельди, планктона в зоне света подводных прожекторов, а также киносъемки работы пелагического трала, позволившие оценить работу отдельных его  частей.

На основе накопленного опыта было принято решение о строительстве нового гидростата с более широкими возможностями для проведения подводных исследований. В 1960 г. завершилась постройка гидростата (ГГ-57), получившего название "Север-1", который был установлен на экспедиционном судне "Тунец", дооборудованным кабельной лебедкой, стрелой для спуска и подъема гидростата и телефонной связью с гидростатом. В дальнейшем усовершенствованный гидростат был установлен на судне "Персей III". Гидростат мог погружаться на глубину до 600 м и был оборудован прожекторами и импульсной лампой-вспышкой. За период эксплуатации гидростата (до 1978 г.) было совершено около 600 погружений, целью которых являлись наблюдения за распределением и поведением рыб на промысловых глубинах, за видовым составом и вертикальным распределением планктона и проведение других исследований.

Буксируемые подводные аппараты

Обладая рядом достоинств, привязные аппараты не позволяли выполнять исследования, связанные с наблюдением за работой движущихся орудий лова. Необходимость наблюдения за работой трала в работе, поведением облавливаемого объекта, процессом захода рыбы в трал привела к созданию специального класса буксируемых подводных аппаратов.

В 1963 г. был построен буксируемый аппарат "Атлант-1" с глубиной погружения до 100 м. Буксировался аппарат с помощью кабель-троса, по которому передавалась связь с гидронавтом. По курсу и глубине аппарат управлялся рулем. За время эксплуатации (до 1980 г.) "Атлант-1" совершил около 1000 погружений.
Проведенные наблюдения за работой трала позволили улучшить его конструкцию и повысить уловимость трала.

Кроме того, аппарат широко применялся для проверки новых конструкций тралов, что значительно сокращало время их доводки и настройки.

(Опыт эксплуатации привязных и буксируемых подводных аппаратов, расширение задач рыбохозяйственных исследований с применением подводных технических средств предопределили появление автономных подводных аппаратов с увеличенными глубиной погружения и вместимостью.

Заказчиком нового ПА был определен ПИНРО и по его просьбе проектируемый аппарат назвали "Север-2" (пр. 18/25).

Было принято решение о строительстве двух ПА. Одновременно с проектированием аппаратов из серии строящихся судов типа "Академик Книпович" (пр. 399) были выделены два судна НИС "Одиссей" (1970 г.), НИС "Ихтиандр" (1974 г.) с необходимым переоборудованием для использования их в качестве судов-носителей. Постройка первого ПА была закончена в сентябре 1970 г., второго, получившего название "Север-2 бис", - в 1976 г. Аппарат мог погружаться на глубину до 2000 м, имел подводную и надводную скорость до 2,5 уз и экипаж 3-5 человек. Для наблюдений были установлены 5 иллюминаторов (3 - в носовой сфере и 2 - в средней части прочного корпуса), эхолоты, в том числе рыбопоисковый, манипулятор для взятия образцов и другие научные приборы.

В своих исследованиях ПИНРО использовал аппарат в качестве эталонного и измерительного средства при инструментальном учете рыб, плотности их скоплений и изучении подводных природных комплексов. Применение этих ПА позволило приступить к созданию комплексной системы инструментального учета для быстрого и эффективного определения запасов любых объектов промысла до глубин 2000 м.

Помимо рыбохозяйственных исследований проводились исследования по морской геологии, гидрофизике и подводно-технические работы во всех районах Мирового океана.

Новые типы ПА. Буксируемая  наблюдательная камера "Тетис"

После обобщения опыта эксплуатации первых ПА и анализа результатов проводимых с их помощью научных исследований было принято решение о проектировании серий ПА различных типов. Первой из новых типов ПА в период с 1972 по 1975 гг. была построена серия из шести буксируемых наблюдательных камер (БНК) типа "Тетис". Эти камеры использовались для изучения работы трала и поведения рыб в зоне его работы, поведения рыб во время их миграции и нереста, наблюдений за ловом кальмара на ярус. Глубина погружения БНК составляла 200 м при буксировке и 300 м - в гидростатном режиме. Экипаж - 2 чел. Развитие конструкции аппарата этого типа продолжилось путем строительства в 1989-1990 гг. модернизированных БНК "Тетис-Н".

Автономный ПА "Тинро-2"

Дальнейшее развитие автономных ПА, используемых с судами-носителями, воплотилось в создании в 1973 г. ПА "Тинро-2". Аппарат мог погружаться на глубину до 400 м, подводная и надводная скорость до 3 уз, экипаж состоял из 2 чел., автономность ПА - 4 ч. В 1975 г. вступил в эксплуатацию второй ПА типа "Тинро-2",. С вводом в эксплуатацию штатных судов-носителей типа "Гидронавт" началась планомерная эксплуатация обоих ПА, за время которой было совершено около 3000 погружений в самых различных районах Мирового Океана.

Основной задачей всех рейсов было определение запасов промысловых рыб, крабов, креветки, моллюсков, исследования работы ярусных и ловушечных орудий лова.

Создание подводной лаборатории "Бентос-300"

Возросшее число объектов подводных исследований и их изучаемых параметров, необходимость длительного наблюдения за ними в естественных условиях предопределили создание подводной лаборатории (ПЛБ).

Были построены две ПЛБ - опытная (1976 г.) и головная (1983 г.) водоизмещением 510 т (надводное), скоростью подводной и надводной 1,5 уз, буксировки - 6 уз, экипаж - 12 чел. По архитектурно-конструктивному типу ПЛБ являлась подводным аппаратом полуторакорпусной схемы. Корпус делился на 3 отсека: научный, жилой и энергетический. В нижнем помещении имелось 10 иллюминаторов диаметром 190 мм (в свету), размещались оптические зрительные трубы и соответственно оборудованные рабочие места подводных наблюдателей, биолаборатория экспресс-анализа, водолазный комлекс со шлюзовой и декомпрессионной камерами, бытовые помещения, общесудовое оборудование и др. Научное оборудование ПЛБ включало гидрологический и гидроакустический комплексы, устройства для взятия проб планктона и фауны, стерильных проб воды и др. Штатные суда обеспечения обеих ПЛБ были созданы путем переоборудования китобойных      судов    типа    "Мирный",     "Гордый"    (1979 г.)   и   "Дивный" (1982 г.). В процессе эксплуатации комплексов было сделано более 200 погружений, в том числе и на глубину 400 м, предельную для ПЛБ.

Учебные суда

Формирование отряда учебных судов

Отряд учебных судов отрасли, предназначенных для обучения кадров флота рыбной промышленности, начал формироваться в конце 60-х годов с поступлением на бассейны учебных судов, построенных по специальным проектам. В 1968 г. в Дании было построено головное судно серии учебно-производственных судов (УПС) типа "Пеленгатор". На судне было сохранено базовое комплектующее оборудование с изменением общего расположения, предусматривающим дооборудование жилыми помещениями для практикантов и учебными классами для производственного обучения. В этом же году начали поступать учебно-транспортные суда типа "Николай Зыцарь", проект которых был разработан на базе производственного рефрижератора типа "Севастополь" отечественной постройки.

Пополнение отряда учебных судов

В 1970 г. в Каспийский регион поступило учебное судно "Михаил Корсунов", построенное на базе РМС типа "Зеленодольск" и предназначенное для производственного обучения кадров флота рыбной промышленности специальностям: судоводительской, судомеханической, электромеханической, радиотехнической. В 1973 г. из ГДР на Дальневосточный бассейн началось поступление УПС типа "Курсограф", построенных на базе РТМ типа "Атлантик-П" и прошедших дооборудование помещениями для производственного обучения.

В 1979 г. в основные регионы отрасли поступили из ГДР УПС типа "Призвание", предназначенные для обучения курсантов мореходных училищ всем судовым специальностям, в том числе необходимым для добывающего судна (промрыболовства, технологической, холодильной). Кроме того, в составе отряда учебных судов отрасли находятся учебные (парусномоторные) суда "Седов", "Крузенштерн" довоенной постройки, а также поступившие в 1989 г. из Польши суда типа "Дружба". На парусно-моторных судах проходят морскую практику курсанты мореходных училищ.

Рыбоохранные суда

Использование судов флота рыбной промышленности в качестве рыбоохранных судов

Отряд рыбоохранных судов отрасли характеризуется большим многообразием типов судов, используемых на рыбоохранных работах как в открытых морях и прибрежных морских районах, так и во внутренних водоемах России. Основную массу рыбоохранных судов, имеющих класс Морского Регистра, составляют среднетоннажные и малотоннажные траулеры и сейнеры, живорыбные суда, линейные буксиры и лоцманские катера; некоторые из этих судов переоборудованы применительно к специфике инспекционных работ.

Основу рыбоохранных судов во внутренних водоемах составляют буксирные катера различных проектов и модификаций всех разрядов по классификации Речного Регистра. Многообразие типов судов, используемых на рыбоохранных работах, вызвано отсутствием типовых специализированных рыбоохранных судов. Проблема создания специализированных судов, предназначенных для решения задач, связанных с охраной государственных интересов в экономических зонах, включая контроль за соблюдением иностранными промысловыми судами условий международных соглашений, возникла в середине 70-х годов с повсеместным введением прибрежными государствами указанных зон.

Специализированные суда рыбоохраны

В 1974 г. было построено первое специализированное рыбоохранное судно типа "Рыбнадзор", оборудованное помещениями для инспектора рыбоохраны, конфискуемых орудий лова и несущее на своем борту скоростные инспекционные катера.

В 1989 г. поступило в эксплуатацию первое из четырех специализированных рыбоохранных судов типа "Командор" постройки Дании, предназначенное для охраны природных ресурсов и окружающей среды в экономической зоне России Дальневосточного региона и за ее пределами, а также при необходимости оказания первой помощи другим судам в море. Это морские крупнотоннажные трехпалубные вертолетоносные суда неограниченного района плавания с базированием вертолета, ледовыми усилениями корпуса и винторулевого комплекса на класс "Ш" Морского Регистра, со скоростью преследования не менее 18 уз, надежными средствами доставки инспекторских групп на проверяемые суда, охлаждаемым трюмом для конфискуемых орудий лова. В 1995 г. началось строительство среднетоннажного специализированного рыбоохранного судна на базе СРТМ пр. 503 М с современным радиоэлектронным комплексом для обнаружения, классификации и слежения судов-нарушителей в экономической зоне России.     

© http://kmrp.ru ССЫЛКА ПРИ КОПИРОВАНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Издание альбома посвящено 300-летнему юбилею
Российского Флота и содержит краткие сведения по истории
развития промыслового флота России.
В альбоме представлены основные типы судов различных
групп флота рыбной промышленности (добывающих.
обрабатывающих. приемно-транспортных, вспомогательных),
построенных по отечественным и зарубежным проектам и
обеспечивающих промысел рыбы и морепродуктов.
Научный редактор В. Ф. Корельский
Ответственный редактор В.И.Шинкаренко
Редакционная группа: В. М. Каменцев. Б. Н. Прудников. Ю. М. Ризанов.
В.А.Романов. И.И.Скороход. Н.И.Чулин. М.Н.Щербино
По заказу Комитета Российской Федерации по рыболовству



ВНИИГМИ-МЦД

ПОГОДА В КАЛИНИНГРАДЕ

ПОГОДА В БАЛТИЙСКЕ

Rambler's Top100