Из газет тех лет

В публикациях, посвящённых важным для Калининградского морского рыбного порта событиям, история предприятия выглядит яркой и эмоциональной. Пресса - живой источник, несмотря на известную тенденциозность своего времени. Партийная цензура несла в себе кроме социалистического фильтра нечто, чего не хватает сегодня - открытый, бескомпромиссный взгляд на строительство основ благополучия завтрашнего дня, больше внимания уделяя поддержанию в людях такой забытой сегодня стороны в работе, как инициатива.

ВПЕРВЫЕ КАЛИНИНГРАДЦЫ ПРАЗДНОВАЛИ ДЕНЬ РЫБАКА В 1958 ГОДУ

В официальных источниках, в которых в хронологическом порядке даются вехи истории Калининградской области, этого события нет. Газета "Калининградская правда" 8 июля 1958 года опубликовала статью о праздновании Дня рыбака, который в тот год отмечался массово, но не во второе воскресенье июля, как сейчас и как это установлено Указом президиума Верховного Совета СССР в 1980 году, а в первое воскресенье июля. Этот праздник был организован руководством области по случаю присвоения Указом Президиума Верховного Совета СССР звания Героя Социалистического Труда работникам рыбной промышленности и рыболовецких колхозов и награждения государственными наградами большой группы калининградских рыбаков, всего более 300 человек.

Торжественное событие, о котором говорится в этой статье "Калининградской правды", впервые собрало на различные городские мероприятия десятки тысяч горожан и ... стало прологом как профессиональному Дню рыбака, так и ежегодному массовому празднованию его в Калининградской области.

В ВОСКРЕСЕНЬЕ НА ПРАЗДНИКЕ РЫБАКОВ

Фото В.Долгого. Праздник рыбаков в Калининграде. Нас снимке рыболовецкие суда, украшенные флагами расцвечивания, на набережной Преголи. Такого праздника не было еще в нашем городе. В этот только что минувший воскресный день калининградцы чествовали своих земляков, передовых людей рыб­ной промышленности.

У каждого города свои приме­ты, свои особенности. Калинин­град - город приморский, город рыбацкий, И каждый калинин­градец, чем бы он ни занимался, в какой бы отрасли промышлен­ности ни трудился, с огромной радостью воспринял весть о том, что более трехсот рыбаков на­шей области удостоены высоких правительственных наград. Каж­дый из нас испытывал чувство гордости за свой город, породивший этих замечательных людей - подлинных героев нашего вре­мени.

В этот жаркий воскресный день, наверное, не было ни одного че­ловека, который остался бы дома. Порою казалось, что весь город, все его жители от мала до ве­лика, вышли на улицы. Где бы мы ни были (а мы побывали во всех районах Калининграда), в какой бы уголок города ни за­глянули - повсюду видели пурпур лозунгов и транспарантов, прославляющих тружеников моря, сочную яркость летней зелени, слышали смех и оживленный го­вор людей, одетых в праздничные наряды.

Фото Ф. Иванова и Б. Козлова. Калининградцы  с большим вниманием следят за игрой польских и калининградских футболистов да стадиона «Балтика».Особенно многолюдно, как все­гда, в Парке культуры и отдыха им. Калинина. Впрочем, как все­гда ли?.. Подчас народные гу­лянья мы называем массовыми даже тогда, когда в них принимают участие сотни человек. Ну, а как тогда назвать это воскресное гулянье в парке, если в нём участвовали тысячи, десятки тысяч людей?.. Кажется, парк давно уже полон до отказа, а народ все идет и идет сюда, все новые и новые пары появляются на тенистых ал­леях и просеках. Но это никого не смущает. Разве мало здесь просто­ра, разве не хватает развлечений?

На открытой эстраде один кол­лектив художественной самодея­тельности сменяет другой, и, пра­во же, трудно сказать, который из них выступает лучше, кому аплодируют громче и дольше. Ни мгновения не пустуют качели и карусель. На массовом пале ра­зыгрывается затейные шуточные игры. звенят песни. И, конечно же, везде танцы: и здесь, на мас­совом поле, и на площадке аттрак­ционов, и даже вон там, на самой дальней аллее, куда едва доносил­ся  музыка...

Больше всего людей, пожалуй, у открытой эстрады, где зеленый холм образует гигантский естест­венный амфитеатр. Работники пар­ка утверждают, что на скамейках может разместиться не менее трех тысяч зрителей. Но скамеек явно недостает. Многие сидят прямо на траве. А сколько людей стоит? Две тысячи, пять или восемь - разве определишь? Одни смотрят концерт артистов Вологодской фи­лармонии, другие наблюдают за встречами боксеров, которые про­ходят на ринге, установленном в низине.

Фото Ф. Иванова и Б. Козлова. На открытой эстраде центрального Парка культуры и отдыха имени М. И. Калинина.На ринге идут жаркие бои. Один из боксеров - высокий, на голову выше своего противника. Вначале казалось, что он непре­менно победит. Зрители сочувст­венно подбадривают «маленького». Однако, видимо, не это сочувст­вие, а отличная техника и вынос­ливость сделали его  победителем.

Много зрителей вокруг ринга. Но, когда с эстрады, расположенной неподалеку, объявили, что сейчас состоится встреча с героя­ми праздника, рыбаками, награж­денными орденами и медалями Советского Союза, большинство устремилось сюда, поближе к сцене.

На трибуне Николай Иванович Студенецкий, начальник Управле­ния экспедиционного лава, на­гражденный орденом Ленина. От имени тех, кто ведет сейчас про­мысел за многие сотни миль от родной земли - в Северной Ат­лантике у берегов знойной Африки и в районе Ньюфаундленда, он горячо приветствует присутствующих. Дружные аплодисменты раздаются в ответ. В этой сердечной встрече участвовали также Анатолий Петрович Осипов, ка­питан СРТ-4303, награжденный орденом Ленина, и капитан РРТ-1272 Владимир Николаевич Иванченко, на груди которого ор­ден Трудового Красного Знамени.

Фото Ф. Иванова и Б. Козлова. Танцы не утихали до глубокой ночи.А вскоре на сцену вышли уча­стники ансамбля песни и пляски Дома культуры рыбаков. Велича­во звучит, разносится далеко ок­рест песня композитора Пилипенко «С именем Ленина». Слаженно исполнил хор и песню Дунаевского «Летите, голуби, летите...», народную песню «Ласточка». Пора­довали зрителей своим искусством танцоры, чтецы.

И вот мы опять на аллеях. Парк шумит, смеется. Веселью, кажется, не будет конца. И не только здесь не только в центральном парке.

В парк культуры Балтийского района мы приехали в разгар празднества. Особенно много зрителей у открытой эстрады. Здесь шел  концерт участников художественной самодеятельности трамвайного депо,   Зрители одинаково восторженно принимали и Людмил Смирнову, выступившую с чтением детских рассказов, и баянистов Валентина Осипова и Ивана Гайдука, и Галину Плаксенкову, исполнявшую   матросскую песню «Яблочко». Около двух часов длился этот концерт. Потом на сцене выступали самодеятельные артисты строительного училища № 5 и Дома культуры морского порта. А впереди, как нам сооб­щили работники парка, еще много интересных мероприятий: встреча с передовиками производства Рыб­ного порта, спортивные состязания по волейболу и  настольному тен­нису, игры, аттракционы, демонстрация кинофильмов.

Матросский парк официально был открыт совсем недавно. Но он пользуется большой популяр­ностью у населения. С yтpa и до позднего вечера в минувшее во­скресенье веселилась здесь молодёжь. Нашлось много желающих покататься и на лодках. На одной из них два дружка, два матроса I статьи Алексей Коробицын и Николай Орешников.

Мы разговорились с ними.

- Сегодняшний 'праздник, - сказал Алексей, - имеет к нам прямое отношение. Ведь мы тоже моряки...

В красочном убранстве набережная и причалы. Суда, стоящие здесь, украшены  флагами расцвечивания. Здесь, как и везде чувствуется праздник.

Поздно приходят в Калининград июльские сумерки. Но они всё-таки пришли, и тогда зажглись вечерние огни на улицах, в домах, в парке,- в центральном варке, где по-прежнему не утихает праздничное веселье, не смолкают песни и музыка, не прекращаются затейные игры и хороводы.

Посетители парка не спешат домой. На открытой эстраде идет концерт «Таланты из народа». Этот концерт очень своеобразен. Его никто заранее не готовил. Выступают на сцене сами посетители. Оценку исполнению дают зрители. Они великодушны сего­дня. Почти все номера получили высшую оценку «пять»...

Когда стало совсем темно, на массовом поле вспыхнул гигантский газовый костер. А потом в небо взвились ракеты - белые, красные,  синие.,.

Много интересного было в этот день. Всего и не перечислишь. Но как не упомянуть хотя бы детский утренник, в котором было около 1500 участников (именно участ­ников, а не зрителей), увлекательные викторины и, наконец, само­лет, в середине дня появившийся над парком и разбросавший тыся­чи листовок?..

Большой,   настоящий   праздник был в минувшее воскресенье в нашем городе.  Праздник, посвящённый труженикам моря -людям мужества и славы.

Праздник рыбаков в Калининграде. На снимках: I. Калининградцы  с большим вниманием следят за игрой польских и калининградских футболистов да стадиона «Балтика». 2. На открытой эстраде центрального Парка культуры и отдыха имени М. И. Калинина. 3.Танцы не утихали до глубокой ночи. Фото Ф. Иванова и Б. Козлова.

О.Вадимов «Калининградская правда», №35, 08 июля 1958 г. ГАНИКО

1957 ГОД. В ЧЕСТЬ 40-ЛЕТИЯ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ
ПИСЬМА ТРУДЯЩИХСЯ В РЕДАКЦИЮ
РЕФРИЖЕРАТОРЫ ЗАДЕРЖИВАЮТСЯ В ПОРТУ

Из Северной Атлантики в порт возвратился дизельэлектроход «Актюбинск». Плавбазу ждали в порту. Заранее был разработан технологический план разгрузки, распределены бригады. Когда теплоход пришвартовался, на него поднялось пять бригад грузчиков, чтобы вести одновременно выгрузку из всех трюмов. Однако, оказалось, что командование теплохода (капитан т. Цыганков) не позаботилось о том, чтобы выделять достаточное количество людей для сдачи рыбы. Пришлось ограничиться разгрузкой двух трюмов. Три бригады остались без работы. На «Актюбинске» в тот момент находился начальник управления «Запрыбхолодфлота» т. Бондаренко, но он предпочел не вмешиваться. Портовики обратились в Балтгосрыбтрест. После того, как поступило приказание из треста, т. Цыганков пообещал обеспечить одновременную разгрузку пяти трюмов. Пообещал, но слова своего не сдержал. Когда приступила к работе ночная смена, оказалось, что можно разгружать только три трюма. И это не единственный пример. При разгрузке в порту судов управления «Запрыбхолодфлота», как правило, теряется впустую много времени из-за того, что капитаны судов и работники управления плохо организуют работу команд. Так, например, при разгрузке рефрижератора №11 грузчики не СМОГЛИ сразу приступить к работе потому, что судно встало к причалу не подготовленным к ГРУЗОВЫМ операциям.

А.ЛУКОЯНОВ, работник рыбного порта. «Калининградская правда», №13, 19 января 1957 г. ОГУ «ЦХИДНИКО»

ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВУ В ТРУДЕ ПЛАВБАЗА РАЗГРУЖАЕТСЯ ПО-НОВОМУ

Выгрузка сельди с плавучих баз в Калининградском рыбном порту обычно производится на баржи. Считалось непоколебимым законом, что обработка четырехтрюмного судна должна вестись четырьмя бригадами грузчиков. К борту плавбазы подавались две баржи, и за каждой из них закреплялись две бригады грузчиков. Производительность труда одной бригады зависела от работы другой. К тому же вместимость трюмов баржи была неодинаковой. Получалось так, что загрузит одна из бригад свой трюм в барже и ожидает, когда другая завершит работу. С учётом времени, затрачиваемого на замену барж, получался простой до полутора-двух часов в смену. С приходом в порт плавбазы «Томск» было решено изменить технологию обработки судна. Выгрузку четырехтрюмного судна поручили вести трём бригадам грузчиков. Одна из них выгружала сельдь краном в береговой склад, а две другие - получили возможность грузить каждая в отдельную бараку. В результате этого простои бригад резко снизились. Производительность труда возросла. Три бригады выполнили тот же объем работы, который ранее приходился на четыре. Таким образом, одна бригада была высвобождена для других работ. Средняя производительность труда на выгрузке плавбазы «Томск» составила 19,2 тонны на человека в смену, в то время как ранее выработка одного грузчика составляла в среднем 15 тонн в смену. Таким образом, производительность труда в результате изменения технологии повысилась на 28 процентов, а время стоянки судна вод обработкой сократилось на 3 процента. Плавбаза «Томск» была обработана на 10 часов раньше срока. Лучших результатов добилась смена мастера т. Цуканова. Грузчики бригад тт. Бычковского, Беpтo, Канивца, Дедова выполняли по две-две с половиной нормы в смену. Paнее считалось рекордом, если бригада грузчиков выгрузит 1800 бочек сельди в смену; при обработке «Томска» таких результатов добились восемь бригад. Следует отметить, однако, что в технологическом плане имеются недоработки. В частности, не ликвидирована неравномерность окончания выгрузки отдельных трюмов. Выгрузка трюма № 3 продолжалась в течение 10 часов после освобождения от груза всех остальных. Поэтому наши усилия сейчас направлены на дальнейшее совершенствование новой технологии обработки плавбаз.

А. ЛУКОЯНОВ, старший диспетчер Калининградского рыбного порта, «Калининградская правда», №37, 22 февраля 1957 г. ОГУ «ЦХИДНИКО»

СОЗДАТЬ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

На страницах газеты мне хочется высказать свои личные соображения по поводу организации нашего водного хозяйства, к которому, в известной мере, относится и флот рыбной промышленности. Обширное хозяйство водного транспорта и предприятий, обслуживающих эту отрасль народного хозяйства, подведомственны, по меньшей мере, четырем министерствам СССР. Вопросами работы морского и речного транспорта, портов и водных путей, судоремонтных предприятий параллельноКараван судов бункеруется в Атлантическом океане занимаются Министерства морского флота и рыбной промышленности, речного флота и другие. В системе рыбной промышленности, помимо союзного министерства, имеются ещё и республиканские. Каждое из этих министерств отстаивает свои узковедомственные интересы. Взаимоотношения между ними приняли явно ненормальный характер, что не может не отражаться на государственных интересах. Особенно наглядно это видно у нас в Калининграде, где предприятиям этих министерств приходится постоянно иметь дело друг с другом. Покажем это на примерах. Водный путь от Балтийска до Калининграда находится в ведении Балтморпути Министерства морского флота. Поэтому, как это ни парадоксально, но для того, чтобы крупнотоннажному судну Министерства рыбной промышленности войти в свой порт, требуется согласовать этот вопрос одновременно с работниками трех различных ведомств. Организация одного ведомства дает разрешение на вход, другого ведомства - выделяет лоцмана, третье - предоставляет буксир для швартовки. Причем, если, скажем, заявка на лоцмана, в одно и то же время поступит с плавбазы, принадлежащей рыбной промышленности, и с судна морского торгового флота, то вначале будет обслужено судно своего министерства, даже если оно идет без груза, а уже потом - плавучая база, в трюмах которой на 30 - 40 миллионов рублей продукции. Сам морской канал находится в ведении двух организаций - Балтморпути и Балттехфлота. Первая из них занимается лишь навигационным обслуживанием канала, вторая производит только дноуглубительные работы. На содержание этих организаций ежегодно тралятся миллионы рублей, но ни Балттехфлот, ни Балтморпуть по-настоящему не занимаются каналом. Не лучше обстоит дело с Калининградским портом. Казалось бы, в интересах дела всю акваторию порта, необходимо подчинить капитану торгового порта, который должен нести полную ответственность за порядок на ней. Сейчас этого нет. Небольшая акватория разделена между тремя министерствами. В ведении капитана тортового порта находятся только две гавани - «Вольная» и «Индустриальная»; капитан рыбного порта отвечает за небольшой водоем, называемый «Лесной гаванью»; акватория выше железнодорожного моста находится под управлением речного флота, и, наконец, районы, прилегающие к целлюлозно-бумажным комбинатам, находятся на положении как бы бесхозных. В результате нет настоящего надзора за каналом и акваторией порта - воды загрязняются отходами нефтепродуктов и химикатов, портовые правила не соблюдаются. Из-за искусственно созданных ведомственных барьеров создается много трудностей и в оформлении различных морских документов: дипломов, свидетельств, удостоверений. Судоводительский диплом, например, имеет право выдавать только капитан рыбного порта, а паспорт моряка - лишь капитан торгового порта. Чрезвычайно серьезным и очень важным для дальнейшего развития рыбной промышленности является возрос о морском порте. В свое время, когда в нашей области только начинала создаваться рыбная промышленность, Министерство морского флота закрепило за собой «право собственности» на все многочисленные механизированные причалы и складские помещения гаваней «Вольная» и «Индустриальная». Прошло несколько лет. Калининград превратился в один из крупных центров рыбной промышленности на западе страны. Вырос флот. Для обработки плавбаз потребовались большие причальные площади. Но так как механизированные причалы находятся в ведении другого министерства, торговый порт соглашается предоставлять их рыбной промышленности только за большую арендную штату. Чтобы не быть зависимым от Министерства морского флота, Подготовка БМРТ к первому рейсуМинистерство рыбной промышленности начало в Калининграде строительство специального рыбного порта. На эти работы ежегодно расходуются огромные государственные средства. И это тогда, когда буквально рядом, на расстоянии не больше ста метров, пустуют прекрасно оснащенные причалы торгового порта, простаивают механизмы! Совершенно очевидно, что необходимости в нескольких параллельных морских портах нет. Калининград должен иметь один общий порт. И он будет его иметь, если сломать ведомственные перегородки. Из-за узковедомственных интересов плохо обстоит дело в Калининграде с ремонтом крупнотоннажных судов. Производить его могут только предприятия, не подчиненные Министерству рыбной промышленности. Однако ремонт этих судов не входит в их основную работу. Приходится ждать благоприятного случая. А тем временем дорогостоящие океанские плавбазы изнашиваются до предела. Исключительно из-за междуведомственных неурядиц не налажено по-настоящему снабжение судов рыбной промышленности топливом. Из-за отсутствия достаточных емкостей Калининградская нефтебаза не в состоянии обеспечить хранение дизтоплива для полного обеспечения нашего многочисленного флота. В то же время три большие цистерны, предназначенные для хранения топлива, которые находятся на левом берегу Преголи, не используются, так как, находятся в ведении другого министерства. Чтобы решить проблему хранения запасов дизтоплива и мазута, Балтгосрыбтрест вынужден был сделать заказ на строительство дорогостоящих нефтеналивных барж. Каков же выход из этого положения? На наш взгляд, в таких экономических районах, как Калининградская область, необходимо объединить весь крупнотоннажный флот, обслуживающие предприятия, порты, водные пути. Для управления всем водным хозяйством при проектируемом Совнархозе нужно создать специальные централизованные управления.

М. НИКИФОРОВ, капитан дальнего плавания, «Калининградская правда», №67, 5 апреля 1957 г. ОГУ «ЦХИДНИКО»

На снимках: подготовка к первому рейсу траулера "Казань", мощность двигетля 1900 л/с, длина 84 м, продожительность плавания 70 суток, оснащён обрудованием для заморозки, консервирования и пеработки рабы в муку. Фото А.Иванова из материала В.Александрова "ТРАУЛЕР "КАЗАНЬ", "Калининградская правда", №97, 17 мая 1957 года ОГУ "ЦХИДНИКО". Караван судов бункеруется в Атлантическом океане, из материала Л.Ядерского о героической перегонке судов "ВОКРУГ АФРИКИ", "Калининградская правда", №108, 2 июня 1957 г., ОГУ "ЦХИДНИКО", фото автора.

КАЛИНИНГРАДУ – МОЩНЫЙ РЫБНЫЙ ПОРТ

Строительство причалов Калининградского рыбного порта На страницах «Калининградской правды» в связи с обсуждением тезисов доклада тов. Н. С. Хрущева уже донимался вопрос о том, что развитие рыбной промышленности в нашей области настоятельно требует создания нормальных условий для базирования быстро растущего рыболовного флота. Если десять лет тому вазад весь флот рыбной промышленности, базирующийся и Калининграде, состоял всего из 12 промысловых судов и одной плавбазы, то сейчас только в Управлении экспедиционного лова более ста рыболовных судов. Кроме того, имеется большое количество плавбаз, транспортных, рефрижераторных и наливных судов. До конца года должно быть получено еще более 20 судов, в том числе рефрижераторный флот пополнится двумя крупными рефрижераторами типа «Актюбинск». В дальнейшем флот будет расти еще более быстрыми темпами. Как же решался до сих пор вопрос базирования флота в Калининграде? Необходимо прямо сказать, что Министерство рыбной промышленности СССР, пополняя флот, по-серьезному не занималось созданием для этого флота необходимой портовой базы. Не сумев, очевидно, преодолеть междуведомственные барьеры и добиться использования Калининградского морского торгового порта для обслуживания флота рыбной промышленности, Министерство рыбной промышленности взяло курс на самостоятельное и автономное строительство рыбного порта. Это делалось, как справедливо указывал в своей статье т. Никифоров («Калининградская правда» от 5 апреля 1957 года), несмотря на то, что производственные мощности, причальная линия, механизмы и складская площадь торгового порта в эти годы использовались очень плохо, всего на 30—35 процентов. Казалось бы, наиболее разумно освободить Калининградский торговый порт или один из его районов от обработки транзитных грузов, которые можно направлять в другие порты Прибалтики, и специализировать на обработке флота рыбной промышленности. Однако междуведомственные барьеры и узковедомственный подход препятствовали положительному решению этого вопроса. Строительство же рыбного порта в эти годы велось очень медленно и плохо. Создалось положение, при котором в Калининграде существуют параллельно два порта: один - располагающий прекрасной причальной линией, оснащенный мощными электрическими кранами и страдающий хронической недогрузкой; другой - лишенный причалов, механизмов и едва управляющийся с обработкой большого флота. Как же должен решаться этот вопрос, если в области будет создан Совет народного хозяйства? Мне кажется, что от обсуждения этого вопроса некоторые товарищи впадают в крайность. Я не согласен с мнением т. Никифорова, который предлагает в своей статье базировать флот рыбной промышленности только на существующий Калининградский торговый порт и считает нецелесообразным строительство объектов рыбного порта. Специфика работы рыбной промышленности, безусловно, заставит продолжить строительство таких объектов, как цехи дообработки сельди, механизированные склады хранения соли и тары, мастерские межрейсового ремонта судов и др. Первый цех дообработки сельди, вступивший в эксплуатацию в рыбном порту в начале этого года, уже показал, насколько целесообразны такие предприятия на месте разгрузки рыбы. Подсчитано, что затраты на дообработку сельди порту по сравнению с другими рыбообрабатывающими предприятиями треста, сократятся на 100—200 рублей на тонну готовой продукции. Кроме того, рыбный порт разгружает и отправляет на промысел ежегодно до 40 тысяч тонн соли. Отсюда ясна необходимость строительства механизированного склада. Вряд ли необходимо доказывать и целесообразность строительства портовых мастерских межрейсового ремонта. На мой взгляд, неправильно придерживаться крайних мнений: либо строить изолированно и параллельно рыбный поит, либо рассчитывать только на базирование флота в торговом порту. Независимо от того, будет ли в дальнейшем существовать Министерство морского флота. Калининградский торговый порт или значительную его часть (первый или второй район) необходимо использовать для обслуживания флота рыбной промышленности.

О. КОРЧМАР, зам. начальника Калининградского рыбного порта. "Калининградская правда", №76, 17 апреля 1957 г. ОГУ "ЦХИДНИКО"

АКТИВНО РАЗВИВАТЬ ПРОМЫСЕЛ В НОВЫХ РАЙОНА

Освоение новых промысловых рай­онов является одним из основных ус­ловий дальнейшего быстрого разви­тия рыбной промышленности нашей области. В связи с этим понятен тот интерес, который проявляют кали­нинградские рыбаки к Северному морю.

Этот бассейн, как показывает практика мирового рыболовства, имеет ряд преимуществ перед други­ми районами. Не случайно многие ев­ропейские государства уделяют севе­роморскому промыслу огромное вни­мание. Опыт иностранных рыбаков не может нас не интересовать. Посмотрим, как развивается северомор­ский промысел в двух странах: в Германии, уже давно добывающей рыбу в Северном море, в Польше, которая организовала промысел в этом районе только в послевоенное время.

Немецкие рыбаки главное внимание уделяют траловому промыслу. Особенно активно лов рыбы в этом бассейне в послевоенные годы ведет Западная Германия. Рыболовные суда оснащаются гидроакустической ап­паратурой, ведется интенсивное стро­ительство больших траулеров. При­менение для поиска рыбы гидроакустических приборов позволило немец­ким рыбакам резко поднять уловы. За рейс продолжительностью в 20 дней команды судов вылавливают 2000 - 2500 центнеров сельди.

Немецкие рыбаки стали промыш­лять в Северном море более продолжительное время. Так, если в 1945 году промысел начинался в июле на Фладенгрунде и кончался в ноябре на Доггер-банке, то сейчас команды некоторых немецких траулеров ловят сельдь в Северном море почти круг­лый год. С 1950 года рыболовный флот Западной Германии начал рабо­тать в некоторых районах Англий­ского канала (Сандетты, Булонь, Дьепи).

Лов рыбы ведется здесь с ноября по начало января.

Успешная работа западногерманского рыболовного флота в Северном море - результат применения для добычи рыбы больших траулеров и высокопроизводительного использования промыслового флота. Потеря времени на стоянки в порту сведены немецкими рыбаками до минимума. Так, к примеру, в 1952 году каждый траулер находился в море в среднем 268 суток. Таким образом, 73,2 процента всего календарного времени использовалось непосредственно для добычи рыбы.

Еще больший интерес представляет работа в Северном море польских ры­баков. Практически лов рыбы в отда­ленных водах Польша стала вести не­давно. До второй мировой войны польский рыболовный флот был небольшим. В 1937 году польские рыбаки имели только 217 моторных су­дов, причем большинство из них было предназначено для прибрежного лова. В послевоенное время, при народном строе, польские судостроители освои­ли производство современных рыбо­ловных траулеров с большим районом плавания, оснащенных эхолотами, машинами для получения муки из рыбных отходов и жира из тресковой печени. Старые суда были модерни­зированы.

Польские рыбаки сразу же взяли курс на освоение Северного моря и других отдаленных районов. Это по­зволило значительно увеличить об­щий вылов рыбы. Так, если в 1938 году польские рыбаки выловили 12000 тонн рыбы, то в 1954 го­ду - уже 100000 тонн.

Как и в Западной Германии, в Польше основное внимание уделяется развитию тралового промысла. В со­ставе флота наравне с большими па­ровыми траулерами имеются и сред­ине рыболовные суда. Траловый лов польские рыбаки чередуют с дрифтерным, для чего каждый средний траулер снабжается полным комплек­том сетей.

До 1954 года экспедиционный промысел сельди в Северном море по­ляки начинали с мая месяца, однако в последнее время сезон лова значи­тельно продлен.

Следует признать, что в освоении рыбных богатств Северного моря наши рыбаки серьезно отстали от своих польских соседей. Чтобы выяснить причины этого, необходимо проследить, как ведется освоение этого рай­она Балтгосрыбтрестом. Обратимся к цифрам. Если взять данные по годам о количестве судов, работавших в Се­верном море, и размерах уловов, то выяснится следующая картина:

Период промысла   Год Число судов в Северном море Общий вылов в цнт. Вылов в среднем на судно
  1951  5 СРТ  2901  580
  1952      
Июль - октябрь 1953  5 СРТ  3935  787
Июль - октябрь 1954  5 СРТ  5048  1009
Июнь - октябрь 1955  10 СРТ  26121  2812
Апрель - октябрь 1956  24 СРТ, 5 РС и РТ  46078  1590

Из этой таблицы видно, что пред­приятия Балтгосрыбтреста, по суще­ству, не занимались серьезно промы­шленным освоением Северного моря. В первые четыре года в экспедици­ях участвовало ограниченное количе­ство экипажей, опыт промысловиков не обобщался. Все это привело к то­му, что в первые годы не было достигнуто никаких положительных ре­зультатов.

В 1955 году в Северное море впер­вые направили большую группу судов и уже эта экспедиция убедитель­но показала, что можно ежегодно брать высокие уловы североморской сельди.

В прошлом году в этом районе вела лов целая флотилия управления тра­лового флота. Однако в силу различ­ных причин гидрологического и био­логического характера прошлый год оказался неудачным для промысла, и уловы в Северном море были ниже, чем в предыдущие годы. В связи с этим у некоторых работников рыбной промышленности сложилось мнение, что развивать лов в этом районе нецелесообразно.

С таким утверждением нельзя со­гласиться.

Сравнение данных о среднем выло­ве на судно по районам показывает, что даже при неблагоприятных усло­виях прошлого года разница между уловами в Атлантике и Северном море в июне, июле и августе незна­чительна. Если, скажем, по Атланти­ке в июне средний вылов составил 385 центнеров на СРТ, то в Северном море он равнялся - 272 центнерам. Еще меньше была разница в июле. В Атлантике на одно судно было добы­то 714 центнеров, а в Северном мо­ре - 673 центнера. Обычно же в этот период уловы в Северном море значительно выше.

Кроме того, затраты на снаряжение рыболовных судов для рейса в Северном море в несколько раз мень­ше по сравнению с Атлантикой. Соот­ветственно, снижаются и общие рас­ходы на добычу. Центнер сельди-сырца, добытый в 1956 году в Северном море, обошелся на 10 рублей дешевле, чем в Атлантике.

Сейчас наши рыбаки ведут лов лишь в одной части Северного моря. Между тем большой интерес пред­ставляют его южные районы, а так­же Английский канал.

Район Английского канала до про­шлого года оставался для нас «бе­лым» пятном. В 1956 году (с октяб­ря по конец декабря) здесь находи­лись: судно перспективной разведки Балтгосрыбтреста СРТ-4323 и РТ «Пулонга». Наблюдая за работой ино­странных рыболовных траулеров, команды этих судов убедились, что в Английском канале можно брать в этот период хорошие уловы сельди. За время пребывания в этом районе экипаж СРТ-4323 добыл 46 тонн сельди, а команда РТ «Пулонга» - 235 тонн. Такой сравнительно невы­сокий вылов объясняется отсутстви­ем у наших рыбаков навыков работы в районах, где имеются сильные приливо-отливные течения, а также несовершенством тралового вооруже­ния. Как показала работа команды СРТ-4323 в Английском канале, существующая конструкция 27-метрового сельдяного трала не отвечает условиям промысла в этом районе. Для того, чтобы успешно вести лов, необходимо внести в конструкцию трала и его оснастку ряд изменений.

Однако, даже работая несовершен­ными орудиями лова, экипаж СРТ-4323 за некоторые траления брал до 7 тонн сельди, а «Пулонга» - до 16 - 17 тонн.

Освоение рыбных богатств Север­ного моря - важная государственная задача. Для того, чтобы решить ее в короткий срок, требуется специали­зация управления тралового флота на траловом лове рыбы. В Северном мо­ре нужно иметь не менее 40 - 50 промысловых судов, свои плавучие базы.

Учитывая, что круглогодовой лов сельди тралами нерентабелен, следует одновременно организовать добычу в Северном море и за его пределами рыб донных пород. В этом отношении есть чему поучиться у немецких ры­баков, которые умело сочетают, на­пример, лов морского окуня у Ислан­дии и Гренландии с добычей сельди в Северном море.

Лучше всего использовать для этого траулеры типа «Пулонга», имеющие большой радиус действия, вместительные трюмы и специальные установки для обработки рыбы в море.

В Северном море в апреле и октяб­ре можно довольно успешно вести лов дрифтерными сетями. Поэтому тра­улеры должны снабжаться и воору­жением для дрифтерного промысла.

Большую помощь рыбакам должны оказать научные работники. Балтийский научно-исследовательский институт океанографии и рыбного хозяйства располагает сейчас материалами о работе рыболовных флотов многих европейских государств. Важно быстрее изучить этот опыт, обобщить всё ценное, сделать его достоянием промысловиков.

Серьезную практическую помощь дружески окажут наши соседи, польские рыбаки. Необходимо лишь, чтобы между рыбодобывающими предприятиями нашей области и Польши поддерживалась постоянная связь.

Ю. Чуксин, нженер-гидролог промразведки Балтгосрыбтреста. «Калининградская правда», №40, 26 февраля 1957 г. ГАНИКО

ВОПРОС НАЧАЛЬНИКУ РЫБНОГО ПОРТА

Уважаемый товарищ редактор! Осенью прошлого года Калининградский морской рыбный порт силами землесоса «Моонзунд» Балттехфлота провел большие дноуглубительные работы и вырыл затон в восточной части Калининградского залива, рядом с устьем реки Преголи. Сделано это было для того, чтобы рыболовецкие суда имели место для уничтожения девиации, не мешая при этом судоходству по каналу. Однако и теперь рыболовецкие суда не пользуются специально устроенным для них затоном, а для уничтожения девиации швартуются к стационарным навигационным знакам морского канала, чем наносят им повреждения. Интересно, чем руководствовался начальник, Калининградского морского рыбного порта т. Максимов, выбрасывая на ветер большие государственные средства, затраченные на устройство затона, и почему он не заботится о поддержания в порядке канала, работники которого уже давно протестуют против швартовки рыболовецких судов к навигационным знакам?

Н. БАШТАННИК, инженер. «Калининградская правда», №114, 11 июня 1957 г. ОГУ «ЦХИДНИКО»

КРАНЫ СМОНТИРОВАНЫ ДОСРОЧНО

Группа отличившихся при монтаже кранов в КМРПДля монтажа двух портальных кранов «Кировец» в рыбном порту Калининграда была создана комплексная группа под руководством мастера А. Ф. Звигинцева и сменного механика В. К. Рафальского. Горячо и дружно взялись рабочие за выполнение поставленной задачи. Несмотря на сложность работы и встретившиеся трудности, краны были сданы в эксплуатацию на 15 дней раньше установленного срока. Особенно отличились в труде слесарь В. Я. Филиппов и сварщик П. П. Маливинский. При монтаже была упрощена схема электрооборудования. Вместо двух контроллеров оставлен один. Это намного облегчает труд крановщика. Чтобы дать доступ к электропанелям, решили изменить конструкцию ограждения. Пришлось переставить ходовые тележки — их подогнали к колее путей, проложенных в порту. В настоящее время оба крана действуют безотказно. Коллектив порта получил возможность добиваться еще лучшего выполнения своих обязательств, взятых в социалистическом соревновании в честь 40-й годовщины Октября.

Е. МАРИИНСКИЙ. На снимке: группа отличившихся при монтаже кранов. Слева направо: мастер А. Ф. Звигинцев, слесари О. Е. Руденко В. Я. Филиппов, А. М. Галкин, газо-алектросварщик П, П. Маливинский и сменный механик В. К. Рафальский. Фото Ф. Иванова. "Калининградская правда", №149, 30 июля 1957 г., ОГУ "ЦХИДНИКО"

КОМПЛЕКСНАЯ БРИГАДА

В Калининградском рыбном порту созданы комплексные бригады грузчиков. Преимущества таких бригад проверены практикой. Раньше сменное задание давалось только грузчикам. Работа крановщиков и лебедчиков учитывалась отдельно, что усложняло учет и нормирование труда. Теперь задание получает бригада в целом. В результате на 27 процентов выросла производительность труда людей. Одной из лучших в рыбном порту считаете комплексная бригада т. Старостина. Эта бригада активно участвует в предоктябрьском социалистическом соревновании, систематически выполняет задания на 180—200 процентов. Особенно хорошо трудятся грузчики тт. Алейников, Баланчук, Бекаровский. За последнее время бригада в короткий срок разгрузила рефрижератор «Калининград», разгрузила и погрузила скоростными методами плавбазу «Томск». С каждым днем крепнет творческое содружество членов бригады, стремящихся прийти к празднику с новыми трудовыми успехами.

Е. МАРИИНСКИЙ. "Калининградская правда", №159, 13 августа 1957 г., ОГУ "ЦХИДНИКО"

НА ДЕСЯТЬ СУТОК БЫСТРЕЕ

В свой первый рейс на промысел в Северное море танкер № 4 Калининградского морского рыбного порта вышел 19 июля. Включившись в социалистическое соревнование моряков за достойную встречу 40-й годовщины Великого Октября, экипаж танкера решил сократить срок рейса, затратить на доставку в район промысла топлива, разгрузку его и возвращение в порт на 10 суток меньше» чем задано. Несмотря на штормовую погоду, команда успешно провела рейс, справилась со своим обязательством. На днях, ваяв груз топлива и смазочных веществ, мы снова вышли в море. СРТ уходят на промысел сельди

Д. ПОЛЯКОВ, механик. "Калининградская правда", №163, 18 августа 1957 г., ОГУ "ЦХИДНИКО"

ЭТО БУДЕТ В 1958 ГОДУ...

В 1958 году большие работы предстоит провести по строительству морского рыбного порта. На проведение этих работ, по предварительным данным, отпускается 27 миллионов рублей. "Калининградская правда", №182, 14 сентября 1957 г., ОГУ "ЦХИДНИКО"

ПОЛНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЗЕРВЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ!

Упростить структуру управления рыбной промышленностью

Тезисы доклада тов. Н. С. Хрущева предусматривают, на мой взгляд, наиболее целесообразную форму организации управления промышленностью и строительством по территориальному принципу. Создание территориальных экономических районов позволит ликвидировать ведомственные перегородки, обеспечит условия для полного использования всех резервов производства.

При образовании экономических районов необходимо будет учитывать не только, какой удельный вес имеет промышленность в настоящий момент в той или иной области, но и, главным образом, каковы перспективы для ее дальнейшего развития. Последнее обстоятельство имеет большое значение, если говорить о нашей Калининградской области.

Калининград за последние годы превратился в один из крупнейших центров рыбной промышленности на западе страны. Промысловый флот области непрерывно растет. В связи с тем, что в Мурманске сейчас нет возможности дальше увеличивать добывающий флот, начиная с будущего года, всё новые морские суда будут направляться только на пополнение промыслового флота Балтийского бассейна и Дальнего Востока.

Это значит, что в последующие годы пятой пятилетки рыбная промышленность нашей области будет развиваться еще более бурными темпами. Наряду с дальнейшим совершенствованием и расширением промысла сельди в водах Атлантики и Северного моря, калининградским рыбакам предстоит освоить лов сардин в Южной Атлантике и морского окуня берегов Канады.

Рост добывающего флота вызовет, естественно. развитие и других отраслей промышленности, обслуживающих рыболовный флот. Уже сейчас возникла острая необходимость в хорошей судоремонтной базе, заводах запасных частей, канатных фабриках в предприятиях для изготовления других видов промыслового вооружения. Разве можно считать нормальным, что, например, топливную аппаратуру мы получаем из Магадана, а, скажем, резиновые буи из Уфы. Накладные расходы, связанные о доставкой этих видов снаряжения, нередко составляют около 50 процентов их стоимости. Так продолжаться может, и совершенно очевидно, что скоро в Калининграде и области будет сосредоточено большое количество предприятий, обслуживающих рыбную промышленность.

Для того, чтобы оперативно и правильно руководить таким огромным хозяйством, требуется максимально приблизить управление промышленностью непосредственно к производству. Поэтому я целиком разделяю мнение т. Бровкина, высказанное им на страницах «Калининградской правды»: «Калининградская область должна быть выделена в самостоятельный экономический район».

При территориальном управлении промышленностью необходимо будет коренным образом изменить существующую в настоящее время систему руководства предприятиями рыбной промышленности. Еще на XX съезде КПСС указывалось, что структура управления в этой отрасли народного хозяйства чрезвычайно громоздка, сложна. Такая структура затрудняет работу предприятий, усложняет взаимоотношения между ними. Для того, чтобы, например, управлению экспедиционного лова решить какой-либо серьезный вопрос о ремонте флота с Калининградским судоремонтным заводом, требуется увязать его с целым рядом различных инстанций Министерства рыбной промышленности РСФСР.

Жизнь подсказывает, что совершенно необходимо упростить управление рыбной промышленностью, сделать его более оперативным. На мой взгляд, при Совете народного хозяйства экономического района следует создать единое управление рыбной промышленностью Калининградской области. Это управление должно будет осуществлять оперативное руководство всеми рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями, судоремонтными заводами, сетеснастными и бондарными предприятиями, транспортными предприятиями и портами, системой рыболовецких колхозов и МРС, всеми учебным и научными учреждениями рыбной промышленности.

Соответственно в управлении рыбной промышленностью при Совнархозе должны иметься небольшие оперативные отделы, которые будут руководить судоремонтными предприятиями, рыбодобывающими и т.д. Управление должно иметь сильный, укрепленный квалифицированными и знающими работниками плановый отдел и сильную ревизионно-контрольную группу.

При управлении целесообразно создать специальный отдел по промысловой эксплуатации флота. При нем следует иметь и морскую инспекцию. Ее самостоятельное, обособленное существование нецелесообразно, так как она в этом случае лишь регистрирует факты нарушений правил мореплавание и не проводят никакой работы по предупреждению этих нарушений.

Отношения между всеми предприятиями, объединяемыми управлением, должны отроиться на договорных началах со строгой ответственностью за выполнение взятых обязательств.

Управление рыбной промышленности при Совиархозе обязано отчитываться только перед Советом народного хозяйства. Для этого необходимо наделить Совнархоз правами самостоятельного решения веек вопросов, связанных с планированием, направлением и концентрацией государственных средств.

В связи с тем, что существующий сейчас траловый флот работает в одних и тех же районах и в основном одними и теми же орудиями, что и управление экспедиционного лона, целесообразно объединить эти два управления в одно предприятие сельдяного лова.

Траловый флот в нашей области необходимо создавать заново из траулеров типа «Пушкин» и средних рыболовных траулеров с двигателями увеличенной мощности. Базироваться этот флот должен в Калининграде, где имеются для этого все необходимые условия.

Для того, чтобы улучшить использование транспортных в рефрижераторных судов, следует изъять все плавучие базы из подчинения управления экспедиционного лова. На базе существующих управлений «Запрыбахолодфлота» и Западного речного пароходства надо создать объединенное Калининградское пароходство, которое бы ведало всеми транспортными перевозками. Такое объединение всего транспортного и рефрижераторного флота позволит намного улучшить эксплуатацию судов, сократить административно-управленческие расходы.

Из этих же соображений необходимо объединить имеющиеся в Калининграде морские порты в их портовый флот. Разделение единой акватории порта, о чем уже писал в «Калининградской правде» т. Никифоров, совершенно не оправдано и неправильно с точки зрении государственных интересов. Чтобы создать в области хорошую судоремонтную базу, нужно сконцентрировать все средства, расходуемые на строительство судоремонтных предприятий. Нет, например, никакого смысла создавать и расширять судоремонтные мастерские при Светловской базе морского лова. Ремонтом колхозного флота должен заниматься Светловский судоремонтный завод. Все средства и имеющееся оборудование должны быть переданы на укрепление этого предприятия, которое располагает большими производственными площадями.

Следует сконцентрировать также при Калининградском судоремонтном заводе все плавучие доки и другие подъемные средства, создав на этом предприятии мощный корпусный цех. Это позволит производить доковые работы с меньшими затратами.

В целях решительного улучшения снабжения промышленности области необходимыми материалами представляется необходимым иметь при Совнархозе отдельное управление по снабжению и сбыту. При одной из контор этого управления нужно организовать технический магмами, при котором механики судов смогут в пределах отпущенного им лимита сами приобретать необходимые инструменты и запасные части.

Дальнейшие развитие рыбной промышленности делает чрезвычайно важным вопрос о подготовке специалистов. Наряду с подчинением всех учебных заведений единому управлению рыбной промышленностью, необходимо объединить Зеленоградскую мореходную школу и Калининградское мореходное училище в единое учебное заведение. Это позволит улучшить подготовку кадров.

Совершенно правильно ставится вопрос о переводе в Калининград или какой-либо другой портовый город существующего в Москве Института рыбного хозяйства. Это даст возможность сделать обучение молодых специалистов более конкретным, теснее связать его с производством.

Таковы некоторые мои соображения по организации управления рыбной промышленностью.

Н. СТУДЕНЕЦКИЙ, начальник управления экспедиционного лова, «Калининградская правда», №71, 10 апреля 1957, ОГУ «ЦХИДНИКО»

О НЕКОТОРЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ

В своей статье «Упросить структур управления рыбной промышленностью» начальник управления экспедиционного лова т. Студенецкий говорит, что жизнь подсказывает необходимость упростить руководство рыбной промышленностью в области, создать при Совнархозе управление рыбной промышленностью, в подчинение которого должны войти все рыбодобывающие предприятия, система МРС и колхозы, бондарные предприятия и научные учреждения. С предложением мы вполне согласны. Однако серьезные возражения вызывают доводы автора относительно необходимости реорганизации существующих добывающих предприятий, в частности, по поводу объединения управления экспедиционного лова и тралового флота. Это предложение мы считаем глубоко ошибочным. И вот почему. Такое объединенное управление, несомненно, должно будет находиться в Калининграде.

Между тем, хотя управление экспедиционного зова существует уже семь лет, оно до сих пор не имеет а своём распоряжении ни хорошо оборудованного порта для обслуживания имеющегося флота, ни оборудованных причальных линий. Места, где бункеруются суда, и судоремонтные мастерские отдалены от основной стоянки флота. Все это приводит к увеличению непроизводительных простоев. Как же при таких условиях можно говорить об объединении береговой базы?

В то же время управление тралового флота выросло в самостоятельное крупное рыбодобывающее и рыбообрабатывающее предприятие, имеющее высококвалифицированные кадры. Производственные мощности, которыми оно располагает, позволяют без дополнительных капитальных затрат увеличить промысловый флот до 100—110 единиц. Для обслуживания судов имеются хорошо оборудованные причальные линии. Тов. Студенецкий, говоря об объединении УЭЛ и УТФ, предлагает одновременно создать в Калининграде траловый флот, т. е. новое управление. И что же получается? Одно управление упраздняется, другое создается. Где же логика? Разве от этого будет улучшено руководство рыбкой промышленностью? На наш взгляд, такое мероприятие, наоборот, еще больше осложнят дело, увеличит управленческий аппарат. Мы считаем, что более правильно прекратить пополнение управления экспедиционного лова новыми средними судами, а постепенно передавать ему новый крупнотоннажный рыбопромысловый флот. Никакого специального тралового флота создавать не следует. Несколько иное предложение вносят в своей статье, также опубликованной в «Калининградской правде», тт. Албанов и Виноградов. По их мнению, следует объединить весь рыбодобывающнй флот в одну специальную организацию - управление добывающего флота. На наш взгляд, это означает, что необходимо ликвидировать УЗЛ и УТФ, систему МРС и передать все это хозяйство в ведение управления рыбной промышленности при Совнархозе. Если это так, то практическое осуществление этого предложения лишь приведет к дополнительному увеличению административного аппарата, усложнит руководство.

Второе предложение тт. Албанова и Виноградова — объединить транспортный в рефрижераторный флот в единое предприятие — следует целиком поддержать. Это позволит улучшить обслуживание флота на промысле, ликвидировать ведомственные споры между добывающими предприятиями, сократить непроизводительные потери времени на промысле.

Работниками колхозной рыболовной системы вносится третье предложение. Они высказываются за то, чтобы управление тралового флота было ликвидировано, а на базе его создана Пионерская МРС. На наш взгляд, этого также не следует делать. Для того, чтобы целиком перейти на морской лов рыбы, необходимо иметь в достаточном количестве квалифицированные кадры. Между тем большинство капитанов и штурманов, плавающих на колхозных судах, не является членами рыболовецких артелей. В то же время необходимо специализировать рыболовецкие колхозы не только на добыче рыба, но а на ее воспроизводстве. Эту работу проводить необходимо, если мы ставим перед собой задачу увеличить рыбное богатство внутренних водоемов. Имеются возможности и для развития подсобного сельского хозяйства.

ДЛЯ лучшего руководства колхозным морским флотом целесообразно создать новую МРС на территории колхоза «За Редину», который имеет наибольшее количество судов.

В заключение несколько слов о мелких предприятиях, занимавшихся ловом рыбы. В Приморском районе, например, их целый ряд (управление рабочего снабжения, подчиненное управлению Литовской ж.д., областное управление рабочего снабжения бумажной промышленности, рыбопищекомбинат и друтие). Bсе они мешают правильной организации лова в заливе. На наш взгляд, следует запретить таким подсобным предприятиям промысел рыбы.

А.ЛЕДНЕВ, секретарь Приморского райкома КПСС, В.КАШИН, начальник управления тралового флота, «Калининградская правда», №85, 28 апреля 1957, ОГУ «ЦХИДНИКО»

ЗА ОДИН ДРЕЙФ — 350 ЦЕНТНЕРОВ СЕЛЬДИ

СЕВЕРНАЯ АТЛАНТИКА, борт СРТ-79. (По радио). На днях команда нашего траулера взяла хороший улов сельди: за один дрейф — 350 центнеров.

Чтобы выбрать такой порядок, нам пришлось поработать на палубе целые сутки. Особенно ОТЛИЧИЛИСЬ матросы тт. Баев, Дурнев, Киреев, Федоров, Толкунов, старший мастер по добыче т. Власов, рыбмастер т. Толстых, старший помощник капитана г. Ковалев, старший механик т. Морозов. В этот день были полностью загружены трюмы корабля. С полным грузом сельди мы направились в район плавучих баз.

Когда после сдачи рыбы подсчитали итоги, оказалось, что команда закончила выполнение рейсового задания.

П. ЧАГИН, парторг СРТ-79, «Калининградская правда», 28 июня 1957 г., № 126, ОГУ «ЦХИДНИКО»

В РЫБНОМ ПОРТУ

Ни днем, ни ночью не затихает жизнь на портовых причалах Калининградского морского рыбного порта. Ежедневно сюда поступает большое количество самых различных грузов, необходимых для снабжения промысловых экспедиций, работающих в отдаленных морях и океанах. Только за прошлую неделю получено около 3 тысяч тонн соли и разгружено более 200 вагонов с тарой. Механизаторы рыбного порта стремятся УСКОРИТЬ грузовые операции, вносят ценные рационализаторские предложения. Для разгрузки соли из вагонов механиком порта т. Прудниковым смонтирована механическая лопата. Такая лопата может разгрузить вагон за полтора часа.

Механизм обслуживается всего тремя рабочими. Применение механической лопаты сократит ПРОСТОИ вагонов под грузовыми операциями.

В связи с освоением лова морского окуня в районе Ньюфаундленда перед портом стоит задача организовать разгрузку этого вида продукции. Инженер порта т. Коваль был направлен в Мурманский рыбный порт, чтобы ознакомиться с опытом работы по обслуживанию судов, промышляющих морского окуня.

Вчера в порту закончилась разгрузка прибывшего с промысла рефрижератора «Корсаков». Бригады т. Ковальчука и т. Мартяшина, работая на разгрузке, выполняли по полторы-две нормы.

(Наш корр. пoст), «Калининградская правда», 30 июня 1957 г., № 128, ОГУ «ЦХИДНИКО»

ПРОДОЛЖАТЬ   ПОИСКОВЫЕ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ АТЛАНТИКЕ    

Второй год траулер «Казань» проводит интенсивную поиско­вую работу в водах Средней Атлан­тики. Цель ее - обнаружить места таких скоплений сардины, где бы мог эффективно работать большой промысловый флот Калининградского совнархоза.

В поисковой экспедиции 1957 г. «Казань» в основном работала на северо-западном африканском прибрежном шельфе между паралле­лями портов Фритаун и Дакар, и наилучшие уловы имела в августе и сентябре.

Экспедиция, организованная в этом году, получила задание обсле­довать Гвинейский залив, т. е. при­экваториальную зону. Вторая экс­педиция вела работы в зимне-осенний период - с февраля по июль.

Первая научно-поисковая экспе­диция работала на стыке двух теп­лых водных масс: теплого Канар­ского течения, являющегося про­должением Португальского тече­ния - восточного ответвления Гольф­стрима и теплого экваториального противотечения, переходящего даль­ше в Гвинейское течение. Карта те­чений Атлантического океана показывает, что стык двух водных теплых масс отличается особо повышенной температурой поверхностной воды (до 26-27 градусов). В воде такой температуры сардина, имеющая температуру тела около 14 градусов, могла держаться  только на придонной глубине.

Вторая экспедиция, в основном, проводила работы в Гвинейском заливе в потоке теплого Гвинейского течения, имеющего температуру по­верхностной воды в пределах 20-23 градусов. Естественно, что и при этой температуре сардина могла ловиться только в придонных горизонтах. Результаты  первых двух рейсов в Среднюю Атлантику говорят о  том,  что сардина у африканских бе­регов имеется в больших количест­вах. Однако работу по изучению этой части Атлантического океана мы только начали. Поэтому навер­няка в дальнейшем может быть най­дено много мест и более богатых по запасам сардины.

По данным зарубежной литерату­ры известно, что южнее экватора, на прибрежном африканском шельфе между устьями рек Оранжевая и Кунене, ведется массовый лов сар­дины. Поэтому есть смысл искать поверхностные скопления сардины по ходу холодного Бенгальского те­чения, идущего с юга на север, вдоль всего западного побережья Южной Африки. Температура воды здесь в пределах 14-15 градусов.

Для работников нашей рыбной промышленности представляют не­сомненный интерес некоторые све­дения о промысле сардины у побережья Южной Африки, опублико­ванные в журнале «Мировое рыбо­ловство».

Моряки и ученые отмечают, что сырьевые запасы сардины у запад­ного побережья Южной Африки настолько богаты, что они не могут быть подорваны активным промыс­лом. Капитан норвежского китобой­ца, следовавшего на юг вдоль за­падного побережья Южной Африки, сообщил, что его судну пришлось пройти через массовые косяки сардины.

Доктор Джорж Кампбелл, председа­тель южно-африканской ассоциации гидробиологов, высказывает мнение, что по своим рыбным запасам  южно-африканское побережье является самым богатым районом мира.   

В районе Велвис-Бей поверхностные косяки сардины длиной от 3 до 6 миль - обычное явление. Встреча­ются и такие громадные косяки, как, например, в 15 миль длиной по толщине до 30 метров.

Южно-африканская научно-рыбо­ловная служба опубликовала рабо­ту, подтверждающую, что район, где идет промышленный лов сарди­ны, является континентальным шельфом южно-африканского западного побережья, над которым вода моря состоит из масс субтропической воды и из смеси этой воды с верхней частью антарктического промежу­точного слоя. Высказывается мне­ние, что именно антарктический по­ток воды пополняет верхние слои воды у берегов Юго-Западной Афри­ки той питательной средой, за счет которой живут плотные концентрации фитопланктона, являющегося основной пищей взрослой сардины. Интересная статья, озаглавлен­ная «Южно-африканские рыбаки имеют богатое будущее», опубликована в мартовской книжке этого журналу за 1958 год. Автор сооб­щает, что около 30 лет тому назад, в 1929 г. в результате научно-исследовательских поисковых работ были установлены огромные запасы пелагических рыб, в том числе сардины и так называемой «массбанкер», концентрирующихся вдоль западного побережья Южно-Африкан­ского Союза и дальше на север вдоль побережья Юго-Западной Аф­рики. Однако вплоть до 1943 г. южно-африканские рыбаки ловом этих рыб почти не занимались.

Только во время второй мировой войны промысел сардины несколько стимулировался. Заметное развитие активного сардинного промысла и строительство береговых приёмо-перерабатываюших предприятий нача­лось лишь с 1946 года. В резуль­тате вылов сардины и массбанкера быстро стал увеличиваться. Если в 1949 году здесь было добыто 126000 тонн этой рыбы, то в 1953 году улов уже составил 550000 т.

В Южно-Африканском Союзе промысел сардины осуществляется 220 небольшими, деревянными, с дизельными  двигателями куттерами и МРТ длиной от 9,2 до 20 метров, а обработка рыбы производится 16-ю рыбозаводами, разбросанными по побережью. Однако, как видно из последних данных, южно-африканские рыбопромысловые предприятия  уже приступили к строительству судов нового типа. Они имеют длину 15,6 метра, вместимость 70 тонн, двигатель внутреннего сгорания 88 л.с., экипаж 10 человек. Суда снабжены радиотелефоном, эхолотом и поисковой аппаратурой.

Несколько слов о траловом лове в этих районах. Траловый лов - наиболее освоенный способ лова в водах Южно-Африканского Союза. Средний вылов на траулер равняется 25913 центнерам рыбы. Эта цифра красноречиво говорит о больших сырьевых запасах рыбы в водах, прилегающих к южно-африканскому побережью.

В уловах преобладают такие породы рыб, как мерлуза, камбала, чавыча, треска и различные породы красной рыбы.

Эти сведения говорят о целесообразности обследования вод, примыкающих к западному побережью Африки от устья реки Оранжевой до устья реки Кунене протяженностью около 720 миль и шириной от 30 до 110 миль. Глубина моря здесь от 100 до 180 метров, а температура воды 14 -15 градусов. Надо пола­гать, что сардина после весеннего нереста на банке Агульяс в потоке холодного течения продвигается на север. Если считать нерестовым вре­менем сентябрь-октябрь (весна в южном полушарии), то к району Велвис-Бей сардина должна подходить с февраля-марта.

В климатическом отношении этот район легче, чем приэкваториальная зона Фритауна-Дакара. Работать здесь можно с марта, постепенно продвигаясь на север.

Надо полагать, что в условиях Бенгальского холодного течения да­же суда типа СРТ смогут передавать уловы сардины на рефрижератор­ные суда, так как при температуре до 19 градусов сардина будет хоро­шо сохраняться.

Имеет смысл обследовать и такие районы, как острова Св. Елены и Вознесения, а также район банки Вальдивия на юго-восток от остро­ва Св. Елены. Судя по данным ли­тературы, здесь также имеются скопления рыбы. В журнале «Морской флот» № 5 за этот год в статье, рассказывающей о плавании учебного судна «Товарищ», говорится, что в районах, прилегающих к острову Св. Елены, богатые рыбные ресурсы почти не используют­ся, хотя прибрежные районы кишат косяками таких ценных пород рыб, как скумбрия, тунец и др.

Продолжив поисковые работы в Средней Атлантике, мы сможем обнаружить много новых мест, богатых рыбой.

М. Никифоров,  капитан дальнего плавания. «Калининградская правда», №35, 08 июля 1958 г. ГАНИКО

вернуться к началу страницы



ВНИИГМИ-МЦД

ПОГОДА В КАЛИНИНГРАДЕ

ПОГОДА В БАЛТИЙСКЕ

Rambler's Top100