Также смотрите


Морское образование.

Барк Крузенштейн

Комитет по рыболовству России в своем ведении имеет высшие и средние учебные заведения, готовящие специалистов для рыбопромыслового флота страны. Начальные морские знания и навыки курсанты получают во время учебных плаваний на парусниках "Седов" (Мурманск), "Крузенштерн" (Калининград), "Паллада" (Владивосток).

Судовладелец УС "Крузенштерн" - Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, единый учебно-научно-производственный комплекс, отвечающий требованиям сегодняшней концепции развития высшей школы, причем комплекс многоступенчатый, все ступени которого взаимосвязаны (лицей-колледж-академия-тренажерный центр).

За время своей деятельности (с 1966 года) академия подготовила около 9 тысяч инженеров для России и 28-ми зарубежных государств. Большинство выпускников командуют судами отечественного и иностранных флотов, являются крупными руководителями, учеными, конструкторами, в том числе на Кубе, в Мавритании, Перу, Сирии, Ливане, Болгарии.

Барк Крузенштейн

На 5-ти факультетах академии (судоводительском, судомеханическом, радиотехническом, экономическом, заочном) ведется подготовка специалистов с высшим образованием по четырем морским специальностям: судовождение, эксплуатация судовых энергетических установок, техника и физика низких температур, техническая эксплуатация и ремонт радиооборудования промысловых судов. Академия также готовит специалистов по пяти экономико-управленческим специальностям: организация перевозок и управление на транспорте, автоматизированные системы обработки информации и управления, менеджмент, маркетинг, коммерция.

В академии работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, среди них 6 академиков, 18 заслуженных деятелей науки и техники, почетных работников рыбного хозяйства. Учеными академии проводятся исследования по 14 научным направлениям. Академия располагает аспирантурой для подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации по трем специальностям.

На базе академии создан Калининградский филиал Северо-западного центра Академии транспорта, объединяющий видных ученых и руководителей транспортных предприятий региона для использования их интеллектуального потенциала.

Калининградский Морской лицей является "нулевой" ступенью академии. В течение двух лет одновременно с получением среднего общего (полного) образования по углубленной программе, проводится профессиональная ориентация лицеистов по специальностям академии, шлюпочная плавательная практика и ознакомительная морская практика на УПС "Крузенштерн". Калининградский морской колледж, "первая ступень" в морском образовании, на 5 учебных отделениях готовит техников и младших инженеров по 12-ти специальностям. "Мореходка" была образована в 1952 году, из ее стен вышло более 25 тысяч специалистов. Выпускники колледжа могут продолжить образование в академии по сокращенным программам. Калининград - Российский порт на Балтике.

Барк Крузенштейн

Редкий город сможет соединить в себе не просто древнее и современное начала, а две абсолютно разные культуры: немецкую и российскую. Основанный в 1255 году на завоеванных Тевтонским орденом прусских землях, город крепость Кёнигсберг со временем развился в один из крупнейших культурных и политических центров Европы. Сохранившиеся памятники свидетельствуют о его уникальности. Волею исторических судеб в июле 1946 года бывшая столица восточной Пруссии Кенигсберг стал советским Калининградом. Калининград – совершенно особый город в России, столица янтарного края, самые западные ворота страны, город-сад. В Калининграде его прошлое и настоящее органично слилось и трансформировалось в какую-то свою особую культуру.

Географическое положение города, незамерзающее Балтийское море, связанное судоходным каналом с устьем реки Преголи, сделали здесь возможным круглогодичное судоходство, поэтому, прежде всего это город-порт, и вся его жизнь связана с морем и флотом.

 

Морской рыбный порт - родной причал "Крузенштерна".

Калининградский государственный морской рыбный порт находится в устье реки Преголя и соединяется с морем, искусственно сооруженным еще в XIX веке каналом. Это универсальный российский порт, связанный со многими странами обширной сетью автомобильных и железных дорог. Гидрологические условия порта стабильны. Он имеет две гавани с пирсами, обеспечивающими одновременную стоянку и погрузку 30-ти судов. Причал №25 закреплен за "Крузенштерном".

Барк "КРУЗЕНШТЕРН"

Существовавшая в начале ХХ века в Гамбурге компания "Лайеш унд К" владела в общей сложности 56 барками, имевшими стальные корпуса и рангоут и прекрасные ходовые качества. Их имена традиционно начинались на букву "П" - "Летающие П". Последним из них был построенный в 1926 г. на верфи в Геестемюнде четырёхмачтовый барк "Падуя". До 1936 г. он возил в Германию селитру и фосфаты из Чили и пшеницу из Австралии, совершив два рекордных перехода в Австралию за 67 суток при средней продолжительности рейса – 88 суток. С началом войны барк использовали как грузовой лихтер, а при разделе флота гитлеровской Германии передали по контрибуции Советскому Союзу.

В январе 1946 г. на судне был поднят советский флаг, и оно получило новое имя – в честь великого российского мореплавателя Ивана Федоровича Крузенштерна (1770 – 1846) командира первой русской кругосветной экспедиции на шлюпах "Надежда" и "Нева". Состояние судна было не лучшим, средств для ремонта не было, и "Крузенштерн" до 1955г.служил плавучей казармой, не выходя в море из-за минной угрозы на Балтике. В июне 1955 он впервые был выведен на рейд для испытаний. Барк с легкостью выполнил все заданные маневры, и было решено использовать его в качестве учебного судна, оборудовав по современным требованиям. В 1959 – 1961 гг. корабль был капитально отремонтирован, заменены обшивка и паруса. На него установили два дизеля по588 кВт и все необходимое оборудование. Ремонтом руководил И.В.Власов, ставший в 1961 г. первым капитаном барка

С 1961 по 1966 гг. "Крузенштерн" - научно-исследовательское судно Академии наук СССР. Посетил с экспедициями Бермудские острова, Ямайку, Гибралтар, Касабланку, Галифакс и другие порты. С 1966 г. – учебный парусник минрыбпрома с портом приписки – Рига, с 1981г. – Таллин, а с 1991 – Калининград.

"Крузенштерн" - участник регаты "Кати Сарк" 1974, 1976, 1978 и 1980 гг., победитель гонок Канада – Европа 1986 г., регаты "Колумбус – 92" к 500-летию открытия Америки, гонок Бостон – Ливерпуль 1992 и 1994 гг., показав рекордную скорость в 17,4 узла. Это не было пределом, но с учётом возраста судна развивать большую скорость сочли опасным. В 1993 г. барк вновь прошел капитальный ремонт в Висмаре (Германия) с заменой двигателей и установкой самых современных систем навигации и связи.

В октябре 1995 – августе 1996 гг. "Крузенштерн" совершил первое в истории Новой России кругосветное плавание под парусами, обогнув мыс Горн, побывав в портах всех пяти континентов, выдержав 12-бальный шторм в Тихом океане. Капитаном барка был 39-летний О.К.Седов. В 2005-2006 капитан Седов руководил вторым кругосветным походом барка, став единственным в России капитаном, совершившим дважды подобное плавание.

Длина с бушпритом - 114,5 м, ширина – 14 м, максимальная осадка – 7,4 м, высота мачт от ватерлинии – 57 м, площадь парусов – 3700 м2, водоизмещение порожним – 1950 т, с полной загрузкой – 6250 т, штатный экипаж – 70 человек, курсантов – 165

Двойной салют КРУЗЕНШТЕРНУ

(из хроники второго кругосветного плавания 2005-2006 гг)

вторник, 23 августа 2005

Пять дней простоял легендарный российский парусник в порту Амстердама – города 165 каналов, 406 744 велосипедов и 206 картин Ван Гога. Насыщенной получилась культурная программа, подготовленная при содействии консульского отдела МИДа России сотрудниками Посольства РФ в Голландии. Экипаж, курсанты Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота РФ, военно-морских училищ и юнги Молодежной Морской Лиги побывали в пригородах Амстердама. Посетили домик Петра Первого. Немало было и спортивных мероприятий.

19 августа экипажи соревновались по игре в дартс, велосипедным гонкам и минифутболу. И везде показали завидные результаты. Первое и второе места заняли в велогонках на дистанции 500 метров курсанты Михаил Семин и Георгий Палецкий. Причем, каждый из них – со своим личным рекордом. Второе призовое место заняла команда крузенштерновцев по минифутболу.

20 августа – единственный за все время стоянки дождливый день. И надо же такому случиться, что именно на пятницу, на 14 часов дня был назначен Парад экипажей. Но несмотря на непогоду, Россия была представлена экипажем парусника как всегда достойно.

21 августа состоялась увлекательнейшая экскурсия по каналам Амстердама. А 22 августа в 10 часов 30 минут вновь зазвучала команда капитана Олега Седова: "Баковым – на бак! Ютовым – на ют! Со швартовых сниматься!". Отданы швартовы и парусник взял курс на выход из канала Нордзее в Северное море.

И снова, как и при встрече, экипаж "Крузенштерна" не был обделен вниманием со стороны организаторов фестиваля. Вновь звучали в мегафон слова благодарности за посещение, в том числе и на русском языке, пожелания счастливого кругосветного похода. И – только для "Крузенштерна" - двойной прощальный салют. Опять во всю мощь зазвучали Гимн Российской Федерации и ответный тройной гудок легендарного парусника, начавшего теперь уже непосредственно кругосветный поход. Теперь впереди – порт Сантандер, Испания.

quella-cat.ru 24 августа 1846 г.— умер русский мореплаватель Иван (Адам) Федорович Крузенштерн, руководитель первой русской кругосветной экспедиции, один из основателей Русского географического общества.

Первое кругосветное плавание русских кораблей 1803-1806 годов было осуществлено на кораблях "Надежда" и "Нева" под командованием И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. Экспедиция имела большое научное значение и положила начало целой серии русских кругосветных плаваний. В 1809 году капитан 2 ранга Лисянский Ю.Ф. вышел в отставку. Умер он в 1837 году. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Памятник-надгробие из красного мрамора. На него положен морской якорь.

Адмирал Крузенштерон И.Ф. вышел в отставку в 1842 году. Умер он на родине в 1846 году и был похоронен в Ревеле (Таллине)в Соборной лютеранской церкви. В 1869 году, к столетию со дня его рождения, на берегу Невы, напротив здания Морского корпуса, И.Ф.Крузенштерну был поставлен памятник. Бронзовая фигура адмирала работы академика Монигетти установлена на высоком гранитном пьедестале. Памятник "Первому плавателю вокруг света", как написано на пьедестале, поставлен так, будто он вырастает из самой Невы. Скульптуру создавал И. Н. Шредер, а И. А. Монигетти, будучи архитектором, а не скульптором, исполнил пьедестал. Среди петербургских монументов памятник Крузенштерну — один из самых одухотворенных.

soborDomПохоронен Иван Федорович в историческом центре Таллина, в Вышгороде. Его имя всегда было окружено в Эстонии почетом, но по-своему. В ревельской Домской церкви (кафедральном соборе Девы Марии и Спасителя) - в пантеоне Эстляндского тия. Идут потоком люди в древнюю Домскую церковь. Это - верующие прихожане, туристы, гости нынешнего Таллинна. Звучит орган. Здесь как бы связывается наше бытие с прошлым, с событиями и людьми, которых давно уже нет в живых. В северном нефе церкви внимание посетителей привлекают два надгробья двум российским адмиралам: Ивану (Адаму) Федоровичу Крузенштерну и Самуилу Грейгу.

Посмотрите на бронзового адмирала повнимательней, и вы изумитесь глубочайшему такту ваятеля. Возникает ощущение, что вы пришли не к великому, отважному путешественнику, отдаленному от нас временем и славой, а встретились с мудрым, мягким, даже застенчивым человеком, не по возрасту стройным и легким. И ни адмиральский мундир, ни кортик на поясе, ни высота пьедестала не делают его торжественным, отчужденным от людей, приходящих к нему. И невольно вспоминаются впечатляющие факты.

Иван (Адам) Федорович Крузенштерн (1770—1846) — командир корабля "Надежда", совершившего кругосветное путешествие, вернулся через три года в родной Кронштадт, и ни один член экипажа за это время не только не умер, не погиб, но даже не пострадал от болезней. Сыщите подобное в истории кругосветных путешествий! Но, может быть, это счастливая случайность? Да, у нее есть имя — Иван Федорович Крузенштерн.

Ни один житель из открываемых и исследуемых земель от команды "Надежды" не пострадал. А сами матросы в эпоху торжества офицерских зуботычин не услышали от своего командира ни одного оскорбительного, грубого слова. Гуманное отношение к матросам, забота об их физическом и моральном здоровье всегда была отличительным свойством Ивана Федоровича. Много лет спустя, 21 января 1839 года, когда отмечалось пятидесятилетие морской службы Крузенштерна, из далекого далека в Петербург пешком пришел восьмидесятидвухлетний старик Клим Григорьев и еще двое оставшихся в живых матросов "Надежды", чтобы выразить свое почтение адмиралу.

В его приказах по кораблю можно найти множество до сих пор современных, научно продуманных мер по сохранению здоровья людей, по организации отдыха экипажа, системе питания. Один из его приказов завершается словами: "Я со своей стороны, за первый и важнейший долг почту быть неусыпным в стараниях моих, касающихся до сохранения здоровья команды. Не сомневаюсь, будут следовать и все офицеры сему приказу".

Крузенштерн исправил великое множество ошибок, которые существовали даже на лучших картах того времени. Нанес географическое положение островов, островков, скал, подводных камней Тихого океана. И трудно даже представить, какое огромное количество мореплавателей обязано жизнью русскому ученому.

А вот деталь, свидетельствующая о политических взглядах Крузенштерна. За несколько лет до восстания декабристов он высказал мысль о необходимости немедленного освобождения крестьян от крепостной зависимости.

И еще одна примечательная подробность из жизни совсем молодого Крузенштерна. В период союзнических отношений между Англией и Россией он служил по приказу Российского адмиралтейства на английском фрегате, проявив при этом чудеса храбрости. Через некоторое время в Лондоне английский чиновник вручил ему замечательный пакет. За участие в захвате неприятельских кораблей Крузенштерну полагалась известная доля призовых денег.

"Благодарю за честь, сэр, — сказал молодой офицер, — но денег этих не возьму. Прошу вас раздать их команде фрегата "Тетис", на котором имел удовольствие я плавать в вест-индских водах". Чиновник с удивлением посмотрел на русского моряка: "Здесь сто фунтов стерлингов. Это очень значительная сумма, — и добавил: — Вы, должно быть, очень богаты". — "Нет, сэр, — ответил Крузенштерн, — мои средства весьма скромны. Однако полагаю, что награда эта по праву принадлежит храбрым вашим матросам, которые были моими товарищами по плаванию". Недоуменно пожав плечами, чиновник по обещал передать деньги по назначению.

А уже в зрелом возрасте Крузенштерн отказывается от полной Демидовской премии за титанические гидрографические труды в пользу других авторов.

И, наконец, знаменательный отрывок из первой биографии великого мореплавателя, написанной В. В. Веселаго: "Сам слышал от покойного Ивана Федоровича, как ему (тогдашнему ученику Морского Корпуса — Г. Г.), чтобы не замерзнуть в спальне, приходилось затыкать подушками разбитые стекла... Прилежание и благонравие воспитанников поддерживалось преимущественно розгами, и приемы этого педагогического лекарства прописывались иногда в ужасающих размерах. И в этой-то страшной среде рос и образовался тот замечательный педагог, который, сделавшись сам директором корпуса, своими гуманными взглядами и отеческим обращением с воспитанниками на полстолетия опередил свое время". Стоит вечно молодой адмирал Крузенштерн напротив училища, в котором учился, которым потом руководил и вывел к всемирной славе. И что очень важно: поставлен он здесь 6 ноября 1873 года не по высочайшему повелению императора, а по высочайшему повелению народа, и прежде всего — на матросские пятаки и офицерские рубли.

Герман ГОППЕ Рассказ опубликован журнале "Костер" за май-июнь 2000 года.