13.12.2005 РЖД-Партнёр: В БЕЛАРУСЬ ЗА СОЛЬЮ      
              

Последние месяцы завершающегося 2005 года ознаменовались в Беларуси серией мероприятий, непременными организаторами, либо участниками которых были: с одной стороны - представители белорусских транспортных ведомств (Минтранса и БЖД), концерна "Белнефтехим", "Беларуськалия" и недавно созданной "Белорусской калийной компании", а с другой – портовые администрации соседних стран, имеющих выход к морю.
Первыми в ряду организаторов визитов и встреч были самые давние партнеры Беларуси по экспорту калийной соли в порту Вентспилс в Латвии. Они же на данный момент зашли дальше всех в своих деловых предложениях: в ходе белорусско-латвийского финансово-инвестиционного форума по вопросам сотрудничества в транспортной сфере, проходившего 9-12 ноября в Риге и Юрмале, латвийская транзитная компания "LSF-Holding" выступила с предложением белорусским партнерам бесплатно получить в собственность мощности по перегрузке калийной соли в порту Вентспилс.
Как отмечала пресс-служба созданного за месяц до этого Общества латвийско-белорусского экономического сотрудничества, - "Соответствующий "детально разработанный бизнес-план" был 10 ноября вручен совладельцем этой компании Олегом Степановым министру экономики Республики Беларусь Николаю Зайченко". Суть проекта заключалась в создании совместного предприятия, контрольный пакет акций которого будет принадлежать "Беларуськалию".
Позднее, уже из сообщения пресс-секретаря Минтранса Беларуси Ксении Пересторониной, стало известно, что проектом предусматривалась передача совместному предприятию части инфрастуктуры стивидорной компании "Калия паркс" в безвозмездное пользование.
Такой ход крупнейшего порта Латвии был понятен в свете появившихся ранее сообщений о том, что возникший после встречи Президентов Беларуси и России интерес белорусского государственного экспортера калийных удобрений к возможностям Калининградского порта грозил уменьшением вышеназванного грузопотока именно в направлении Вентспилса.
Газета "Белорусский рынок" опубликовала высказывания министра транспорта и коммуникаций Республики Михаила Борового, в которых обосновывалось намерение переориентировать значительную часть грузов именно на Калининградский МТП за счет сокращения перевозок через латвийский Вентспилс экономической выгодой благодаря значительно меньшему расстоянию от Беларуси до Калининградского порта (661 и 1,067 километров соответственно).
На данный момент, по сведениям газеты, через порт Вентспилс перевозится 59% грузов, через Клайпеду - 21%, через Николаев - 18%, в то же самое время, через Калининград идет лишь 2% от всего объема белорусского экспорта-импорта…
На увеличение своей доли в перевозке и перевалке белорусского калия рассчитывает и Клайпеда. Если за десять месяцев 2005 года объемы перевалки этих минеральных удобрений в литовском порту Клайпеда увеличились к аналогичному периоду 2004-го на 9,3% (в том числе калийных удобрений - на 14,8%), то в ходе состоявшегося ровно через три недели после форума в Латвии 11-го заседания двухсторонней белорусско-литовской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в Минске "Беларуськалию" и ОАО "Белорусская калийная компания" было рекомендовано в январе 2006 года "рассмотреть возможности увеличения грузопотока калийных удобрений через Клайпедский порт при оптимизации тарифной политики на перевозку и перевалку грузов с учетом ранее принятых решений". А согласно заявлению заместителя министра иностранных дел Беларуси Андрея Михневича, - договоренность о возможности снижения тарифов в порту и по транспортировке грузов по железной дороге при увеличении грузооборота была достигнута уже в ходе вышеназванного заседания.
Таким образом, несмотря на заметный "калининградский крен" в белорусской политике, экспортеры этой страны сохраняют намерение остаться верными Клайпеде. Это особенно заметно на фоне появившихся уже седьмого декабря заявлений руководителя КМРП Андрея Крайнего об успешном согласовании с БКК тарифных ставок на доставку по железной дороге 85-ти тысяч тонн белорусского калия в месяц: с тем, чтобы ежегодные объемы транспортировки составили один миллион тонн. Особенно подчеркивалось, что Калининград предложил "более выгодные для Беларуси условия, чем предоставляет, к примеру, Клайпедский порт".
Можно предположить, что определенную роль в данном случае играет озвученная на упомянутом выше заседании белорусско-литовской комиссии "признательность литовской стороне за поддержку позиции Беларуси на переговорах в Еврокомиссии по вопросам импортных поставок калийных удобрений и текстильных изделий на рынок ЕС". Напомним, что в июне текущего года стало известно о продлении до апреля 2006-го возможности поставок белорусского калия на рынок новых стран - членов Евросоюза без взимания антидемпинговых пошлин и увеличения квоты этих поставок на 9%.
Темп развития событий вокруг белорусского экспорта нарастает. Уже 10-го декабря согласие в четыре (!) раза снизить сборы, которые платят грузоперевозчики Республики Беларусь за использование украинских каналов и портов, было получено главой Минтранса Беларуси от министра транспорта и связи Украины Виктора Бондаря на встрече в Бресте.
Ранее отмечалось, что объем перевалки калийных удобрений через порт Николаев снижается лавинообразно и по итогам 10 месяцев этосокращение достигло уровня 12,2% за счет "переключения грузопотока на порты Прибалтики". В итоге интенсивных мер Минтранссвязи Украины планируется переориентировать на украинские порты 60-70% вышеназванного белорусского экспорта.
Очередным эпизодом "битвы за калий" обещает стать начавшийся одиннадцатого декабря трехдневный визит в Минск делегации Калининградской области во главе с губернатором Георгием Боосом. Согласно заявлению, сделанному им на пресс-конференции в Калининграде шестого декабря, одним из вопросов повестки дня 6-го заседания белорусско-российского совета по долгосрочному сотрудничеству областей, министерств и органов государственного управления Республики Беларусь с Калининградской областью Российской Федерации (которое пройдет в Минске в рамках визита), станет обсуждение возможности увеличения объемов транспортировки белорусских экспортных грузов через порты Калининграда. Прежде всего, как подчеркнул Георгий Боос, возглавляемый им регион заинтересован в перевалке калийных удобрений.
КОММЕНТАРИЙ, Виктор Степанов, 13/12/2005

 

Читайте также:

17.12.18 Визит Министра сельского хозяйства Калининградской области Шевцовой Натальи

Визит Министра сельского хозяйства Калининградской области Шевцовой Натальи

13 декабря 2018года состоялся визит Министра сельского хозяйства Калининградской области Шевцовой Натальи Евгеньевны в «Калининградский морской рыбный порт» — Калининградский филиал ФГУП «Нацрыбресурс».


16.10.18 Учения при ЧС на воде

Учения при ЧС на воде

В рамках рабочей поездки главы МЧС России Евгения Николаевича Зиничева, 11 октября 2018 года на территории Калининградского морского рыбного порта были проведены учения по отработке межведомственного взаимодействия при ЧС на воде, связанных со столкновением судов и последующим возникновением пожара.


08.10.18 Церемония посвящения в курсанты и студенты БГАРФ

29 сентября на территории 18 причала Калининградского морского рыбного порта прошла церемония посвящения в курсанты и студенты БГАРФ.


28.09.18 29 сентября «День открытого борта» на барке «Крузенштерн»

29 сентября 2018 года с 11.00 до 16.00 планируется проведение «Дня открытого борта» на барке «Крузенштерн», отшвартованном на 18 причале в рыбном порту.


03.09.18 Семинар-презентация нового буксира компании Damen

На базе порта проведен семинар-презентация нового буксира компании Damen (Нидерланды).


09.07.18 Поздравление юбиляров порта

В 2018 этом году есть сотрудники, которые прошли вместе с Калининградским морским рыбным портом свой трудовой путь в течение 50,40 лет, пережили взлеты и падения, подъем и спад грузооборота, но остались верны своему родному предприятию.


05.07.18 С Днём рыбака!

Рыбная отрасль исторически значима для региона. У нее давние и богатые традиции и хорошее будущее.


04.07.18 День открытого борта на паруснике «Крузенштерн»

7 июля 2018 года с 10.00 до 16.00 планируется проведение «Дня открытого борта» на барке «Крузенштерн», ошвартованном на 18 причале в рыбном порту.


28.06.18 Барк «Крузенштерн» завершает свой рейс 2126 в порту приписки

Утром 28 июня учебно-парусное судно «Крузенштерн» ошвартуется у 18 причала Калининградского морского рыбного порта.


18.06.18 Визит делегации портов Германии и Швеции в рыбный порт

Визит делегации портов Германии и Швеции в рыбный порт

13 июня 2018 г. состоялся рабочий визит в Калининградский морской рыбный порт представителей портов Росток (Германия) и Треллеборг (Швеция) с целью ознакомления с работой стивидорных компаний порта Калининград.


Новости по темам

Rambler's Top100