13.12.2005 РЖД-Партнёр: В БЕЛАРУСЬ ЗА СОЛЬЮ      
              

Последние месяцы завершающегося 2005 года ознаменовались в Беларуси серией мероприятий, непременными организаторами, либо участниками которых были: с одной стороны - представители белорусских транспортных ведомств (Минтранса и БЖД), концерна "Белнефтехим", "Беларуськалия" и недавно созданной "Белорусской калийной компании", а с другой – портовые администрации соседних стран, имеющих выход к морю.
Первыми в ряду организаторов визитов и встреч были самые давние партнеры Беларуси по экспорту калийной соли в порту Вентспилс в Латвии. Они же на данный момент зашли дальше всех в своих деловых предложениях: в ходе белорусско-латвийского финансово-инвестиционного форума по вопросам сотрудничества в транспортной сфере, проходившего 9-12 ноября в Риге и Юрмале, латвийская транзитная компания "LSF-Holding" выступила с предложением белорусским партнерам бесплатно получить в собственность мощности по перегрузке калийной соли в порту Вентспилс.
Как отмечала пресс-служба созданного за месяц до этого Общества латвийско-белорусского экономического сотрудничества, - "Соответствующий "детально разработанный бизнес-план" был 10 ноября вручен совладельцем этой компании Олегом Степановым министру экономики Республики Беларусь Николаю Зайченко". Суть проекта заключалась в создании совместного предприятия, контрольный пакет акций которого будет принадлежать "Беларуськалию".
Позднее, уже из сообщения пресс-секретаря Минтранса Беларуси Ксении Пересторониной, стало известно, что проектом предусматривалась передача совместному предприятию части инфрастуктуры стивидорной компании "Калия паркс" в безвозмездное пользование.
Такой ход крупнейшего порта Латвии был понятен в свете появившихся ранее сообщений о том, что возникший после встречи Президентов Беларуси и России интерес белорусского государственного экспортера калийных удобрений к возможностям Калининградского порта грозил уменьшением вышеназванного грузопотока именно в направлении Вентспилса.
Газета "Белорусский рынок" опубликовала высказывания министра транспорта и коммуникаций Республики Михаила Борового, в которых обосновывалось намерение переориентировать значительную часть грузов именно на Калининградский МТП за счет сокращения перевозок через латвийский Вентспилс экономической выгодой благодаря значительно меньшему расстоянию от Беларуси до Калининградского порта (661 и 1,067 километров соответственно).
На данный момент, по сведениям газеты, через порт Вентспилс перевозится 59% грузов, через Клайпеду - 21%, через Николаев - 18%, в то же самое время, через Калининград идет лишь 2% от всего объема белорусского экспорта-импорта…
На увеличение своей доли в перевозке и перевалке белорусского калия рассчитывает и Клайпеда. Если за десять месяцев 2005 года объемы перевалки этих минеральных удобрений в литовском порту Клайпеда увеличились к аналогичному периоду 2004-го на 9,3% (в том числе калийных удобрений - на 14,8%), то в ходе состоявшегося ровно через три недели после форума в Латвии 11-го заседания двухсторонней белорусско-литовской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в Минске "Беларуськалию" и ОАО "Белорусская калийная компания" было рекомендовано в январе 2006 года "рассмотреть возможности увеличения грузопотока калийных удобрений через Клайпедский порт при оптимизации тарифной политики на перевозку и перевалку грузов с учетом ранее принятых решений". А согласно заявлению заместителя министра иностранных дел Беларуси Андрея Михневича, - договоренность о возможности снижения тарифов в порту и по транспортировке грузов по железной дороге при увеличении грузооборота была достигнута уже в ходе вышеназванного заседания.
Таким образом, несмотря на заметный "калининградский крен" в белорусской политике, экспортеры этой страны сохраняют намерение остаться верными Клайпеде. Это особенно заметно на фоне появившихся уже седьмого декабря заявлений руководителя КМРП Андрея Крайнего об успешном согласовании с БКК тарифных ставок на доставку по железной дороге 85-ти тысяч тонн белорусского калия в месяц: с тем, чтобы ежегодные объемы транспортировки составили один миллион тонн. Особенно подчеркивалось, что Калининград предложил "более выгодные для Беларуси условия, чем предоставляет, к примеру, Клайпедский порт".
Можно предположить, что определенную роль в данном случае играет озвученная на упомянутом выше заседании белорусско-литовской комиссии "признательность литовской стороне за поддержку позиции Беларуси на переговорах в Еврокомиссии по вопросам импортных поставок калийных удобрений и текстильных изделий на рынок ЕС". Напомним, что в июне текущего года стало известно о продлении до апреля 2006-го возможности поставок белорусского калия на рынок новых стран - членов Евросоюза без взимания антидемпинговых пошлин и увеличения квоты этих поставок на 9%.
Темп развития событий вокруг белорусского экспорта нарастает. Уже 10-го декабря согласие в четыре (!) раза снизить сборы, которые платят грузоперевозчики Республики Беларусь за использование украинских каналов и портов, было получено главой Минтранса Беларуси от министра транспорта и связи Украины Виктора Бондаря на встрече в Бресте.
Ранее отмечалось, что объем перевалки калийных удобрений через порт Николаев снижается лавинообразно и по итогам 10 месяцев этосокращение достигло уровня 12,2% за счет "переключения грузопотока на порты Прибалтики". В итоге интенсивных мер Минтранссвязи Украины планируется переориентировать на украинские порты 60-70% вышеназванного белорусского экспорта.
Очередным эпизодом "битвы за калий" обещает стать начавшийся одиннадцатого декабря трехдневный визит в Минск делегации Калининградской области во главе с губернатором Георгием Боосом. Согласно заявлению, сделанному им на пресс-конференции в Калининграде шестого декабря, одним из вопросов повестки дня 6-го заседания белорусско-российского совета по долгосрочному сотрудничеству областей, министерств и органов государственного управления Республики Беларусь с Калининградской областью Российской Федерации (которое пройдет в Минске в рамках визита), станет обсуждение возможности увеличения объемов транспортировки белорусских экспортных грузов через порты Калининграда. Прежде всего, как подчеркнул Георгий Боос, возглавляемый им регион заинтересован в перевалке калийных удобрений.
КОММЕНТАРИЙ, Виктор Степанов, 13/12/2005

 

Читайте также:

06.03.24 С Международным женским днём 8 марта!

С Международным женским днём 8 марта!

Милые и чаровательные женщины! От коллектива «Калининградского морского рыбного порта»-Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» примите поздравления с чудесным весенним праздником — Международным женским днем 8 марта!


22.02.24 С днем защитника Отечества!

С днем защитника Отечества!

В этот замечательный день желаем добра, счастья, согласия и благополучия. Пусть этот праздник всегда будет мирным и радостным!


27.12.23 С наступающим Новым годом и Рождеством Христовым!

Поздравление с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым!

Пусть все хорошее, что было в уходящем году, подарит заряд жизненной энергии и вдохновения для исполнения задуманного в наступающем!


06.07.23 С Днем рыбака!

Поздравление с Днём Рыбака!

Уважаемые коллеги, друзья, ветераны рыбопромыслового флота! От коллектива «Калининградского морского рыбного порта» — Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» примите самые искренние поздравления с профессиональным праздником — Днём Рыбака!


04.05.23 С Днем Победы в Великой Отечественной войне!

С Днем Победы в Великой Отечественной войне!

Уважаемые ветераны! Уважаемые коллеги! От имени коллектива «Калининградского морского рыбного порта» — Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» примите самые искренние поздравления с Днем Победы в Великой Отечественной войне!


06.03.23 С Международным женским днём 8 марта!

С Международным женским днём 8 марта!

Милые и очаровательные женщины! От коллектива «Калининградского морского рыбного порта» - Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» примите поздравления с чудесным весенним праздником!


21.02.23 С Днём защитника Отечества!

С Днём защитника Отечества!

От коллектива «Калининградского морского рыбного порта» - Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбрусурс» и от себя лично поздравляем вас с Днём защитника Отечества!


28.12.22 С наступающим 2023 годом!

Поздравление с Новым годом!

Пусть в предстоящем году вам сопутствует успех, появляются смелые идеи и решения!
Пусть Новый год подарит благополучие, укрепит веру в будущее!


25.07.22 75 лет со дня образования Калининградского морского рыбного порта

75 лет со дня образования Калининградского морского рыбного порта

21 июля 2022 года исполнилось 75 лет со дня образования Калининградского морского рыбного порта.
Лучшие сотрудники филиала за значительный вклад в развитие рыбохозяйственного комплекса и большой стаж работы в рыбохозяйственном комплексе России были награждены Благодарностью федерального агентства по рыболовству, Благодарностью ФГУП «Нацрыбресурс».


19.07.22 Тренировочные учения перед утверждением Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Тренировочные учения перед утверждением Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

14 июля 2022 г. в акватории топливно-грузового комплекса «Калининградского морского рыбного порта»- Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» были проведены тренировочные учения перед утверждением Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с участием нефтеналивного судна танкера «Балтика».


Новости по темам