15.04.2005 АНДРЕЙ КРАЙНИЙ: MARS ВЛОЖИЛ 190 МЛН $ И ПЛАТИТ НАЛОГИ

RBCDAILY.RU: КАЛИНИНГРАДЦАМ ДАДУТ КАРТ-БЛАНШ

Правительство РФ одобрило проект закона, написанного специально для привлечения инвесторов в Калининградскую область
Вчера правительство РФ одобрило законопроект «Об особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области». Новый закон должен прийти на смену прежнему, принятому в 1996 г. и определяющему Калининградскую область как свободную экономическую зону (СЭЗ), и обещает быть более дружелюбным по отношению к инвесторам. В частности, на своем вчерашнем заседании правительство одобрило инициативы Германа Грефа, который предложил освободить инвесторов от уплаты налога на прибыль и налога на имущество на шесть лет с начала инвестиционного цикла, с 7-го по 12-й год работы дать им право уплачивать половину ставки налога на прибыль. Кроме того, согласно предложениям МЭРТ, инвесторы, приходящие в Калининградскую область, для получения льгот должны будут вложить в экономику региона сумму более 150 млн руб. в течение 3 лет. Срок действия режима особой экономической зоны составит 25 лет. А сам закон может быть принят уже в ближайшие месяцы: за 3 дня МЭРТ внесет технические уточнения в данный законопроект, после чего документ будет представлен в первом чтении на рассмотрение Госдумы. По мнению экспертов, об эффективности нового закона скажет то, начнут ли после его принятия создаваться в области экспортоориентированные предприятия или нет.

Калининградская область стала свободной экономической зоной 9 лет назад. Однако, как отмечают в правительстве РФ, закон «О свободной экономической зоне в Калининградской области» не справился со своей задачей по стимулированию экономического развития области, и его результатом стало только наращивание импорта. Регион так и не смог привлечь большого количества инвесторов и продолжает оставаться дотационным. Сторонники нового закона говорят, что в данном контексте его принятие станет настоящим прорывом. «Проблема закона, действующего с 1996 г., в том, что он предоставлял в основном только таможенные льготы и только в отношении товаров, которые либо потреблялись в Калининградской области, либо были подвергнуты достаточной переработке на ее территории. В результате организациям, работающим на территории Калининградского региона, было выгоднее купить сырье или товар за границей, нежели приобретать его у местных производителей. В результате местные налогоплательщики – крупные промышленные заводы и предприятия пищевой промышленности – пришли в упадок, а вместе с ними пришла в упадок и Калининградская область. Если в Россию импортируются товары, то все деньги проходят транзитом, никаких средств на свое развитие от этой деятельности область не получает и на сегодняшний день является дотационным регионом. Как следствие, балтийский анклав России потерял свою инвестиционную привлекательность для крупных иностранных компаний. Те льготы, которые существуют на сегодняшний момент, не позволяют иностранным инвесторам выстроить эффективный бизнес в такой географически привлекательной части России, которой является Калининградская область, – комментирует RBC daily ситуацию Александр Лемчик, начальник отдела структурного и налогового консалтинга PRADO Group. – Новый закон об ОЭЗ в Калининградской области направлен прежде всего на «реанимацию» региона в плане инвестиционной привлекательности и стимулирование инвестиций, как внутрироссийских, так и иностранных. Регион должен превратиться из «транзитной зоны» в зону фундаментальных производств, капвложений и банковских инвестиций».

Противники одобренного правительством документа более осторожны в оценках. «Я не думаю, что само по себе принятие нового закона кардинально изменит ситуацию с привлечением инвестиций в Калининградскую область. Есть реальная опасность того, что после принятия нового закона пройдет совсем немного времени и станет понятно, что он окажется неэффективным. Причина в том, что у Калининградской области нет стратегии развития на 10, 20, 30 лет вперед. И по большому счету до сих пор никто не может внятно сказать, какой же мы все-таки хотим видеть эту область в будущем, чем она должна стать для России. Закон же – это только инструмент, помогающий в достижении поставленной цели. И в этом смысле совершенно необязательно принимать новый нормативный акт, достаточно было скорректировать прежний, действующий с 1996 г., учтя новые экономические реалии, возникшие с принятием новых Налогового и Таможенного кодексов», – сказал RBC daily Андрей Крайний, директор Калининградского морского рыбного порта, политик.

По мнению г-на Крайнего, наиболее приемлемая стратегия развития Калининградской области – это работа по двум основным направлениям. «Во-первых, нужно сделать так, чтобы предыдущие достижения области (а именно успешно работающие «Автотор», современные рыбоперерабатывающие предприятия и т. д.) не были уничтожены и успешно развивались. Во-вторых, надо сделать ставку на создание экспортоориентированных производств (на сегодня их в регионе всего несколько процентов). Это очень выгодно и экономически, и с точки зрения имиджа – у стран ЕС изменится отношение к Калининградской области, ее начнут воспринимать как равного экономического партнера. Как пример можно наладить выпуск катализаторов для европейских автопроизводителей. Сегодня и Mercedes, и BMW, и Volkswagen, и другие автогиганты импортируют катализаторы из США и Китая. Почему бы им не покупать эту продукцию, конкурентоспособную по качеству и по ценам в Калининградской области?» – отмечает он.

Теоретически ничего сложного в организации производства тех же катализаторов (как и многой другой востребованной за рубежом продукции) в регионе нет, но это только теоретически. «Поставщики керамики и платины в России имеются. Создать завод по производству катализаторов в Калининградской области стоит 200 млн долл. И даже есть китайский инвестор, который готов вложить эти средства. Но для создания СП ему нужно бегать по разным инстанциям четыре месяца и что-то выпрашивать. Уверяю вас, ни один уважающий себя инвестор на это не пойдет и скорее вложит средства в регионы и страны с действительно благоприятным инвестиционным климатом. В этом недружелюбном отношении к инвесторам и заключается парадокс. Например, администрация города Ступино Московской области ухаживала за компанией Mars как за девушкой, для того чтобы организовать ее приход в кратчайшие сроки. Результат – в Ступино уже давно работает завод Mars, инвестировавший в его строительство 190 млн долл. и исправно платящий налоги в местный бюджет. Для того чтобы следовать этому примеру, не надо принимать какие-то новые законы. Нужно принять четкую стратегию развития региона и напряженно работать для ее осуществления», – отмечает Андрей Крайний.

Впрочем, шансы на то, что ситуация с приходом «экспорторориентированных» инвесторов улучшится, все-таки есть. «Я прогнозирую, что с принятием закона в области откроется множество экспортообразующих производств нефтяной, пищевой, легкой и тяжелой промышленности. Откроется множество представительств крупных иностранных и российских банков, страховых и консалтинговых компаний. Это в свою очередь привлечет в регион более мелких производителей, торговые сети и обслуживающие предприятия. Наличие таких предприятий и организаций позволит справиться с дефицитом бюджета Калининградской области и сделает ее экономически привлекательной для иностранных государств-соседей», – говорит Александр Лемчик из PRADO Group.



Читайте также:

22.02.19 Органы Внутренних дел на транспорте отметили 100-летний юбилей со дня образования

100-ая годовщина со Дня образования органов внутренних дел на транспорте в России.

Во Дворце культуры железнодорожников состоялось торжественное собрание, посвящённое празднованию 100-ой годовщины со Дня образования органов внутренних дел на транспорте в России.


31.01.19 Калининградский рыбный порт посетил заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Петр Савчук

Калининградский рыбный порт посетил заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Петр Савчук

В ходе рабочей поездки в Калининградскую область Петр Степанович Савчук оценил состояние рыбохозяйственного комплекса региона.


17.12.18 Визит Министра сельского хозяйства Калининградской области Шевцовой Натальи

Визит Министра сельского хозяйства Калининградской области Шевцовой Натальи

13 декабря 2018года состоялся визит Министра сельского хозяйства Калининградской области Шевцовой Натальи Евгеньевны в «Калининградский морской рыбный порт» — Калининградский филиал ФГУП «Нацрыбресурс».


16.10.18 Учения при ЧС на воде

Учения при ЧС на воде

В рамках рабочей поездки главы МЧС России Евгения Николаевича Зиничева, 11 октября 2018 года на территории Калининградского морского рыбного порта были проведены учения по отработке межведомственного взаимодействия при ЧС на воде, связанных со столкновением судов и последующим возникновением пожара.


08.10.18 Церемония посвящения в курсанты и студенты БГАРФ

29 сентября на территории 18 причала Калининградского морского рыбного порта прошла церемония посвящения в курсанты и студенты БГАРФ.


28.09.18 29 сентября «День открытого борта» на барке «Крузенштерн»

29 сентября 2018 года с 11.00 до 16.00 планируется проведение «Дня открытого борта» на барке «Крузенштерн», отшвартованном на 18 причале в рыбном порту.


03.09.18 Семинар-презентация нового буксира компании Damen

На базе порта проведен семинар-презентация нового буксира компании Damen (Нидерланды).


09.07.18 Поздравление юбиляров порта

В 2018 этом году есть сотрудники, которые прошли вместе с Калининградским морским рыбным портом свой трудовой путь в течение 50,40 лет, пережили взлеты и падения, подъем и спад грузооборота, но остались верны своему родному предприятию.


05.07.18 С Днём рыбака!

Рыбная отрасль исторически значима для региона. У нее давние и богатые традиции и хорошее будущее.


04.07.18 День открытого борта на паруснике «Крузенштерн»

7 июля 2018 года с 10.00 до 16.00 планируется проведение «Дня открытого борта» на барке «Крузенштерн», ошвартованном на 18 причале в рыбном порту.


Новости по темам

Rambler's Top100