21.07.2005 НЕФТЕБАЗА - ОЧЕРК ИЗ ИСТОРИИ     


Рыбный порт создавался как единый комплекс по обслуживанию флота рыбной промышленности. Нефтебаза (топливно-грузовой район) являлась одним из важных Евгений Васильевич Белоусов, директор музея порта производственных звеньев в системе порта.
В декабре 1957 года распоряжением Совнархоза области № 266-р завод, почтовый ящик № 29 (завод "Янтарь"), передал на баланс рыбного порта нефтебазу, находящуюся на начальном этапе строительства. Принятие такого решения местной властью было вызвано быстрым развитием рыбной промышленности.
Если снабжение нефтепродуктами малотоннажного флота (типа СРТ и других) в первый период развития порта производилось с городской нефтебазы у специально построенного для этой цели деревянного причала, то с появлением крупнотоннажных судов
создавались трудности их бункеровки. Потребовалось строительство собственной базы, что и было сделано на топливном участке, принятом от завода.
Передано было 4 клепанных, поврежденных во время войны, резервуара, общей емкостью 3650 м3, недостроенные кирпичные здания регенерационных масел, насосной станции,
лебедочной и сливные траншеи. К участку от завода только подходили железнодорожные пути. Силами порта эти здания в 1958 году были восстановлены. В 1959 году сданы в эксплуатацию резервуары №№ 1-2-3-4.
Бункеровочный причал, железнодорожные пути и деревянный пожарный причал построены заново в 1959-60 г.г. Для отопления зданий и подогрева мазута временно использовался списанный паровоз. Питание участка водой производилось от завода. Небольшой коллектив
участка с помощью структурных подразделений порта делал все возможное для скорейшего ввода оборудования в эксплуатацию. В январе 1959 года нефтебаза порта начала работать. В течение 60-х годов строились, приобретались и устанавливались горизонтальные масляные емкости. Пополнялся парк вертикальных емкостей для дизельного топлива и мазута. К 1967 году общая емкость нефтебазы достигла 30000 м3 единовременного хранения разного топлива и масел. В этом же году была введена в эксплуатацию пожарная насосная станция с
разводящей пожарной системой. С развитием парка емкостей для хранения нефтепродуктов развивалось и насосное хозяйство. Были построены мазутная насосная, приобретен и капитально отремонтирован мощный поршневой насос, в здании лебедочной установлены новые
поршневые, вертикальные насосы для дизельного топлива.
Усилиями руководства порта и коллектива нефтебазы к 1966 году мощность насосных установок возросла и стала обеспечивать откачку ж/д цистерн в течение 30-40 минут. Это был успех.
Но были и проблемы, не было котельной. Пар для бытовых и производственных нужд получали от старого паровоза и паровых буксиров, специально установленных для этих целей.
Котельная была построена в 1965 году, однако предусмотренные проектом строительства водотрубные котлы промышленность не поставила. Проект был пересмотрен. Со списанного танкера «Комсомол», построенного в 1938 году, сняли и установили 2 жаротрубных котла
шотландского типа, производительностью 4 тонны пара в час, каждый давлением 8 атм. Котлы были на жидком топливе. Но уже потом, в 1982 году инспекция Госгортехнадзора запретила эксплуатацию котлов в качестве паровых, их перевели в режим водогрейных с давлением 0,7 атм.
Временно стали использовать пар с котлов буксиров «Невель» и «Смелый».
В 1983 году Ленгипрорыбпромом разрабатывается проект реконструкции котельной и в декабре 1985 года был подписан акт Госкомиссии о сдаче в эксплуатацию реконструированной котельной.
Одним из неудачных объектов строительства в 60-х годах являлось берегоукрепление со стороны гавани и реки Преголя. Конструкция его представляла собой ряд деревянных свай, забитых через два метра, сплошной деревянной стенкой по высоте 0,8 м. Засыпка с внутренней
стороны песком и укладка откосов бетонными плитами. От волн, образуемых проходящими судами, вымывалась песчаная засыпка и бетонные плиты разрушались. За 7 лет их эксплуатации дважды производили ремонт. В 70-х годах сделали капитальную реконструкцию.
Параллельно со строительством производственных объектов решалась и водяная проблема. Подача воды от завода «Янтарь» производилась с перебоями. Временно объекты нефтебазы снабжались водой баржами. Работа котельной постоянно находилась под угрозой
остановки, нарушался ритм работы не только нефтебазы, но и порта.
В 1965 году в районе нефтебазы была пробурена разведочная артезианская скважина. Скважина дала положительный результат: 10 тонн воды в час, пригодной для питьевых и технических нужд.
В 1979 году Калининградский горисполком отвел земельный участок площадью 0,25 га недалеко от нефтебазы для оборудования пункта сжигания судовых отходов и нефтешлама. В 1982 году пункт был сдан в эксплуатацию.
Социальные вопросы для руководства порта и нефтебазы не были второстепенными. С целью улучшения бытовых условий коллектива в 1979 году был построен административно-бытовой корпус. Решили вопрос размещения лаборатории, диспетчерской, склада ГСМ и др. В старом
здании организовали материальный склад и бытовые помещение сливщиков-разливщиков, составителей ж.д.участка. В начале 80-х годов начали асфальтирование территории. Надо
отдать должное коллективу нефтебазы, они активное участие принимали в благоустройстве своей территории, боролись за высокую культуру своего производства. В 1990 году закончено строительство берегоукрепления от причала № 1 до забора завода «Янтарь» и в 1992
году проведена реконструкция технологического оборудования. Все эти произведенные работы дали возможность топливно-грузовому району (нефтебазе) порта увеличить грузооборот - его основной показатель производственной деятельности. В 1997 году он составлял 675 тысяч тонн.
В 1976 году были сданы в эксплуатацию очистные сооружения. Сдача их в строй была значительным событием для работы нефтебазы. Была решена проблема очистки замазученных и очистка льяльно-балластных нефтесодержащих вод с судов рыбной промышленности.
На нефтебазе работала и лаборатория по анализам нефтепродуктов. С вводом в работу очистных сооружений лаборатория стала осуществлять контроль за качеством воды, сбрасываемой после очистки в реку Преголя. Расширялись и её функции по охране окружающей среды. Она стала контролировать сброс сточных вод не только нефтебазы, но и рыбного порта в целом.
Работа лаборатории постоянно совершенствовалась, она стала многофункциональным подразделением, осуществляла контроль за поступающими, хранящимися и отпускаемыми нефтепродуктами, включая и экспортные отгрузки.
В девяностых годах введены в эксплуатацию электронная информационно-измерительная система учета нефтепродуктов «ENT1С», стендеры СР-250 на причале № 4, позволившие исключить разливы нефтепродуктов при бункеровке судов.
В 1995 году установлены на причале № 3 три стендера для бункеровки дизельного топлива, масла, мазута, нефти. Смонтирована дополнительная насосная установка для бункеровки бензовозов дизельным топливом. Приобретены шведские боновые заграждения.
Произведен ремонт насосных, складских помещений, бытового корпуса. Реконструирована автомобильная дорога и т.д.
Нефтебаза выполняла не только внутрипортовые, но и работы на экспорт, зарабатывала инвалюту. Запахло нефтедолларами. И 7 апреля 1999 года приказом № 71 Госкомрыболовство Российской Федерации отторгло это подразделение из общей технологической цепи порта.
Создали государственное унитарное предприятие «Калининградская портовая нефтебаза». У морского рыбного порта снизился грузооборот, ухудшились финансово-экономические показатели. Но у коллектива нефтебазы материальное положение, естественно, улучшилось.

Белоусов Е.В.,
директор музея ФГУП «КМРП»

Читайте также:

17.12.18 Визит Министра сельского хозяйства Калининградской области Шевцовой Натальи

Визит Министра сельского хозяйства Калининградской области Шевцовой Натальи

13 декабря 2018года состоялся визит Министра сельского хозяйства Калининградской области Шевцовой Натальи Евгеньевны в «Калининградский морской рыбный порт» — Калининградский филиал ФГУП «Нацрыбресурс».


16.10.18 Учения при ЧС на воде

Учения при ЧС на воде

В рамках рабочей поездки главы МЧС России Евгения Николаевича Зиничева, 11 октября 2018 года на территории Калининградского морского рыбного порта были проведены учения по отработке межведомственного взаимодействия при ЧС на воде, связанных со столкновением судов и последующим возникновением пожара.


08.10.18 Церемония посвящения в курсанты и студенты БГАРФ

29 сентября на территории 18 причала Калининградского морского рыбного порта прошла церемония посвящения в курсанты и студенты БГАРФ.


28.09.18 29 сентября «День открытого борта» на барке «Крузенштерн»

29 сентября 2018 года с 11.00 до 16.00 планируется проведение «Дня открытого борта» на барке «Крузенштерн», отшвартованном на 18 причале в рыбном порту.


03.09.18 Семинар-презентация нового буксира компании Damen

На базе порта проведен семинар-презентация нового буксира компании Damen (Нидерланды).


09.07.18 Поздравление юбиляров порта

В 2018 этом году есть сотрудники, которые прошли вместе с Калининградским морским рыбным портом свой трудовой путь в течение 50,40 лет, пережили взлеты и падения, подъем и спад грузооборота, но остались верны своему родному предприятию.


05.07.18 С Днём рыбака!

Рыбная отрасль исторически значима для региона. У нее давние и богатые традиции и хорошее будущее.


04.07.18 День открытого борта на паруснике «Крузенштерн»

7 июля 2018 года с 10.00 до 16.00 планируется проведение «Дня открытого борта» на барке «Крузенштерн», ошвартованном на 18 причале в рыбном порту.


28.06.18 Барк «Крузенштерн» завершает свой рейс 2126 в порту приписки

Утром 28 июня учебно-парусное судно «Крузенштерн» ошвартуется у 18 причала Калининградского морского рыбного порта.


18.06.18 Визит делегации портов Германии и Швеции в рыбный порт

Визит делегации портов Германии и Швеции в рыбный порт

13 июня 2018 г. состоялся рабочий визит в Калининградский морской рыбный порт представителей портов Росток (Германия) и Треллеборг (Швеция) с целью ознакомления с работой стивидорных компаний порта Калининград.


Новости по темам

Rambler's Top100