12.10.2005 ПЕРЕВОЗИМ ТО, ЧТО ПРОИЗВОДИМ          

Калининградская газета "Каскад" посвятила теме тарифов статью в номере 014 от 11 октября 2005 года. О том, как выглядит перспектива развития портовых комплексов в связи со вступлением России в ВТО материал газеты под названием "ТАРИФНЫЙ УНИСЕКС". Корреспондент Евгения Иванкова разговаривала с и.о. директора порта Андреем Крайним.

Готовы ли портовики Калининграда к изменениям железнодорожных тарифов?
С 2001 года в стране действовали различные тарифы на эти направления: доставка грузов на портовые терминалы стоила почти в два раза меньше. Льготные тарифы вводились в расчете на то, что порты станут тратить прибыль на свое развитие и повышение конкурентоспособности. В одном из своих выступлений глава Минтранса Игорь Левитин отметил: "...МЫ своей цели не достигли. А порты отвыкли от конкуренции", и поставил стивидорам условие: если они не займутся инвестициями, то Минтранс просто отменит льготы.
Жесткая позиция правительства из-за упущенных портовиками шансов встать на одну планку конкурентоспособности с зарубежными портами объясняется вовсе не "нелюбовью" к российским портам, а минимальным лимитом времени до грядущего вступления России в ВТО, которое требует равных условий для всех игроков рынка.
Свою позицию по этому вопросу высказали и железнодорожники. Президент ОАО "РЖД" В.Якунин утверждает: "..Это сложный вопрос. Сейчас выдвигается требование, что Россия уже чуть ли не в 2007 г. должна выравнятъ тарифы на перевозку до российских и зарубежных портов и до сухопутных погранпереходов. Это очень опасно, потому что наши портовики не готовы к открытой конкуренции. В Прибалтике меньше налоги, есть экономические зоны. У нас не только нет никаких свободных зон, но еще и "лучшая в мире" налоговая система, которая устроена так, что выравнивание тарифов добьет российские порты. РЖД как перевозчик в этом случае получит больше доходов. Но с точки зрения РЖД как компании, которая зависит от экономического развития страны, для нас это будет не совсем выгодно", - сказал президент РЖД.
Видимо, поэтому железнодорожники с неменьшим, чем портовики, вниманием, отслеживают ситуацию с унификацией тарифов. По осторожному прогнозу начальника дорожного центра фирменного транспортного обслуживания КЖД Евгения Березанского, переходный период, возможно, займет все же не два года, как говорилось ранее, а не менее пяти лет. Все зависит от того, в какие сроки Россия будет вступать во Всемирную торговую организацию.
Тем не менее, приводить тарифы к единым показателям начали уже с начала текущего года. В январе провели индексацию на 12,5 процентов, но это повышение стоимости грузоперевозок коснулось только доставки грузов до портовых терминалов.
По оценкам журнала "Эксперт", рост тарифов на железнодорожные перевозки в сторону российских портов, вопреки опасениям, пока что мало сказался на их конкурентоспособности.
В Калининградской области грузооборот пока продолжает расти по всем направлениям, по данным Калининградского морского рыбного порта, в течение трех кварталов 2005 года порт, перегрузив 739 тысяч тонн, освоил объемы всего 2004 года. Основной прирост оборота связан с увеличением на 65 процентов рыбных грузов, на 51 процент - металлолома. Важнейшим в структуре оборота остается рост перевалки удобрений на 16,3 процента, а также оборот импортного мяса. Наметился значительный рост объемов перевалки кокса и угля.
Хорошие показатели
И на КЖД с мая по сентябрь наблюдался небольшой спад грузопотока в связи со сложившейся мировой конъюнктурой на рынке нефти и металла. Сейчас вновь наблюдается рост объема перевозок. Прослеживается положительная динамика по росту количества заявок на экспорт. С ОКТЯБРЯ ожидается приток НЕФТЕГРУЗОВ. Просматривается увеличение по грузообороту металлов. В этом году планируется выйти на 19 миллионов тонн перевезенных грузов по итогам года.
Калининградское направление не станет менее привлекательным после повышения тарифов, уверен Березанский. С 15 октября литовские железные дороги все-таки повышают тариф НА 8 ПРОЦЕНТОВ. Это плановая индексация по всем направлениям, а не только по отношению к Калининграду. Поэтому разрыв между отечественными и литовскими портовиками по-прежнему сохраняется в пользу первых.
- Несмотря на грядущее повышение тарифов, перед портом Клайпеды у нас все равно остается задел порядка 400-500 рублей на тонну нефтепродуктов, по металлам преимущество тоже существенное, - сообщил Березанский.
Повышение тарифов, по данным российских экспертов, к перераспределению потока грузов пока не привело. Грузопоток, который раньше шел на порты, скорее всего, сохранится. Тем не менее, ожидается оживление на калининградских железнодорожных погранпереходах. Серьезные перевозки планируется осуществлять через переход в пос. Железнодорожный. Так, с выгодным предложением на КЖД обратилась компания "Эльдорадо", поставляющая комплектующие для местного завода "Телебалт".
Портовики смотрят в будущее не столь оптимистично.
- Железная дорога пытается следовать требованиям ВТО. Но, с другой стороны, есть геополитические особенности и потребности страны. Мы же не виноваты в том, что оказались оторванными от основной территории России. Правда, это и не вина Левитина (Игорь Левитин, министр транспорта РФ. -Е.И.) или Якунина (Владимир Якунин, президент ОАО "РЖД". -Е.И.). После унификации тарифов дорога на Клайпеду станет более привлекательной, чем на Калининград. Следовательно, мы начнем терять грузы, - уверен начальник Калининградского морского рыбного порта Андрей Крайний.
По мнению Крайнего, Россия в принципе пока не готова к тому, чтобы полностью соответствовать стандартам ВТО, которая, помимо требования унифицировать тарифы в качестве условия вступления, выставляет необходимость привести стоимость энергоносителей в соответствие с мировыми стандартами. В то время как значительная часть территории России в принципе не пригодна для проживания. И обогреть, скажем, сибиряка обходится значительно дороже, нежели жителя европейской части.
От унификации, в первую очередь, пострадают порты Северо-Запада, которые находятся в состоянии жесткой конкуренции с портами стран Балтийского моря. Выравнивание тарифов в Калининграде означает то, что регион, в принципе, будет отрезан от грузов.
- У нас два варианта: первый - убедить правительство выслушать наши аргументы, второй - искать экономические рычаги снижения издержек и сохранения привлекательности, - отмечает начальник порта.
Среди таких мер - налаживание сотрудничества с Белоруссией по перевалке калийных удобрений. Пробная перевалка этих грузов должна пройти в порту в октябре-декабре. КМРП является так называемым естественным партнером для Белоруссии, расположенным в непосредственной близости. Поэтому также есть возможность вести переговоры о перевалке нефтепродуктов для этого государства.
Еще одним перспективным направлением, по мнению Крайнего, является производство в янтарном крае товара, который мы могли бы отгружать на Европу. Если в регионе начать производить бункерное топливо, то появится дополнительный экспортный объем, который позволит загрузить порт.
У торгового порта ситуация сложнее, поскольку он ориентирован на экспортные российские грузы - кокс, металл, чугун, ферросплавы. Но и здесь есть возможность увеличить показатели по контейнерной перевалке.
Постепенную унификацию тарифов Крайний сравнил с ситуацией, когда любящий хозяин отрезает кошке хвост по кусочку. Из-за постоянного роста стоимости перевозок начинают выпадать те или иные виды грузов. По прогнозам, в следующем году станет нецелесообразно переваливать через Калининградскую область сырую нефть.
***
Похоже, региону на Балтике и на этот раз потребуются особые условия. Наверное, в Кремле уже свыклись с ситуацией, что в любом правиле должно быть исключение - Калининград. Так зачем же нарушать традиции? Тем более что эксклавное положение области действительно является ее стратегическом преимуществом при умелом использовании.
 

 

Читайте также:

16.10.18 Учения при ЧС на воде

Учения при ЧС на воде

В рамках рабочей поездки главы МЧС России Евгения Николаевича Зиничева, 11 октября 2018 года на территории Калининградского морского рыбного порта были проведены учения по отработке межведомственного взаимодействия при ЧС на воде, связанных со столкновением судов и последующим возникновением пожара.


08.10.18 Церемония посвящения в курсанты и студенты БГАРФ

29 сентября на территории 18 причала Калининградского морского рыбного порта прошла церемония посвящения в курсанты и студенты БГАРФ.


28.09.18 29 сентября «День открытого борта» на барке «Крузенштерн»

29 сентября 2018 года с 11.00 до 16.00 планируется проведение «Дня открытого борта» на барке «Крузенштерн», отшвартованном на 18 причале в рыбном порту.


03.09.18 Семинар-презентация нового буксира компании Damen

На базе порта проведен семинар-презентация нового буксира компании Damen (Нидерланды).


09.07.18 Поздравление юбиляров порта

В 2018 этом году есть сотрудники, которые прошли вместе с Калининградским морским рыбным портом свой трудовой путь в течение 50,40 лет, пережили взлеты и падения, подъем и спад грузооборота, но остались верны своему родному предприятию.


05.07.18 С Днём рыбака!

Рыбная отрасль исторически значима для региона. У нее давние и богатые традиции и хорошее будущее.


04.07.18 День открытого борта на паруснике «Крузенштерн»

7 июля 2018 года с 10.00 до 16.00 планируется проведение «Дня открытого борта» на барке «Крузенштерн», ошвартованном на 18 причале в рыбном порту.


28.06.18 Барк «Крузенштерн» завершает свой рейс 2126 в порту приписки

Утром 28 июня учебно-парусное судно «Крузенштерн» ошвартуется у 18 причала Калининградского морского рыбного порта.


18.06.18 Визит делегации портов Германии и Швеции в рыбный порт

Визит делегации портов Германии и Швеции в рыбный порт

13 июня 2018 г. состоялся рабочий визит в Калининградский морской рыбный порт представителей портов Росток (Германия) и Треллеборг (Швеция) с целью ознакомления с работой стивидорных компаний порта Калининград.


22.05.18 Уведомление о реорганизации

Федеральное государственное унитарное предприятие «Национальные рыбные ресурсы» уведомляет о завершении процедуры реорганизации в форме присоединения к нему ФГУП «Калининградский морской рыбный порт».



</p>
</span></span>

Новости по темам

Rambler's Top100