12.10.2005 ПЕРЕВОЗИМ ТО, ЧТО ПРОИЗВОДИМ          

Калининградская газета "Каскад" посвятила теме тарифов статью в номере 014 от 11 октября 2005 года. О том, как выглядит перспектива развития портовых комплексов в связи со вступлением России в ВТО материал газеты под названием "ТАРИФНЫЙ УНИСЕКС". Корреспондент Евгения Иванкова разговаривала с и.о. директора порта Андреем Крайним.

Готовы ли портовики Калининграда к изменениям железнодорожных тарифов?
С 2001 года в стране действовали различные тарифы на эти направления: доставка грузов на портовые терминалы стоила почти в два раза меньше. Льготные тарифы вводились в расчете на то, что порты станут тратить прибыль на свое развитие и повышение конкурентоспособности. В одном из своих выступлений глава Минтранса Игорь Левитин отметил: "...МЫ своей цели не достигли. А порты отвыкли от конкуренции", и поставил стивидорам условие: если они не займутся инвестициями, то Минтранс просто отменит льготы.
Жесткая позиция правительства из-за упущенных портовиками шансов встать на одну планку конкурентоспособности с зарубежными портами объясняется вовсе не "нелюбовью" к российским портам, а минимальным лимитом времени до грядущего вступления России в ВТО, которое требует равных условий для всех игроков рынка.
Свою позицию по этому вопросу высказали и железнодорожники. Президент ОАО "РЖД" В.Якунин утверждает: "..Это сложный вопрос. Сейчас выдвигается требование, что Россия уже чуть ли не в 2007 г. должна выравнятъ тарифы на перевозку до российских и зарубежных портов и до сухопутных погранпереходов. Это очень опасно, потому что наши портовики не готовы к открытой конкуренции. В Прибалтике меньше налоги, есть экономические зоны. У нас не только нет никаких свободных зон, но еще и "лучшая в мире" налоговая система, которая устроена так, что выравнивание тарифов добьет российские порты. РЖД как перевозчик в этом случае получит больше доходов. Но с точки зрения РЖД как компании, которая зависит от экономического развития страны, для нас это будет не совсем выгодно", - сказал президент РЖД.
Видимо, поэтому железнодорожники с неменьшим, чем портовики, вниманием, отслеживают ситуацию с унификацией тарифов. По осторожному прогнозу начальника дорожного центра фирменного транспортного обслуживания КЖД Евгения Березанского, переходный период, возможно, займет все же не два года, как говорилось ранее, а не менее пяти лет. Все зависит от того, в какие сроки Россия будет вступать во Всемирную торговую организацию.
Тем не менее, приводить тарифы к единым показателям начали уже с начала текущего года. В январе провели индексацию на 12,5 процентов, но это повышение стоимости грузоперевозок коснулось только доставки грузов до портовых терминалов.
По оценкам журнала "Эксперт", рост тарифов на железнодорожные перевозки в сторону российских портов, вопреки опасениям, пока что мало сказался на их конкурентоспособности.
В Калининградской области грузооборот пока продолжает расти по всем направлениям, по данным Калининградского морского рыбного порта, в течение трех кварталов 2005 года порт, перегрузив 739 тысяч тонн, освоил объемы всего 2004 года. Основной прирост оборота связан с увеличением на 65 процентов рыбных грузов, на 51 процент - металлолома. Важнейшим в структуре оборота остается рост перевалки удобрений на 16,3 процента, а также оборот импортного мяса. Наметился значительный рост объемов перевалки кокса и угля.
Хорошие показатели
И на КЖД с мая по сентябрь наблюдался небольшой спад грузопотока в связи со сложившейся мировой конъюнктурой на рынке нефти и металла. Сейчас вновь наблюдается рост объема перевозок. Прослеживается положительная динамика по росту количества заявок на экспорт. С ОКТЯБРЯ ожидается приток НЕФТЕГРУЗОВ. Просматривается увеличение по грузообороту металлов. В этом году планируется выйти на 19 миллионов тонн перевезенных грузов по итогам года.
Калининградское направление не станет менее привлекательным после повышения тарифов, уверен Березанский. С 15 октября литовские железные дороги все-таки повышают тариф НА 8 ПРОЦЕНТОВ. Это плановая индексация по всем направлениям, а не только по отношению к Калининграду. Поэтому разрыв между отечественными и литовскими портовиками по-прежнему сохраняется в пользу первых.
- Несмотря на грядущее повышение тарифов, перед портом Клайпеды у нас все равно остается задел порядка 400-500 рублей на тонну нефтепродуктов, по металлам преимущество тоже существенное, - сообщил Березанский.
Повышение тарифов, по данным российских экспертов, к перераспределению потока грузов пока не привело. Грузопоток, который раньше шел на порты, скорее всего, сохранится. Тем не менее, ожидается оживление на калининградских железнодорожных погранпереходах. Серьезные перевозки планируется осуществлять через переход в пос. Железнодорожный. Так, с выгодным предложением на КЖД обратилась компания "Эльдорадо", поставляющая комплектующие для местного завода "Телебалт".
Портовики смотрят в будущее не столь оптимистично.
- Железная дорога пытается следовать требованиям ВТО. Но, с другой стороны, есть геополитические особенности и потребности страны. Мы же не виноваты в том, что оказались оторванными от основной территории России. Правда, это и не вина Левитина (Игорь Левитин, министр транспорта РФ. -Е.И.) или Якунина (Владимир Якунин, президент ОАО "РЖД". -Е.И.). После унификации тарифов дорога на Клайпеду станет более привлекательной, чем на Калининград. Следовательно, мы начнем терять грузы, - уверен начальник Калининградского морского рыбного порта Андрей Крайний.
По мнению Крайнего, Россия в принципе пока не готова к тому, чтобы полностью соответствовать стандартам ВТО, которая, помимо требования унифицировать тарифы в качестве условия вступления, выставляет необходимость привести стоимость энергоносителей в соответствие с мировыми стандартами. В то время как значительная часть территории России в принципе не пригодна для проживания. И обогреть, скажем, сибиряка обходится значительно дороже, нежели жителя европейской части.
От унификации, в первую очередь, пострадают порты Северо-Запада, которые находятся в состоянии жесткой конкуренции с портами стран Балтийского моря. Выравнивание тарифов в Калининграде означает то, что регион, в принципе, будет отрезан от грузов.
- У нас два варианта: первый - убедить правительство выслушать наши аргументы, второй - искать экономические рычаги снижения издержек и сохранения привлекательности, - отмечает начальник порта.
Среди таких мер - налаживание сотрудничества с Белоруссией по перевалке калийных удобрений. Пробная перевалка этих грузов должна пройти в порту в октябре-декабре. КМРП является так называемым естественным партнером для Белоруссии, расположенным в непосредственной близости. Поэтому также есть возможность вести переговоры о перевалке нефтепродуктов для этого государства.
Еще одним перспективным направлением, по мнению Крайнего, является производство в янтарном крае товара, который мы могли бы отгружать на Европу. Если в регионе начать производить бункерное топливо, то появится дополнительный экспортный объем, который позволит загрузить порт.
У торгового порта ситуация сложнее, поскольку он ориентирован на экспортные российские грузы - кокс, металл, чугун, ферросплавы. Но и здесь есть возможность увеличить показатели по контейнерной перевалке.
Постепенную унификацию тарифов Крайний сравнил с ситуацией, когда любящий хозяин отрезает кошке хвост по кусочку. Из-за постоянного роста стоимости перевозок начинают выпадать те или иные виды грузов. По прогнозам, в следующем году станет нецелесообразно переваливать через Калининградскую область сырую нефть.
***
Похоже, региону на Балтике и на этот раз потребуются особые условия. Наверное, в Кремле уже свыклись с ситуацией, что в любом правиле должно быть исключение - Калининград. Так зачем же нарушать традиции? Тем более что эксклавное положение области действительно является ее стратегическом преимуществом при умелом использовании.
 

 

Читайте также:

29.08.19 Илья Шестаков посетил барк «Седов» в Калининградском морском рыбном порту

Илья Шестаков посетил барк «Седов» в Калининградском морском рыбном порту

29 августа Заместитель министра сельского хозяйства России — руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, в рамках рабочего визита в Калининградскую область, посетил Калининградский морской рыбный порт.


19.08.19 День открытого борта на паруснике «Крузенштерн»

День открытого борта на паруснике «Крузенштерн»

24 августа 2019 года с 10:00 до 16:00 планируется проведение «Дня открытого борта» на паруснике «Крузенштерн» на территории Калининградского морского рыбного порта- Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс».


15.07.19 Благодарности от Росрыболовства торжественно вручили работникам Калининградского морского рыбного порта – Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс»

Благодарности от Росрыболовства торжественно вручили работникам Калининградского морского рыбного порта

13 июля 2019 года в городе Пионерском Калининградской области отметили сразу два праздника – День города и День рыбака.


12.07.19 Подведены итоги III Международного рыбопромышленного форума

Подведены итоги III Международного рыбопромышленного форума

В Санкт-Петербурге 12 июля завершился III Международный рыбопромышленный форум и Выставка рыбной индустрии, морепродуктов и технологий.


10.07.19 День открытого борта на паруснике «Крузенштерн»

День открытого борта на паруснике «Крузенштерн»

13 июля 2019 года с 10.00 до 16.00 планируется проведение «Дня открытого борта» на паруснике «Крузенштерн».


10.07.19 13 июля 2019 года День города Пионерского — День рыбака.

Программа Дня города и Дня рыбака в Пионерском.

13 июля 2019 года планируется проведение Дня города Пионерского — Дня рыбака. Приглашаем калининградцев и гостей города к участию в празднике.


26.06.19 В Калининградской транспортной прокуратуре проводится Всероссийский день приема предпринимателей

В соответствии С Распоряжением Генерального прокурора Российской Федерации от 03.03.2017 № 139/7р «Об организации проведения в органах прокуратуры Российской Федерации Всероссийского дня приема предпринимателей» указанный день приема проводится органами прокуратуры в рабочее время в первый вторник каждого месяца.


18.04.19 Торжественное мероприятие в честь празднования 85-летия органов рыбоохраны России

Торжественное мероприятие  в честь празднования 85-летия органов рыбоохраны России.

В Калининграде 12 апреля 2019 года состоялась торжественное мероприятие, в честь празднования 85-летия органов рыбоохраны России при участии заместителя Председателя Правительства Калининградской области Гарри Гольдмана.


22.02.19 Органы Внутренних дел на транспорте отметили 100-летний юбилей со дня образования

100-ая годовщина со Дня образования органов внутренних дел на транспорте в России.

Во Дворце культуры железнодорожников состоялось торжественное собрание, посвящённое празднованию 100-ой годовщины со Дня образования органов внутренних дел на транспорте в России.


31.01.19 Калининградский рыбный порт посетил заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Петр Савчук

Калининградский рыбный порт посетил заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Петр Савчук

В ходе рабочей поездки в Калининградскую область Петр Степанович Савчук оценил состояние рыбохозяйственного комплекса региона.



</p>
</span></span>

Новости по темам

Rambler's Top100