12.10.2005 ПЕРЕВОЗИМ ТО, ЧТО ПРОИЗВОДИМ          

Калининградская газета "Каскад" посвятила теме тарифов статью в номере 014 от 11 октября 2005 года. О том, как выглядит перспектива развития портовых комплексов в связи со вступлением России в ВТО материал газеты под названием "ТАРИФНЫЙ УНИСЕКС". Корреспондент Евгения Иванкова разговаривала с и.о. директора порта Андреем Крайним.

Готовы ли портовики Калининграда к изменениям железнодорожных тарифов?
С 2001 года в стране действовали различные тарифы на эти направления: доставка грузов на портовые терминалы стоила почти в два раза меньше. Льготные тарифы вводились в расчете на то, что порты станут тратить прибыль на свое развитие и повышение конкурентоспособности. В одном из своих выступлений глава Минтранса Игорь Левитин отметил: "...МЫ своей цели не достигли. А порты отвыкли от конкуренции", и поставил стивидорам условие: если они не займутся инвестициями, то Минтранс просто отменит льготы.
Жесткая позиция правительства из-за упущенных портовиками шансов встать на одну планку конкурентоспособности с зарубежными портами объясняется вовсе не "нелюбовью" к российским портам, а минимальным лимитом времени до грядущего вступления России в ВТО, которое требует равных условий для всех игроков рынка.
Свою позицию по этому вопросу высказали и железнодорожники. Президент ОАО "РЖД" В.Якунин утверждает: "..Это сложный вопрос. Сейчас выдвигается требование, что Россия уже чуть ли не в 2007 г. должна выравнятъ тарифы на перевозку до российских и зарубежных портов и до сухопутных погранпереходов. Это очень опасно, потому что наши портовики не готовы к открытой конкуренции. В Прибалтике меньше налоги, есть экономические зоны. У нас не только нет никаких свободных зон, но еще и "лучшая в мире" налоговая система, которая устроена так, что выравнивание тарифов добьет российские порты. РЖД как перевозчик в этом случае получит больше доходов. Но с точки зрения РЖД как компании, которая зависит от экономического развития страны, для нас это будет не совсем выгодно", - сказал президент РЖД.
Видимо, поэтому железнодорожники с неменьшим, чем портовики, вниманием, отслеживают ситуацию с унификацией тарифов. По осторожному прогнозу начальника дорожного центра фирменного транспортного обслуживания КЖД Евгения Березанского, переходный период, возможно, займет все же не два года, как говорилось ранее, а не менее пяти лет. Все зависит от того, в какие сроки Россия будет вступать во Всемирную торговую организацию.
Тем не менее, приводить тарифы к единым показателям начали уже с начала текущего года. В январе провели индексацию на 12,5 процентов, но это повышение стоимости грузоперевозок коснулось только доставки грузов до портовых терминалов.
По оценкам журнала "Эксперт", рост тарифов на железнодорожные перевозки в сторону российских портов, вопреки опасениям, пока что мало сказался на их конкурентоспособности.
В Калининградской области грузооборот пока продолжает расти по всем направлениям, по данным Калининградского морского рыбного порта, в течение трех кварталов 2005 года порт, перегрузив 739 тысяч тонн, освоил объемы всего 2004 года. Основной прирост оборота связан с увеличением на 65 процентов рыбных грузов, на 51 процент - металлолома. Важнейшим в структуре оборота остается рост перевалки удобрений на 16,3 процента, а также оборот импортного мяса. Наметился значительный рост объемов перевалки кокса и угля.
Хорошие показатели
И на КЖД с мая по сентябрь наблюдался небольшой спад грузопотока в связи со сложившейся мировой конъюнктурой на рынке нефти и металла. Сейчас вновь наблюдается рост объема перевозок. Прослеживается положительная динамика по росту количества заявок на экспорт. С ОКТЯБРЯ ожидается приток НЕФТЕГРУЗОВ. Просматривается увеличение по грузообороту металлов. В этом году планируется выйти на 19 миллионов тонн перевезенных грузов по итогам года.
Калининградское направление не станет менее привлекательным после повышения тарифов, уверен Березанский. С 15 октября литовские железные дороги все-таки повышают тариф НА 8 ПРОЦЕНТОВ. Это плановая индексация по всем направлениям, а не только по отношению к Калининграду. Поэтому разрыв между отечественными и литовскими портовиками по-прежнему сохраняется в пользу первых.
- Несмотря на грядущее повышение тарифов, перед портом Клайпеды у нас все равно остается задел порядка 400-500 рублей на тонну нефтепродуктов, по металлам преимущество тоже существенное, - сообщил Березанский.
Повышение тарифов, по данным российских экспертов, к перераспределению потока грузов пока не привело. Грузопоток, который раньше шел на порты, скорее всего, сохранится. Тем не менее, ожидается оживление на калининградских железнодорожных погранпереходах. Серьезные перевозки планируется осуществлять через переход в пос. Железнодорожный. Так, с выгодным предложением на КЖД обратилась компания "Эльдорадо", поставляющая комплектующие для местного завода "Телебалт".
Портовики смотрят в будущее не столь оптимистично.
- Железная дорога пытается следовать требованиям ВТО. Но, с другой стороны, есть геополитические особенности и потребности страны. Мы же не виноваты в том, что оказались оторванными от основной территории России. Правда, это и не вина Левитина (Игорь Левитин, министр транспорта РФ. -Е.И.) или Якунина (Владимир Якунин, президент ОАО "РЖД". -Е.И.). После унификации тарифов дорога на Клайпеду станет более привлекательной, чем на Калининград. Следовательно, мы начнем терять грузы, - уверен начальник Калининградского морского рыбного порта Андрей Крайний.
По мнению Крайнего, Россия в принципе пока не готова к тому, чтобы полностью соответствовать стандартам ВТО, которая, помимо требования унифицировать тарифы в качестве условия вступления, выставляет необходимость привести стоимость энергоносителей в соответствие с мировыми стандартами. В то время как значительная часть территории России в принципе не пригодна для проживания. И обогреть, скажем, сибиряка обходится значительно дороже, нежели жителя европейской части.
От унификации, в первую очередь, пострадают порты Северо-Запада, которые находятся в состоянии жесткой конкуренции с портами стран Балтийского моря. Выравнивание тарифов в Калининграде означает то, что регион, в принципе, будет отрезан от грузов.
- У нас два варианта: первый - убедить правительство выслушать наши аргументы, второй - искать экономические рычаги снижения издержек и сохранения привлекательности, - отмечает начальник порта.
Среди таких мер - налаживание сотрудничества с Белоруссией по перевалке калийных удобрений. Пробная перевалка этих грузов должна пройти в порту в октябре-декабре. КМРП является так называемым естественным партнером для Белоруссии, расположенным в непосредственной близости. Поэтому также есть возможность вести переговоры о перевалке нефтепродуктов для этого государства.
Еще одним перспективным направлением, по мнению Крайнего, является производство в янтарном крае товара, который мы могли бы отгружать на Европу. Если в регионе начать производить бункерное топливо, то появится дополнительный экспортный объем, который позволит загрузить порт.
У торгового порта ситуация сложнее, поскольку он ориентирован на экспортные российские грузы - кокс, металл, чугун, ферросплавы. Но и здесь есть возможность увеличить показатели по контейнерной перевалке.
Постепенную унификацию тарифов Крайний сравнил с ситуацией, когда любящий хозяин отрезает кошке хвост по кусочку. Из-за постоянного роста стоимости перевозок начинают выпадать те или иные виды грузов. По прогнозам, в следующем году станет нецелесообразно переваливать через Калининградскую область сырую нефть.
***
Похоже, региону на Балтике и на этот раз потребуются особые условия. Наверное, в Кремле уже свыклись с ситуацией, что в любом правиле должно быть исключение - Калининград. Так зачем же нарушать традиции? Тем более что эксклавное положение области действительно является ее стратегическом преимуществом при умелом использовании.
 

 

Читайте также:

12.04.21 В «КМРП» — Калининградском филиале ФГУП «Нацрыбресурс» отработали действия сотрудников при ЧС

В «КМРП» — Калининградском филиале ФГУП «Нацрыбресурс» отработали действия сотрудников при ЧС

09 апреля 2021 года на территории основной промплощадки «Калининградского морского рыбного порта» — Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» была проведена объектовая тренировка «Действия персонала филиала при аварии на холодильнике с выходом аммиака».


30.03.21 Сотрудники ФГУП «Нацрыбресурс» приняли участие в Вакцинации от COVID-19

Сотрудники ФГУП «Нацрыбресурс» приняли участие в Вакцинации от COVID-19

30 марта в «Калининградском морском рыбном порту» — Калининградском филиале ФГУП «Нацрыбресурс» стартовала вакцинация против коронавирусной инфекции COVID-19.


04.03.21 Сердечно поздравляем с весенним праздником 8 марта!

Поздравление с праздником 8 марта

Спасибо вам за доброту, за мудрость и терпение, за ваш ежедневный труд, за то, что служите для нас источником вдохновения и возвышенных чувств.


20.02.21 Ушел из жизни Зезюлин Василий Васильевич

Ушел из жизни Зезюлин Василий Васильевич

На 72 году жизни ушел из жизни диспетчер порта Зезюлин Василий Васильевич.


28.12.20 С наступающим 2021 годом!

С наступающим 2021 годом!

Пусть в предстоящем году вам сопутствует успех, появляются смелые идеи и решения! Пусть Новый год подарит благополучие, укрепит веру в будущее!


30.11.20 Учебный парусник Росрыболовства «Седов» завершил кругосветную экспедицию

Учебный парусник Росрыболовства «Седов» завершил кругосветную экспедицию

27 ноября 2020 г. на 18-м причале Калининградского морского рыбного порта состоялась торжественная церемония, посвященная завершению, крупнейшей за всю историю парусного флота Росрыболовства, экспедиции «Паруса мира».


14.07.20 Сотрудники Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» получили ведомственные награды Росрыболовства

Сотрудники Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» получили ведомственные награды Росрыболовства

13 июля 2020г. в Калининграде врио генерального директора ФГУП «Нацрыбресурс» Сергей Владимирович Харьков в честь профессионального праздника «Дня Рыбака» вручил ведомственные награды сотрудникам «Калининградского морского рыбного порта» — Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс».


10.07.20 С Днём Рыбака!

С Днём Рыбака!

Уважаемые коллеги! От коллектива «Калининградского морского рыбного порта» — калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» примите самые искренние поздравления с профессиональным праздником — Днём Рыбака!


10.07.20 Торжественное мероприятие, приуроченное к профессиональному празднику - «Дню Рыбака»

Торжественное мероприятие, приуроченное к профессиональному празднику - «Дню Рыбака»

На территории «Калининградского морского рыбного порта — Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» прошло торжественное мероприятие, приуроченное к профессиональному празднику — «Дню Рыбака»!


25.06.20 ФГУП «Нацрыбресурс» принял участие в акции «Лучи Победы»!

Барк «Крузенштерн». Фото Пресс-служба ФГУП «Нацрыбресурс»

ФГУП «Нацрыбресурс» принял участие в акции «Лучи Победы»! 24 июня 2020 года свои прожектора Калининградский морской рыбный порт направил в ночное небо! Волна света прошла по всей стране от Камчатки до Калининграда. В память о Великой Победе лучи прожекторов осветили небо над десятками городов.



</p>
</span></span>

Новости по темам