Новости

Лосось за бортом

Калининградские рыбаки не осваивают выделенные им квоты

Львиную долю улова в Калининградском заливе составляет салака.
Фото: Елена Нагорных

Сегодня рыбные запасы на Балтике позволяют промысловикам рассчитывать на хорошие уловы. Почему же не осваиваются выделенные квоты?

Бумажный шторм

По данным Западно-Балтийского территориального управления Росрыболовства, калининградские рыбаки в 26-м подрайоне Балтийского моря в минувшем году довольно успешно вели добычу трески, охотно брали камбалу, но не справились с запланированным объемом вылова балтийской сельди (салаки) и шпроты (кильки), а также не поймали ни килограмма атлантического лосося (семги).

Председатель правления Калининградского областного союза рыболовецких колхозов Олег Твердохлеб объясняет этот «недобор» бюрократическими препонами. Рыбе через них не попасть на стол к потребителям, считает он.

— Контрольные процедуры по-прежнему отнимают много времени и лишают наши суда маневренности, — признался Твердохлеб. — Рыбаков из рабочего графика постоянно выбивает капризная прибалтийская погода, особенно зимой: на 3-4 часа выскочил в море, получил штормовое предупреждение — поднимай трал и дуй на базу. И всякий раз приходится оформлять бумаги на «вход» и «выход» из экономзоны. Упрощенный порядок таможенного и пограничного контроля, увы, не действует. Хотя бумаг сейчас требуют меньше, их все равно нужно составлять, куда-то везти, ждать ответа, а в путину каждый час дорог. По мнению Твердохлеба, в такой ситуации трудно ожидать от рыбаков стопроцентной реализации квот.

Охота на треску

То, что треска «идет» лучше, чем салака и килька, связано с рентабельностью промысла первой и низкой доходностью последних. Треска пользуется спросом, затраты на ее добычу окупаются потребительской ценой. Чего не скажешь о салаке и кильке, получившей в свое время название народной рыбы в силу дешевизны и доступности. Народ не метет ее, как раньше, с прилавков по цене, предлагаемой торговцами. А по ценам от рыбколхозов, как показали ярмарки, устраиваемые на центральном рынке в Калининграде во время салачной путины, расхватывает и просит еще. Так что, возможно, вопрос упирается в организацию торговли. О возрождении в области спецмагазинов «Океан», по словам министра сельского хозяйства и рыболовства региона Андрея Романова, речь не идет — объемы добываемой рыбы не те, но размещение в разных точках города автолавок по примеру мясных вполне может подстегнуть продажи. Но пока калининградцы больше заинтересованы в увеличении общих допустимых уловов трески, которой когда-то в отечественных водах водилось столько, что ее позволяли ловить даже шведам в обмен на шпроту. Правда, чрезмерная эксплуатация нерестовых запасов поставила ценную рыбу на грань исчезновения. Это констатировали ведущие мониторинг ученые Атлантического научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. Евросоюзом был разработан план по восстановлению запаса трески Балтийского моря, он был одобрен международным советом по исследованию моря (ИКЕС), членом которого является и Россия. «План сработал. Наши рыбаки почувствовали улучшение — запас трески начал расти и сейчас близок к безопасному биологическому уровню, соотвественно увеличиваются и квоты», — отметил новую тенденцию заведующий лабораторией Балтийского моря АтлантНИРО кандидат биологических наук Игорь Карпушевский. Но почему тогда прибыльный ресурс недоосвоен? Промысловики сетуют, что немалые потери они несут из-за выбросов: улов отправляется за борт, если в сети попадает много трески длиной менее 38 сантиметров (а такая, по правилам рыболовства, не должна превышать пяти процентов от общего улова).

Из Красной книги отозвать

А что не так с атлантическим лососем, квоты на добычу которого остались на бумаге? Дело в том, что ловить анадромный вид рыб можно только в пределах рыбопромысловых участков, но в тех, что распределены рыбакам 26-го подрайона Балтийского моря, лосося нет, а есть «краснокнижная» кумжа. Зачем тогда, спрашивается, «подрайонщикам» выдаются разрешения на объект, которого нет?

Игорь Карпушевский ссылается на казусы законодательства. Да и ситуация со сбытом напряженная: местный рынок наводнила норвежская и финская продукция. Причем прилавки изобилуют не диким, а искусственно выращенным лососем, к тому же здорово перекормленным, судя по ярко-оранжевой окраске и великанским размерам рыбин.

Разговор же об исключении кумжи из Красной книги и переводе ее в объекты рыболовства идет не первый год. Как и о «легализации» добычи другой «краснокнижной» рыбы — атлантической сельди-финты, стабильный рост численности которой наблюдается в Куршском заливе. Эти нежеланные гости в рыбацких уловах чреваты крупными штрафами.

При этом кумжа и финта являются неизбежным и достаточно массовым приловом при добыче лосося и чехони, что создает серьезные препятствия для промысловиков. В то время как иностранные соседи по Балтике, Куршскому и Калининградскому заливам (литовцы и поляки) без проблем и ограничений ловят «попутчиков». Литовцы ежегодно выбирают 10-15 тонн финты, поляки — до 600 тонн кумжи.

— Процедура выведения финты из Красной книги длительная, — уточнила заведующая лабораторией лиманов АтлантНИРО Татьяна Голубкова. — Литва раньше начала процедуру «отзыва», потратила на нее восемь лет, поэтому раньше и приступила к промыслу. У нас в 2008-2009 годах Росприроднадзор давал разрешение на добычу финты, благодаря чему мы могли наблюдать легальные уловы и оценить состояние запаса. Собрали необходимую статистику и подготовили биологическое обоснование для снятия запрета на вылов финты. Но когда вопрос разрешится, трудно сказать.

По данным ихтиологов, современное состояние большинства промысловых объектов в российской части Куршского и Калининградского заливов характеризуется как удовлетворительное и хорошее, за исключением щуки и угря, которые из-за низкой численности потеряли промысловое значение. Рыбаки-прибрежники поднимают на борт в среднем от 2,4 до 2,6 тысячи тонн рыбы в год. В Куршском — преимущественно вылавливают леща, плотву и судака, на долю которых приходится порядка 70 процентов от общего годового вылова, в Калининградском — 78 процентов добычи составляет балтийская сельдь.

Справка «РГ»

Калининградский рыбохозяйственный комплекс обеспечивает 10 процентов общероссийского вылова. Ежегодно на океаническом промысле добывается 240-260 тысяч тонн рыбы. На прибрежном промысле в Балтийском море и его заливах вылов рыбы составляет 25-28 тысяч тонн в год. 14 крупных и средних предприятий рыбпрома ежегодно выпускают 250-260 миллионов банок консервов. Всего в регионе ежегодно производится более 340 тысяч тонн пищевой рыбной продукции, 90 процентов которой отправляется на внутренний рынок России.

Источник: "Российская газета" - Экономика Северо-Запада №5106 (27) от 10 февраля 2010 г.

Читайте также:

16.10.18 Учения при ЧС на воде

Учения при ЧС на воде

В рамках рабочей поездки главы МЧС России Евгения Николаевича Зиничева, 11 октября 2018 года на территории Калининградского морского рыбного порта были проведены учения по отработке межведомственного взаимодействия при ЧС на воде, связанных со столкновением судов и последующим возникновением пожара.


08.10.18 Церемония посвящения в курсанты и студенты БГАРФ

29 сентября на территории 18 причала Калининградского морского рыбного порта прошла церемония посвящения в курсанты и студенты БГАРФ.


28.09.18 29 сентября «День открытого борта» на барке «Крузенштерн»

29 сентября 2018 года с 11.00 до 16.00 планируется проведение «Дня открытого борта» на барке «Крузенштерн», отшвартованном на 18 причале в рыбном порту.


03.09.18 Семинар-презентация нового буксира компании Damen

На базе порта проведен семинар-презентация нового буксира компании Damen (Нидерланды).


09.07.18 Поздравление юбиляров порта

В 2018 этом году есть сотрудники, которые прошли вместе с Калининградским морским рыбным портом свой трудовой путь в течение 50,40 лет, пережили взлеты и падения, подъем и спад грузооборота, но остались верны своему родному предприятию.


05.07.18 С Днём рыбака!

Рыбная отрасль исторически значима для региона. У нее давние и богатые традиции и хорошее будущее.


04.07.18 День открытого борта на паруснике «Крузенштерн»

7 июля 2018 года с 10.00 до 16.00 планируется проведение «Дня открытого борта» на барке «Крузенштерн», ошвартованном на 18 причале в рыбном порту.


28.06.18 Барк «Крузенштерн» завершает свой рейс 2126 в порту приписки

Утром 28 июня учебно-парусное судно «Крузенштерн» ошвартуется у 18 причала Калининградского морского рыбного порта.


18.06.18 Визит делегации портов Германии и Швеции в рыбный порт

Визит делегации портов Германии и Швеции в рыбный порт

13 июня 2018 г. состоялся рабочий визит в Калининградский морской рыбный порт представителей портов Росток (Германия) и Треллеборг (Швеция) с целью ознакомления с работой стивидорных компаний порта Калининград.


22.05.18 Уведомление о реорганизации

Федеральное государственное унитарное предприятие «Национальные рыбные ресурсы» уведомляет о завершении процедуры реорганизации в форме присоединения к нему ФГУП «Калининградский морской рыбный порт».


Rambler's Top100