Новости

Калининградскому морскому каналу 110 лет!

Калининградский морской канал — уникальное гидротехническое сооружение, важнейшая транспортная артерия в экономической жизни области и России.


Калининградский морской канал начинается от входных молов города Балтийска, проходит вдоль северного побережья Калининградского (Вислинского залива) до устья реки Преголь. Калининградский морской канал это искусственное гидротехническое сооружение, огражденное от остальной части Калининградского залива искусственными насыпными островами (дамбами). Протяженность канала составляет 23 мили (43 км), ширина 50–80 метров и глубина канала — 9–10,5 метров. По каналу могут проходить суда длиной до 200 метров с осадкой до 8,0 метров, а на участке канала длиной 22,6 км, от входных молов до причалов стивидорной компании ЗАО «Содружество — СОЯ» с осадкой до 9,4 м и грузоподъемностью 30000 т. Навигация по каналу осуществляется круглогодично. С января по конец марта канал может покрываться тонким слоем льда.

Из-за узости канала нельзя было организовать одновременного двустороннего движения, что ограничивало частоту захода судов к причалам. С июля 2007 года по каналу частично осуществляется двустороннее движение судов. Средняя разрешенная скорость движения судов по каналу 8 узлов, время прохождения канала составляет около 3 часов[1 ].

Калининградский морской канал входит в портовые воды морского порта Калининград, причалы стивидорных компаний которого расположены от входных молов Балтийска до двухъярусного моста в Калининграде.

На долю портовых терминалов, расположенных на территории города, приходится почти 30% от общего объема перевалки грузов в портах Калининградского региона.

Вдоль причальных линий (более 2 км) расположились практически все крупные предприятия: Балтийский рыбоконсервный комбинат — старейшее в регионе рыбообрабатывающее предприятие; рыболовецкий колхоз «За Родину» — добыча и переработка рыбы; ООО «Светловский судоремонт», ОГУП «Запреммаш», ОАО «Светловское предприятие Эра», ЗАО «Межколхозная производственная база» — судоремонт, портовые услуги, обслуживание и снабжение рыболовецкого флота; три предприятия нефтяной компании ОАО «Лукойл — Калининградморнефть»; АО «Янтарьэнерго» (ГРЭС-2) и другие.

В Балтийске через канал круглогодично функционирует автомобильная паромная переправа, связывающая центр города с поселком Коса на Балтийской (Вислинской) косе. У выхода канала в море на Северном молу установлен конный памятник императрице Елизавете Петровне.

Из истории строительства морского канала

Он был открыт 15 ноября 1901 года и в течение столетия модернизировался в соответствии с достижениями в навигационном оснащении, в средствах управления судоходством, в соответствии с международными стандартами безопасности мореплавания.

Движение через залив было очень опасным из-за мелей и переменчивого уровня воды в зависимости от направления ветра. Если судно оказывалось в этих местах во время шторма, то чаще всего случалось так, что сдвинуться с этих мест без посторонней помощи оно уже не могло. Судно увязало в песке настолько крепко, что могло остаться там навсегда. Корабли и суда с большой осадкой не могли безопасно продвигаться по заливу. Поэтому для перевозки грузов и пассажиров использовались парусные кильботы. В зимнее время залив замерзал, судоходство прекращалось, и товары из Пиллау в Кенигсберг доставлялись санным путем по льду залива. Это очень удорожало стоимость товаров.

Движение в устье реки Преголи также было опасным из-за узости фарватера. Убыток от перегрузки товаров в Пиллау на лихтерные суда, потери времени, порча товаров составляли ежегодно 450 000 марок. Поэтому купцы Кенигсберга решили составить собственный проект строительства морского канала. Был объявлен конкурс. Из 20 проектов первое место получил проект Хуго Натуса, строительного инспектора гавани Пиллау. Его предложение состояло в сооружении искусственных дамб для поддержания уровня глубины канала.


К 1889 году все вопросы об оплате работ были урегулированы. Купечество взяло на себя обязательства в течение 10 лет перечислить 130 000 марок. Остальные расходы покрывало правительство, так как строительство канала должно было способствовать процветанию страны.

Проектная стоимость канала первоначально составляла 7,300 млн. марок, но затем вылилась в 12 300 000 марок и купечеству пришлось повысить свой ежегодный взнос. Началось строительство дамб. Они состояли из двух свайных рядов, заполненных фашинами (пучками прутьев). Около Пиллау и Пайзе со стороны залива были сделаны насыпные острова, засаженные деревьями. В дамбах проделаны 30-метровые проходы напротив деревень. Общая протяженность дамб составила 31,5 км. Навигационные знаки установлены на железобетонных сваях. О Хуго Натусе известно, что он родился 4 мая 1825 года под Берлином в семье почмейстера. Закончил Берлинскую академию строительства и модернизировал Русскую дамбу в Пиллау. Умер Хуго Натус в 1912 году.

Читайте также:

07.05.20 Поздравление ветеранов с праздником Великой Победы!

Поздравление ветеранов с праздником Великой Победы!

От коллектива «Калининградского морского рыбного порта» — Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» поздравляем Вас с  праздником Великой Победы!


30.03.20 Уведомление о работе КМРП

В период с 30 марта по 11 мая 2020 года вся Администрация порта будет работать по удаленной системе. Однако, сменные работники, обеспечивающие подачу/уборку вагонов, будут работать без выходных и обеспечивать бесперебойную работу порта.


23.03.20 Уведомление о принятии мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции

В связи с распространением коронавирусной инфекции в мире и во исполнение требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», распоряжения Росрыболовства от 16.03.2020 № 14-р.


26.02.20 День Защитника Отечества Калининградский порт отметил возложением цветов к мемориальному комплексу

День Защитника Отечества Калининградский порт отметил возложением цветов к мемориальному комплексу

21 февраля 2020 года в Калининграде к Мемориальному комплексу на братской могиле советских воинов Совет ветеранов «Калининградского морского рыбного порта» — Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» совместно с воспитанниками общеобразовательных учреждений города возложили цветы.


09.12.19 В Калининградском морском рыбном порту стартовал основной этап кругосветной экспедиции учебных парусников Росрыболовства

В Калининградском морском рыбном порту стартовал основной этап кругосветной экспедиции учебных парусников Росрыболовства

В субботу, 7 декабря, в Калининградском морском рыбном порту состоялась торжественная церемония проводов учебных парусников Росрыболовства «Седов» и «Крузенштерн» в кругосветную экспедицию, приуроченную к 200-летию открытия Антарктиды российскими моряками и 75-й годовщине Победы над фашизмом.


25.10.19 Сообщение о смене руководителя

Калининградский морской рыбный порт – Калининградский филиал ФГУП «Нацрыбресурс» сообщает, что с 25.10.2019г. в соответствии с Приказом № 116-к от 22.10.2019г. функции директора «КМРП» - Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» исполняет Громов Александр Сергеевич.


19.09.19 Калининградская область становится важным узлом транзитного потока между Европой и Азией

Калининградская область становится важным узлом транзитного потока между Европой и Азией

Директор «Калининградского морского рыбного порта» – Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» Игорь Разинкин принял участие в Международной транспортно-логистической конференции «PRO//Движение.Запад», которая состоялась 17-18 сентября в Светлогорске Калининградской области.


29.08.19 Илья Шестаков посетил барк «Седов» в Калининградском морском рыбном порту

Илья Шестаков посетил барк «Седов» в Калининградском морском рыбном порту

29 августа Заместитель министра сельского хозяйства России — руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, в рамках рабочего визита в Калининградскую область, посетил Калининградский морской рыбный порт.


19.08.19 День открытого борта на паруснике «Крузенштерн»

День открытого борта на паруснике «Крузенштерн»

24 августа 2019 года с 10:00 до 16:00 планируется проведение «Дня открытого борта» на паруснике «Крузенштерн» на территории Калининградского морского рыбного порта- Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс».


15.07.19 Благодарности от Росрыболовства торжественно вручили работникам Калининградского морского рыбного порта – Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс»

Благодарности от Росрыболовства торжественно вручили работникам Калининградского морского рыбного порта

13 июля 2019 года в городе Пионерском Калининградской области отметили сразу два праздника – День города и День рыбака.