Также смотрите


ПАРУСНЫЙ ФЛАГМАН РОССИИ ВНОВЬ В РОДНОМ ПОРТУ

1 сентября 2004 года в 14:50 у 25 причала Калининградского морского рыбного порта ошвартовался учебный парусник Балтийской государственной академии "Крузенштерн". С 14 февраля 1997 года, когда барк впервые причалил в рыбном порту, торжественные проводы и встречи курсантов инженерных и мореходных училищ Российской Федерации стали доброй традицией. Неважно, чего больше получают юные капитаны в плавании на этом всемирно известном судне – профессионализма или романтики, главное, что они возвращаются настоящими моряками.

Славная история "Крузенштерна" свидетельствует, что судно не раз становилось призёром международных гонок. В 1984 году "Крузенштерн" под командованием капитана Г. В. Коломенского завоевал в трансатлантической гонке первое место и золотую медаль. Это был настоящий звездный час барка. Большой серебряный Кубок стал наградой судну, а членам экипажа вручили золотые медали. В этой регате "Крузенштерн" показал рекорд скорости хода - 17,5 узлов! Первые места в Grand Regata Columbus - 1992 на участке Бостон-Ливерпуль, The Catty Sark Tall Ships Race 1994, 1999, Tall Ships 2000 Class A на участке Галифакс-Амстердам и многих других, а 30 июля 2000, участвуя в трансатлантической гонке Millenium, отказавшись от лидерства, экипаж парусника спас жизнь двадцатилетней польке Джоанне Черлинска с яхты "Погория".

Весь экипаж судна – выдающиеся мастера парусного дела России, многие удостоены звания мастера спорта. В первое атлантическое плавание с наименованием "Крузенштерн" парусник ушёл в 1961 году под командованием капитана первого ранга П.В. Власова. Капитанами судна были также Н.Т.Шульга -1968, И.Г.Шнейдер -1972-77, В.Т.Роев -1976, В.А.Томасов -1977-78, Я.А.Смелтерис -1978-79, А.Б.Перевозчиков -1979-82, Г.В.Коломенский с 1979, Е.В.Немержицкий 88,92,93, О.К.Седов с 1995.

Барк "Крузенштерн" был построен в 1926 году на верфи Джо Текленборга в Везермюнде (Бремерхафен) и назван "Падуя". Корпус барка стальной, клепаный. Толщина обшивки - до 13 мм. Водонепроницаемых переборок 7. По архитектуре судно трехостровное, двухпалубное. Максимальный диаметр мачт 760- 840 мм, их высота над ватерлинией - до 56 м. Такелаж барка – пеньковый. Блоки преимущественно деревянные. Рангоут "Падуи" сохранился в своем первозданном виде. Рулевой привод - ручной, типичный для больших винджамеров прошлого века.

С 1973 г. вместе с барком "Седов" и еще шестью другими парусными судами отряда "Крузенштерн" обеспечивал плавательную практику курсантов средних и высших учебных заведений Западного бассейна страны. Но авторитет барка неизмеримо возрос с 1974 года, когда "Крузенштерн" впервые принял участие в регате "Парус-74", где завоевал переходящий приз - серебряную модель знаменитого клипера "Катти Сарк".

В 1993 году "Крузенштерн" прошел капитальный ремонт в Висмаре (Германия), с целью возобновления своего класса Морского Регистра судоходства. На барке заменили главные двигатели, установленные в 1961 г., перевели электростанцию на переменный ток, заменили котельное оборудование, переоборудовали спасательное устройство, кубрики курсантов, медицинский блок и другие помещения.

В 1993-1994 гг. для барка пошили новый комплект парусов из синтетической ткани и штормовые паруса. Перед кругосветным плаванием в 1995 г., на верфи "Наута" в Гдыне (Польша) провели докование судна, заменили гребные винты, переоборудовали штурманскую и навигационную рубки, заменили навигационное оборудование, установили новейшие спутниковые средства связи, автономные кондиционеры и т.д.

В таком обновлённом виде парусный флагман по заданию правительства России в 1995-1996 гг. и осуществил кругосветное путешествие в честь 300-летия российского флот В 2005-2006 гг знаменитый парусник совершил второй кругосветный поход, приуроченный к 200-летию первого кругосветного путешествия Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского и 60-летию Парада Победы 24 июня 1945 года.

Повторив маршрут экспедиции Крузенштерна, четырехмачтовый барк прошел за 408 суток (14 месяцев) около 44 тысяч морских миль, четыре раза пересек экватор, совершил заходы в 22 порта 14 стран мира: Нью-Касл (Великобритания), Бремерхафен (Германия), Сантандер и Санта-Крус (Испания), Лиссабон (Португалия), Ушуайя (Аргентина), Вальпараисо (Чили), Акапулько (Мексика), Владивосток (Россия), Гонконг (Китай) и много других. В этом большом морском событии получили парусную практику более 400 курсантов морских учебных заведений России и 64 юнги Молодежной морской лиги. Через всю жизнь многие их них пронесут впечатления от этого плавания. Кто-то из них теперь навсегда останется предан морю. Многие выпускники БГА, получившие первую морскую практику на "Крузенштерне", стали капитанами на различных парусных судах ведущих судоходных компаний мира. Очень многое значат в их жизни те навыки, которые они получили на судне, и тот пример, который они видели перед собой во время морских испытаний.